Технологическая карта урока по математике на тему: «умножение на трехзначное число»
Ейск, 2021 г.
Цель: познакомить с письменным алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное число.
Личностные:1) формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению урокам математики через открытие новых знаний; 2) развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные:1) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 2) оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:1) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; 2) уметь отвечать на вопросы учителя и учащихся.
Коммуникативные:1) слышать, слушать и понимать речь учителя, одноклассников; 2) осознанно строить речевое высказывание; 3) использовать речь для регуляции своих действий.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Ребята, все встали красиво! Улыбнулись друг другу «Встало солнышко-ура! Заниматься нам пора. Учимся старательно, Слушаем внимательно!» Садитесь. | Приветствуют улыбкой друг друга. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные (2) |
Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии | - Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. Давайте с вами посчитаем устно. 20*60; 30*110; 12*40; 44*200; 30*50; 300:30; 450:50; 810:90; 120:40; 210:70. -Молодцы! | Решают примеры 1200; 3300; 480; 8800; 1500; 10; 9; 9; 3; 3. | Коммуникативные (1,2,3) Познавательные (2) |
Выявление места и причины затруднения в пробном действии | 423 • 24 423 • 240 423 • 204 -Сравните выражения. Чем они похожи и чем отличаются? - Сколько неполных произведений получится при умножении на 24? - Сколько неполных произведений получится при умножении на 240? - Сколько неполных произведений получится при умножении на 204? -Сформулируйте тему и цель урока. | Два – умножим на 4 ед. и 2 десятка. Два – умножим на 4 дес. и 2 сотни, на ноль можно не умножать. Два- умножим на 4 ед. и 2 сотни. Умножение на трехзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах. Познакомиться с умножением на трехзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах. | Личностные(1) Коммуникативные (1,2,3) |
Построение проекта выхода из затруднения | - Посмотрите, как выполнено умножение на с. 49. - Назовите неполные произведения в этом примере. - На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение в первом примере? - Как вы думаете почему? - Давайте с вами рассмотрим этот пример подробно. - Сначала умножаем на единицы (6), получается 1 неполное произведение. Записываем ответ под единицами. - Затем умножаем на десятки (0), получается 2 неполное произведение. Записываем ответ под десятками. - Далее умножаем на сотни (4), получается третье неполное произведение. Записываем ответ под сотнями. - Посмотрите, какая строчка здесь лишняя? - Можем ли мы ее убрать? - Какая трудность теперь возникла? - При умножение числа на трехзначное число с 0 в десятке, 2 неполного произведения не будет (т.к при умножении на ноль получается ноль). Так как мы его не писали, поднимаем 3 неполное выражение на место второго, но пишем его под сотнями, отступая две клеточки влево, так как показано в учебнике. - Почему второй множитель сдвинули на один разряд вправо? - Записываем так, чтобы ноль находился справа от последней цифры первого множителя. После того, как выполнили умножение, ноль сносим в ответ. - Молодцы! - Кто желает выйти к доске и решить примеры? 173*301; 362*802; 512*640; 817*130. - Решите эти примеры самостоятельно в тетради. 514*702; 689*406; 167*540; 574*420 | Слушают и выполняют задание учителя. На два разряда влево. С нулями. Да. Чтобы ноль не мешал при умножении. 52073; 290324. 327680; 106210 360828; 279734. 90180; 24008 | Личностные (1) Регулятивные (1) |
Реализация построенного проекта входа из затруднения | - Вспомните, как мы составляли алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. По аналогии составьте алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. - Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите, как умножили 769 на двузначное число и как это же число умножили на трёхзначное. Обсудите в паре, каким будет алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное.. | Ученики в паре работают по учебнику. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Давайте с вами выполним № 186 по вариантам. 1 вариант – 1 строка, 2 вариант - 2 строка.-Поменяйтесь тетрадями, возьмите красную ручку, если есть ошибка, ставите минус. Если нет ошибок - ставите +.-Поменяйтесь обратно. Молодцы Физминутка Ну-ка, встали все ребята, Зашагали, как солдаты. Вправо, влево повернулись, На носочках подтянулись, Потрясли руками дружно. Сядем все, работать дружно. | Выполняют задание. Повторяют движения. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Давайте проверим свои знания и выполним задание по карточкам. 1 – вариант Реши задачу. Из двух городов, расстояние между которыми 200 км, одновременно в противоположных направлениях выехали 2 автомобиля. Скорость одного 65 км/ч, а другого – 35 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа? Выполни вычисления: 654 ∙ 98 = 8104 ∙ 65 = 579 ∙ 780= 738 ∙ 52 = 7415 ∙ 32 = 304 ∙ 401= Реши уравнение: Х + 120 = 4000 : 5 Вычисли: 9000 – 424 ∙ 76 : 4 = Реши задачу: И Оля вышла на прогулку на 3 мин раньше, чем Алеша. Алеша вышел на 2 мин позже, чем Саша. Кто из детей вышел раньше всех и на сколько минут? 2 – вариант 1) Реши задачу. Из двух посёлков, расстояние между которыми 40 км, одновременно в противопорложных направлениях вышли 2 пешехода. Скорость одного 5 км/ч, а другого – 6 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? Выполни вычисления: 357 ∙ 48 = 351 ∙ 702 = 6814 ∙ 820= 5702 ∙ 37 = 812 ∙ 64 = 8003 ∙ 231= Реши уравнение: Х + 970 = 69 ∙ 3 Вычисли: 8000 – 568 ∙ 14 : 2 = Реши задачу: Врач прописал больному 5 уколов – по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы? | Выполняют задание на карточках. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Включение в систему знаний и повторений | - Прочитайте задачу №188. О чем эта задача? - Что известно в задаче и что нужно найти? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Можем ли мы найти количество сена, которое потребуется для 3 коров, если известно, что трем коровам необходимо – столько же сена, сколько семи лошадям? Как? - Можем ли мы теперь, зная количество сена, которое необходимо для трех коров найти количество сена, которое потребуется для 9 коров? Как? - Теперь мы знаем сколько нужно кг сена в месяц на коров. Как узнать, сколько потребуется кг сена в месяц на 4 лошади? - Можем ли мы теперь ответить на вопрос в задаче? Что для этого нужно сделать? | Нет. Потому что мы не знаем сколько необходимо кг сена в месяц на коров и лошадей. 1) 135*7=945(кг) – необходимо на три коровы. 2) 9:3=3 (раза)- по 943 кг. 3) 945*3=2835(кг) – необходимо на 9 коров в месяц. 4) 135*4=540 (кг) – необходимо кг сена в месяц на 4 лошади. 5) 2835+540=3375 (кг) – сена должен расходовать фермер ежемесячно. | Познавательные (2) Коммуникативные (1,2,3) |
Рефлексия | -Вы большие молодцы, быстро и с лёгкостью справились со всеми заданиями. Покажите мне открытые ладошки, если вы всё поняли и довольны своей работой. Покажите закрытые ладошки, если у вас почти все получилось, но остались вопросы. | -Оценивают свою работу | Регулятивные (2) |