Цель: систематизировать представления второклассников о многоугольнике, прямоугольнике, дать представление о квадрате.
Задачи: учить распознавать прямоугольник и квадрат, ориентируясь на их существенные признаки. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать практические задачи. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Ход урока:
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать.
Число. Классная работа.
2. Устный счёт:
- Найти разность 18 и 8
- Найти сумму 7 и 8
- Первое слагаемое 14, второе слагаемое 6. Найти сумму.( Табло)
- Найти частное чисел 30 и 5
- Найти произведение чисел 7 и 4
- Уменьшаемое 32, вычитаемое 7, найти разность.
(На столе набор геометрических фигур). Работа в парах:
-Выложите на парту круг, треугольник, прямоугольник.
- Какую фигуру вы считаете лишней? Почему? (убираем круг – нет углов)
- А теперь какая фигура лишняя? Почему? (треугольник – 3 угла)
- Назовите оставшиеся фигуры. (прямоугольник)
-Какой четырехугольник называется прямоугольником? (четырехугольник, у которого все углы прямые)
4. –А сейчас я вам расскажу сказку: (слайды)
Сказка.
Только сказка эта не обычная, а геометрическая. Слушайте.
-Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: “Посмотрите на меня: противоположные стороны мои равны, углы все прямые”.
- Как же зовут тебя? – спрашивали встречные.
- А зовут меня… (Прямоугольник)
- Правильно, прямоугольник. А как вы догадались?
- Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И прямоугольник решил поискать родственников.
“Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, - думал прямоугольник, - ведь он на меня должен быть чем-то похож”.
- Однажды встречает он на пути такую фигуру. Стал к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.
И спросил тогда:
- Как зовут тебя?
- Меня зовут…(Многоугольник) Я твой родственник.
- А как же ты докажешь что мы родственники?
- Очень просто. Все мы имеем два общих признака.
- Вы сможете их назвать, ребята?
(4 угла и 4 стороны)
- Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят, выходит из-за кустов ещё какая-то фигура и направляется прямо к ним. Поздоровались фигуры вежливо. Новая фигура говорит:
- Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то нашёл своих близких родственников.
- А как же зовут тебя? – с удивлением спросили новую фигуру.
- А зовут меня –…(Квадрат)
- А как же ты докажешь, что мы родственники?
- Очень просто. Мы с Четырёхугольником имеем два общих признака…Какие? –(4 угла, 4 стороны.)
- А с прямоугольником – 4 общих признака!
- Какие?
(4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны).
- Так встретились и стали жить-поживать вместе три родственные фигуры.
-Отгадайте загадку.
Он давно знакомый мой. Каждый угол в нём прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его…(квадрат).
- О какой фигуре, мы будем говорить на уроке? ( О квадрате)
-Давайте выполним практическую работу.
- Какая фигура лежит на парте, прямоугольник или квадрат? (Квадрат у каждого).
- Что, вы можете сказать про стороны ( Они равны).
- Докажите это. (Дети сравнивают противоположные стороны с помощью перегибания, затем квадрат сгибают по диагонали и сравнивают смежные стороны.) (Углы линейкой, стороны сравнить сгибанием сторон и по диагонали).
- Проверим по правилу в учебнике на с.111
-Прочитайте правило сам-но.
- Какую фигуру называют квадратом. ( Квадратом наз-ся прямоугольник, у которого все стороны имеют одну и ту же длину.
-Прочитайте признаки квадрата. ( это прямоугольник, длины всех его сторон равны) (4 стороны, 4 прямых угла, противоположные стороны равны)
- Итак, сделаем вывод: у квадрата все стороны равны.
Физминутка.
(квадрат – приседание, прямоугольник – прыжок, круг – хлопаем в ладоши).
2) Обобщим наши знания о квадрате. Если вы согласны с моим утверждением, то вы делаете один хлопок в ладоши.
Квадрат:
геометрическая фигура (да)
многоугольник (да)
имеет три стороны (нет), а сколько (4)
имеет 2 угла (нет), а (4)
все углы прямые (да)
- А как вы считаете, любой квадрат можно назвать прямоугольником? (да)
4)Назовите предметы из нашей жизни, которые имеют форму квадрата.
- А теперь поработаем устно в учебнике на стр.112. № 4
Посмотрите на рисунок и посчитайте сколько квадратов.(11 квадратов) Слайд (Показывает один у доски)
Далее вы поработаете в парах с.112 №5. Что нужно сделать?( выложить из 8 счетных палочек квадрат). Ребята, вместо счетных палочек, вы возьмете цветные карандаши и выложите квадрат.
VII. Включение в систему знаний и повторения.
- Откроем печатные тетради на стр. 56 и выполним №1.
Запишите соответствующие номера фигур. Проверка.
Многоугольники-1,2,3,4,5,
Четырехугольники – 1, 3, 4
Прямоугольники – 4,
Квадрат – 1
- Следующее задание 3. Самостоятельно. ( Фигура разбита на 9 квадратов, 14 квадратов можно найти).
А сейчас мы повторим пройденное, и поработаем в тех же тетрадях на с.57 №6 (4,6, 44,46, 64,66)
- Следующее задание под № 7, выполним по вариантам:
1 вар.- 16=8+8 2 вар- 18= 9+9
(Проверка на доске)
- Ну а №8, вы поработаете в парах. Проверка.
IX. Итог урока.
- На с.56 №4, вам нужно построить квадрат с данной стороной. Измерьте длину данной стороны. (1,5 см).
Значит, что мы можем сказать, про другие стороны квадрата? (они такой же длины). Начертите с помощью линейки и карандаша.
- Вы начертили квадрат, а теперь ваша задача - его раскрасить, но какими цветами, я сейчас расскажу.
- Мне все понятно – зеленый
- У меня возникли вопросы – желтый
-Были трудности – красный
- А теперь покажите свои получившиеся квадраты нашим гостям, друг другу.