ПРИЗНАК ДЕЛИМОСТИ НА 9
Цели: изучить признак делимости на 9 и закрепить его знание при
решении задач; выработать навыки применения этого признака при
выполнении упражнений.
Ход урока
I. Устная работа (10 мин).
1. Решить № 69 (первые и вторые задания каждого столбика).
2. Решить № 61, 66 и 70.
II. Изучение нового материала.
1. Мы изучили признаки делимости на 10, на 5 и на 2, в которых узнали,
делится или не делится число на 10, 5 и 2.
Иначе «устроены» признаки делимости на 9 и на 3. На этом уроке мы
изучим признак делимости на 9.
2. Узнаем, не выполняя деления, можно ли 846 яиц разложить в 9 корзин
поровну. (Решение этой задачи приведено в учебнике на странице 13.)
3. Формулировка признака делимости на 9.
4. Учащиеся называют числа, которые делятся на 9, и находят сумму цифр
числа.
5. Делятся ли числа 225, 321, 675, 1004, 2382, 2841, 7235, 6264 на 9?
III. Закрепление изученного материала.
1. Решить № 62 (самостоятельно).
2. Решить № 64 (б) на доске и в тетрадях.
3. Устно решить № 75.
4. Найдите неизвестную цифру числа, обозначенную *, если известно, что
оно делится на 9:
318*; *56; 48 * 25; 8 * 1.
5. Повторить ранее изученный материал, решив задания:
а) № 84 (1; 3) на доске и в тетрадях.
Решение.
1) 17n – 11n – 2n = 511 3) 4x + 6x – x = 21,6
n · (17 – 11 – 2) = 511 x(4 + 6 –1) = 21,6
4n = 511 x (4 + 6 –1) = 21,6
n = 511 ; 4 9x = 21,6
n = 127,75. x = 21,6 : 9
x = 2,4.
Ответ: n = 127,75. Ответ: х = 2,4.
б) Устно решить № 74.
в) Вычислите (54,72 : 5,7 + 1,3 · 4,5) : 5 – 3,01.
Учитель записывает на доске числа:
а) 54,72; б) 15,45; в) 1; г) 0,08.
Учащиеся решают пример, получают ответ и среди этих чисел находят
получившийся у них ответ. (Это задание подготавливает учащихся к
тестированию.)
IV. Итог урока.
Повторить признак делимости на 9, привести примеры.
Домашнее задание: выучить признак п. 3 (1); решить № 86, № 91 (а; б),
№ 92.