1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Вот опять звенит звонок. Начинается урок. Вы друг другу улыбнитесь, с мыслями соберитесь. Сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, как мы работаем. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
2. Актуализация знаний | Устный счет: а) Выразите заштрихованную часть круга в процентах б) 1.Туристы проехали 50% пути на поезде и 40% пути на автобусе. Весь ли путь они проехали? 2.В классе 40% девочек. Кого в классе больше – мальчиков или девочек? 3.Что больше: а) 60% всего класса или половина класса? б) 10% зарплаты или четверть зарплаты? в) половина или 45% всего населения страны? 2. Для каждой фразы из левого столбца подберите соответствующую фразу в правом 1. 100% учащихся а) половина учащихся 2. 25% учащихся б) все учащиеся 3. 10% учащихся в) четверть учащихся 4. 50% учащихся г) десятая часть учащихся
Для каждого процента в левом столбце выберите соответствующую дробь:
10% 1/2 50% 9/10 30% 1/10 75% 1/4 90% 3/10 25% 3/4 | Учащиеся устно выполняют предложенные задания. |
3. Этап изучение нового материала. | Давайте вспомним основные типы задач на проценты Как найти процентное соотношение одного числа от другого. Учащиеся устно выполняют предложенные задания. Вывод: Чтобы найти несколько процентов от числа, надо это число сначала разделить на 100, а потом умножить на количество процентов. Найдите: 52% от 3100 1612 14% от 261,3 36,582 25% от 1200 300 Задание: определите, какая задача лишняя? 1) Планшет стоит 10000 рублей. Сколько будет стоить планшет со скидкой 15%? 2) Ученику в дневник выставили 48 отметок за год по разным предметам. 2/3 составляют пятерки. Сколько пятерок за год получил ученик? 3) В 1 кг творога содержится 250 г жира. Найдите процентное содержание жира в твороге? 4) В классе 9 мальчиков, что составляет 30% всех учащихся класса. Сколько всего учащихся в классе? Рассмотрим следующую задачу: Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а - 10 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -12, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится? - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? (Напомнить об энергосбережении. Лампы нового поколения) Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. Тема нашего урока: Задачи на проценты Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты", суметь применить их при решении реальных жизненных задач. | Учащиеся предлагают свои решения. Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе) |
Этап первичное осмысление и закрепление знаний | - Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 1. Планшет стоит 10000 рублей. Сколько будет стоить планшет со скидкой 15%? 2. В 1 кг творога содержится 250 г жира. Найдите процентное содержание жира в твороге? 3. В классе 9 мальчиков, что составляет 30% всех учащихся класса. Сколько всего учащихся в классе. (Задачи 1-3 для тех, кто раньше других выполнит работу) Задача №1. Автосалон приобрел машину за 45 000 руб., а продал за 58 500 руб. Сколько процентов составила торговая наценка? Задача №2. Цена на стиральные машины в мае упала на 15% и составила 6630 руб., а в сентябре увеличилась на 20%. Сколько стоили стиральные машины до понижения цены и сколько они стали стоить в сентябре? Задача №3. Сначала цена товара понизилась на 12%, а потом его новая цена повысилась на 12%. Стал товар дешевле или дороже его первоначальной цены? | Учащиеся выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. |
Физпауза | 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
Этап подведение итогов. Домашнее задание. | Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки само оценивания и выставляются оценки за работу на уроке. Домашнее задание: Решите следующую задачу: В семье Ивановых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Егора, семейный бюджет на месяц делится следующим образом: Статья расхода | Процент от заработанной суммы | Оплата расходов на содержание квартиры | 8% | Плата за детский сад за 1 ребенка | 6% | Покупка продуктов | 23% | Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.) | 23% | В копилку | 40% | Задания: 1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если мама зарабатывает 15 000 рублей, а папа 20 000 рублей в месяц. 2. Смогут ли Ивановы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей. На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче; На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче. На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни.
| Учащиеся сдают карточки само оценивания.
Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. |