Учитель: | Баландина Татьяна Геннадьевна |
Место работы: | МАОУ лицей № 142 г. Челябинска |
Должность: | учитель математики |
Предмет: | алгебра |
Класс: | 7 |
Тема: | «Способ группировки» |
УМК: | Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г.Мордкович. – 16-е Изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012. – 160 с.: ил. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений /[А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича – 16-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012. – 271 с.: ил. |
Цель урока: | Познакомить с новым методом и сформировать алгоритмический прием по теме : «Разложение многочлена на множители способом группировки, способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки на основании применения законов сложения и умножения |
Тип урока: | урок изучения нового учебного материала |
Формы работы учащихся: | фронтальная, групповая, индивидуальная |
Планируемые результаты: | Личностные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу, необходимое для работы в группе; способствовать воспитанию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умению самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки, прививать и воспитывать интерес к предмету Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований Предметные: формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие обучающихся умению учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию; создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения учащимися приема разложения многочлена на множители способом группировки, правильно употреблять в речи математические понятия |
Ресурсы урока: | Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г.Мордкович. – 16-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012. – 160 с.: ил. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений /[А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича – 16-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012. – 271 с.: ил. ; мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, разноцветные листочки для рефлексии |
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Организационный | 1-2 мин | Приветствует учащихся, проверяет подготовленности к учебному занятию, Включает детей в деловой ритм | Готовятся к работе: наличие тетради, учебника, канцелярских принадлежностей. Включаются в деловой ритм урока | Личностные: самоопределение, самоорганизация Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний | 4 -5 мин | Фронтальная работа. Организует повторение знаний, закрепление умений. Устная работа Вынесите общий множитель за скобки: 1. 12а + 15в = 2. ав – ау 3. а³в – а² 4. 4ав² + 8а²в² 5. (2 + х) + а(2 + х) | Выполняют устную работу (Слайд 1), взаимодействуют с учителем. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения Познавательные: анализ, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: подведение под понятие выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
III. Постановка учебной задачи | 4 –5 мин | -Когда мы выносим общий множитель за скобки, мы представляем многочлен в виде …. -Как вы думаете, где это может пригодиться? Задания. -Сократите дробь . -Разложите на множители 3в – 3с + ав – ас - Что вызвало затруднение? -Подходит ли способ вынесения общего множителя? -Итак, сегодня на уроке мы будем учиться раскладывать многочлен на множители новым способом. | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока (Слайды 2, 3) | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний | 7-8 мин | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации 1.Рассмотрим многочлен: ( 2a2 + 6a ) + ( ab + 3b ) - Есть ли общий множитель у всех слагаемых? -А если искать не у всех слагаемых, а у какой-то его части? -Попробуйте объединить их в группы. - Предлагает определить эти группы и записать их на доске и в рабочие тетради. -Что можно сделать далее? -Итак, мы представили многочлен в виде произведения. Каким образом? - Сформулируйте тип способа разложения на множители и сравните его с формулировкой пункта учебника. Слайд 4, 5 2. Учитель предлагает работать : -Сильным ученикам над составлением алгоритма разложения на множители способом группировки; - Классу попробовать найти иную группировку слагаемых и сравнить новый результат с уже полученным. Сделать вывод. -Сравните свой алгоритм с текстом слайда 6. | Соотносят полученное выражение с материалом, изученным ранее: выносят за скобки общие множители, называют применяемые законы сложения и умножения. На основе выполненных действий делают вывод о вариантности способов группировки. Составляют алгоритм разложения на множители способом группировки. (Слайды 4, 5, 6) | Коммуникативные: инициативное сотрудничество, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации Регулятивные: планирование Познавательные: Самостоятельное формулирование цели. Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование |
V. Первичное закрепление новых знаний | 4-5 мин | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Предлагает выполнить задания. Работа в парах, индивидуальная. Физминутка. | Работают по учебнику № 32.3, 32.5 в парах. Находят слагаемые, которые можно сгруппировать, раскладывают на множители. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
VI. Включение новых знаний в систему учебных действий | 4-5 мин | Раздает задания по группам, организует работу групп, организует обсуждение результатов Организует деятельность по применению новых знаний: дифференцированные задания по уровням (работа в парах) А. базовый уровень («3»). 1) 7а - 7в + аn – bn = 7(a – b) + n(a – b) = (a – b)(7 + n) 2) x y + 2y + 2x + 4 = y(x + 2) + 2(x + 2) = (y + 2)(x + 2) 3) y2a - y2b + x2 a - x2b = y2(a – b) + x2(a – b) = (a – b)(y2 + x2) Б. Повышенный уровень («4») 1) x y + 2y - 2x – 4 = y(x + 2) – 2(x + 2) = (x + 2)(y – 2) 2) 2сх – су – 6х + 3у = c(2x – y) + 3(- 2x + y) = ( 2x – y)(c – 3) 3) х2 + x y + xy2 + y3 = x(x + y) + y2(x + y) = (x + y)(x + y2) С. Творческий уровень («5») 1) x4 + x3y - xy3 - y4 = x3(x + y) – y3(x + y) = (x + y)(x3 – y3) 2) ху2 – ву2 – ах + ав + у2 – а =y2(x – b + 1) + a(- x + b – 1) = (y2 – a)(x – b + 1) 3) х2 – 3х + 6 – 2x= x(x - 3) + 2(3 – x) = (x – 2)(x – 3). | Самостоятельная работа по отбору нужных вариантов выполнение соответствующих заданий. Сверка с эталоном, выставление оценок. Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль; волевая регуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VII.Организация первичного контроля | 7-10 мин | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, взаимопроверку | Выполняют взаимопроверку, ответ обсуждается в группе, устраняют допущенные ошибки | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | 1 мин | Комментирует домашнее задание: стр. 142 учебника; выполнить задания № 32.4, 32.7, 32.9 | Записывают домашнее задание | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока | 2 -3 мин | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: Какой материал повторили на уроке? Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись? Что необходимо повторить для успешной работы на следующем уроке? | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха-неуспеха в учебной деятельности |