II. Актуализация опорных знаний. | -Назовите предыдущие темы, которые мы изучили. -Повторим основные моменты этих тем. Учитель проводит устную работу. -Что такое уравнение? -Что значит решить уравнение? | -Раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы учителя. -Равенство с неизвестным. -Решить уравнение – это найти все его корни или доказать, что корней нет. | 1) Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые 5 (2х + 4- 3х)= - 4(1 – 5у +3у)= 3(- 8х + 1-2х)= 0,9(3 + у – 3 – 2у)= 2) Реши уравнение 7х = - 14 -2х = 2,8 - 5у = - 8 | Коммуникативные: высказывание своих собственных суждений. Регулятивные: оценивание правильности выполнения, исправление сделанных ошибок. |
III. Формирование новых знаний, умений, навыков. | -Решим задачу №1346 (учебник под ред. Н.Я. Виленкина). - Прочитайте задачу. - Что известно о количестве книг на первой полке? На второй? - Какие действия можно произвести с книгами на этих полках? -В результате перекладывания, сколько книг станет на каждой полке? - Что нам надо узнать? -Каким способом решают такие задачи? -Составим уравнение к этой задаче. Какую величину обычно обозначают за х меньшую или большую? -В этой задаче что обозначим за х? -Тогда сколько книг на первой полке? -Моделируем: с первой полки снимаем 8 книг. а на вторую ставим 32 книги. Стало поровну. Что надо сделать? -Что получим? -Сформулируем тему сегодняшнего урока? -Такие уравнения мы с вами умеем решать? -Какова цель нашего урока? Запишите тему урока в тетради . -Почему с нашим запасом знаний мы не можем решить это уравнение? -Как должно выглядеть уравнение, чтобы мы смогли его решить? -Попробуем решить эту проблему. | Отвечают на вопросы: - На первой полке в 3раза больше книг, чем на второй. -Можно снять 8 книг с первой полки, а 32 книги поставить на вторую. - Книг на полках станет поровну. - Сколько книг на каждой полке. - Такие задачи решают с помощью уравнения. - Обычно обозначают за х меньшую величину. Записывают в тетради: - Пусть х книг было на второй полке. -3х книг на первой полке. - Приравнять. - Уравнение 3х-8=х+32 -Решение уравнений. -Нет. -Учиться решать новый вид уравнений. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Ученики участвуют в работе по определению проблемы. - Неизвестное с двух сторон равенства. -Неизвестные должны быть слева, известные справа. | Задача №1346 На одной полке было в 3 раза больше книг, чем на другой. Когда с одной сняли 8 книг, а на другую положили 32 книги, то на полках книг стало поровну. Сколько книг было в каждой полке первоначально? | Регулятивные: постановка учебной задачи, формулирование темы урока, целеполагание на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: использование имеющихся знаний в новой ситуации, формирование проблемной ситуации. Коммуникативные: участие в диалоге. Личностные: оценивание своего понимания новой учебной задачи, определение причин затруднений. |
| -Рассмотрим сначала более простое уравнение. 15х – 5 = 10 -Назовите, каким неизвестным компонентом является 15х? -Как найти неизвестное уменьшаемое? -Назовите, каким неизвестным компонентом является х? -Как найти неизвестный множитель? -Что произошло с числом 5 и его знаком на первом этапе решения уравнения? Где было записано относительно знака равно? С каким знаком? Где стало записано? С каким знаком? | - Уменьшаемое - Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое. 15х – 5 = 10 15х = 10 + 5 15х = 15 - Множителем. - Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель. х=15:15 х = 1 - Было слева со знаком минус, стало справа со знаком плюс. | 15х – 5 = 10 | Коммуникативные: участие в работе по решению проблемной задачи. Познавательные: поиск новой информации, формирование учебно-познавательного интереса к новому действию. |
| - Решим другое уравнение 3х+2 = 20 -Назовите, каким неизвестным компонентом является 3х? - Как найти неизвестное слагаемое? -Назовите, каким неизвестным компонентом является х? - Как найти неизвестный множитель -Что произошло с числом 2 и его знаком на первом этапе решения уравнения? Где было записано относительно знака равно? С каким знаком? Где стало записано? С каким знаком? | 3х+2 = 20 - Слагаемым. -Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое. 3х =20-2 3х = 18 - Множителем. - Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель. х = 18:3 х= 6 - Было слева со знаком плюс, стало справа со знаком минус. | 3х+2 = 20 | |
| - Итак, к какому выводу мы с вами можем придти? Можно ли «перенести слагаемое» в другую часть уравнения? Каким образом? - Вернёмся к уравнению, составленному в начале урока: 3х-8=х+32 Решим его с помощью новых знаний. | - Мы можем перенести слагаемое из одной части уравнения в другую, при этом изменив его знак. Читают правило в учебнике на стр.230 | 3х – 8 = х + 32; 3х – х = 32 + 8; 2х = 40; х = 20. 20 книг на второй полке.. 20*3=60 книг на первой полке . Ответ: 20, 60 . | Познавательные: анализ имеющейся информации; |
V. Первичное закрепление | Решаем с классом №1316(а, б) Отмечаем степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. - Откройте учебник на странице 231 и выполните № 1316(в, г), обратите внимание какое условное обозначение стоит возле номера (работа в парах) Организует проверку. -У всех получилось? Проверьте свои решения | Работа в парах. Взаимопроверка. Самопроверка. | а) 6х – 12 = 5х + 4 6х – 5х =12 + 4 х = 16 б) – 9а + 8 = - 10а – 2 – 9а + 10а = - 8 – 2 а = - 10 в)7а + 1 = 8а - 9 7а - 8а = -9 - 1 -а = -10 а = 10 г)- 12п -3 =11п – 3 -12п -11п = -3 +3 -23п = 0 п = 0 | Познавательные: применение знаний в новой ситуации. Коммуникативные: участие в диалоге, контроль действий партнёра. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
VI. Рефлексия | Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека везли камни для строительства. Мудрец остановился и задал каждому из них по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «Возил камни». Второй: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся и ответил: «А я принимал участие в строительстве храма». Ребята, кто сегодня работал добросовестно? Кто принимал участие в «строительстве храма»? Что урок вам дал для жизни? | Оценивают свою работу на уроке. |
Урок дал мне для жизни… | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |