Цели урока: познакомиться с табличным умножением в пределах 100; отрабатывать табличные случаи умножения.
Предметные: выполнять умножение и деление с использованием таблицы умножения чисел в пределах 100; применять таблицу умножения на практике; находить необходимую информацию в учебнике; применять школьные правила.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование понимания практической значимости математики для собственной жизни; формирование навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: Математика: 3 класс, 2 часть, Г.В. Дорофеев. Перспектива. «Просвещение» 2015. Презентация в формате PowerPoint 2019.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 1 мин. | - Здравствуйте ребята! - Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. - Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! | Приветствовать учителя. Садиться на места. Записывать. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Мотивационный Словесный: Слово учителя. | 1 мин. | - Начнём урок с психологической минутки. Повернитесь к соседу по парте и поочерёдно касаясь одноимённых пальцев рук соседа, произносите: желаю (большой палец), успеха (указательный), большого (средним), во всём (безымянным) и везде (мизинцами), здравствуйте (ладонью)! | Слушать учителя. | Личностные - самоопределение и смыслообразование |
Актуализация опорных знаний. Практический: математический диктант. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 8 мин. | - Ребята, посмотрите на слайд. Какое число лишнее: 68, 97, 44, 20, 24, 6, 46? (6) - Назови числа в порядке возрастания. (6, 20, 24, 44, 46, 68. 97) - Какое число является предыдущим для числа 24? (23) - Какое число является последующим для числа 68? (69) - В каком числе количество десятков и единиц одинаково? (44) - В каком числе количество единиц отсутствует? (20) - В каком числе сумма цифр равна 10? (46) - Запишите в своих тетрадях, наименьшее трёхзначное число, в котором все цифры различны. (102) - Запишите, наибольшее трёхзначное число, в котором все цифры различны. (987) - Посмотрите на слайд, давайте решим логические задания. (4+2+1+Х=10; 10-3-2-Х=5). - Какую цифру нужно подставить, чтобы получилось 10 (3), 5 (0)? - Ребята посмотрите на слайд. Что вы видите? (Таблица умножения в пределах 100) - Сформулируйте тему и цель урока. | Отвечать на вопросы учителя. Решать логическое задание. Устно решать примеры. Формулировать тему и цель урока. | Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Открытие новых знаний. Практический: работа с учебником. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | 15 мин. | - Перед вами таблица умножения в пределах 100. Как вы думаете, для чего она нужна? (С её помощью можно легко находить результаты умножения и деления чисел). - Как вы думаете, как нужно пользоваться этой таблицей? - Что нужно сделать для того чтобы найти искомый результат? - И так например, нам нужно найти произведение 3*8. В первом столбце находим число 3, а в верхней строке – число 8. На пересечении соответствующих строки и столбца получаем число 24. Это и будет искомый результат. - Давайте попробуем. - Найдите произведение чисел 9*8; 7*6; 3*4; 8*3; 10*6 - А что нам нужно сделать для того чтобы найти частное? - Чтобы, например, узнать частное 54:6, находим в верхней строке число 6 и двигаемся дальше вниз по этому столбцу до делимого 54, а от него влево до конца, чтобы узнать частное. Это значит число 9. Значит, 54:6=9 - Давайте попробуем. - Найдите частное чисел 36:6; 24:4; 40:8; 63:9; 18:3 - Найдите в таблице умножения произведения одинаковых чисел. - Каким цветом они выделены? (Розовым) - Как они расположены? (По диагонали) - А сейчас откройте учебник на странице 26, выполните задание под номером 1, самостоятельно. (Один у доски) - Сверьте свои ответы с доской. (2*9=18 4*5=20 7*9=63 5*6=30 9*6=54 45:5=9 49:7=7 8*7=56 6*4=24 9*8=72 8*8=64 9*9=81 56:8=7 64:8=8) - А сейчас начертите в своих тетрадях 3 разные фигуры, площадь которых равна 14 клеток. - Покажите, что у вас получилось. - Молодцы. | Отвечать на вопросы учителя. Слушать учителя. Находить произведение чисел, используя таблицу. Строить речевое высказывание. Слушать учителя. Находить частное чисел, используя таблицу. Отвечать на вопросы учителя. Выполнять задание из учебника. Выполнять задание учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Большие ноги Шагали по дороге: ТОП, ТОП, ТОП! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ! | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. | 15 мин. | - А сейчас, обратите внимание на задачу под номером 3. - Ребята, отступите в тетрадях 1 клеточку вниз и запишите «Задача 3.» Кто назовет условия в этой задаче? Какой вопрос мы можем задать к условию задачи? Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Что нам для начала нужно узнать? Как мы это узнаем? Каким действием мы можем это узнать? Отступите 1 клеточку и запишите первое действие у себя в тетради. Кто напишет решение на доске? Кто уже записал в тетради, сверьте свое решение с тем, что записано на доске. Молодцы. Что нам нужно узнать теперь? Как мы это узнаем? Каким действием? Отступите одну клеточку, запишите второе действие. - А теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Что для этого нужно сделать? Правильно, запишите третье действие в своих тетрадях. Кто напишет решение на доске? Ребята, где мы записываем ответ? (под знаком =). Кто уже записал в тетради, сверьте свое решение с тем, что записано на доске. Молодцы. ( 1)4*8=32(л)синих 2)4*6=24(л)красных 3)32+34=66(л) Ответ: всего 66листов.) - Что ещё от нас требуется в задаче? (Решить задачу двумя способами) - Как мы можем решить задачу другим способом? (Узнать сколько листов синей и красной фольги было в двух пакетах; и умножить получившееся число на 4) - Запишите решение. - Посмотрите на упражнение под номером 4 на странице 26. - Прочитайте задание. - Назовите номера равных фигур. (1 и 3; 2 и 7 и 4; 5 и 8) - Теперь назовите фигуры с одинаковой площадью. (Все кроме 6-й) - Решите примеры на слайде, самостоятельно. - Сверьте свои ответы, с доской. ((12+6):3=6; (8+32):4=10; (14+49):7=9 (32+16):8=6) | Слушать учителя. Читать задание в учебнике. Отвечать на вопросы учителя. Решать задачу. Решать задачу другим способом. Выполнять упражнение из учебника устно. Выполнять задание на слайде самостоятельно | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 2 мин. | - Давайте вспомним тему урока? - Какую мы ставили цель урока? - Мы достигли цели? - Что на уроке показалось вам трудным? - Что было интересно выполнять? - Для чего нужна таблица умножения в пределах 100? - Как по этой таблице нужно найти искомый результат? | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного. |
Домашнее задание | 1 мин. | - Запишите домашнее задание. - Спец тетрадь страница 20 номер 1,2. | Записывать Д/З. | |
Рефлексия Словесный: самоанализ. | 1 мин. | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» | Оценивать свои достижения. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |