I.Организаци-онный момент. Самоопределе-ние к деятель-ности. | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Дети. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать! – Какое у вас сейчас настроение? – Я желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока. – Я верю в вас, у вас все получится. – Пожелайте друг другу удачи в работе. – Прочитайте самостоятельно про себя пословицу, записанную на экране: «С малой удачи начинается большой успех». – Прочитайте вслух. – Как вы её понимаете? (Каждое задание, выполненное на уроке – это маленькая удача, а из них складывается большой успех. А из успехов каждого из вас складывается успех всего класса.) – Пусть эти слова помогут вам добиваться успеха на уроке. | Настраивает учащихся на познавательную деятельность. Создает эмоциональный настрой. | Подготовка класса к работе. Включаются в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. Получают эмоциональный настрой. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Самоопределение (Личностные УУД). |
II. Актуализа-ция знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | – Мы продолжаем наше путешествие в страну под названием «Математика». – Но прежде, чем продолжить свой путь, решите задачки и узнайте: С каким числом вы сегодня будете выполнять действия? – Ответ показывайте с помощью веера чисел. 1. Катя пьёт чай без сахара, а Лена кладёт в чашку с чаем 2 ложку сахара. Девочки выпили по одной чашке чая. Сколько ложек сахара они взяли из сахарницы? (2) – Как узнали? (0 + 2 = 2) 2. В кувшине было 8 стаканов молока. Шестеро детей выпили по стакану молока. Сколько стаканов молока осталось в кувшине? (2) – Как узнали? (8 – 6 = 2) 3. Ёжик по грибы пошёл. Восемь рыжиков нашёл. Шесть положил в корзинку, Остальные же – на спинку. Сколько рыжиков везешь На своих иголках, еж? (2) – Как узнали? (8 – 6 = 4) –Значит, с каким числом вы будете выполнять действия? (с числом 2) – Молодцы! | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Организует фронтальную работу по систематизации знаний детей. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Работают с числовым веером. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме(Познавательные УУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
III.Постановка учебной задачи. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | – В какое время года ёжик ходил за грибами? (осенью) – А сейчас какое время года? Стр. 41, № 1. – Ребята, скажите, а какой сейчас месяц? (февраль) (на доске календарь февраля) – Покажите на календаре какое сегодня число? – Какое число будет завтра? – Что произошло с числом? (оно увеличилось) – Какое число было вчера? – Что произошло с числом? (оно уменьшилось) 8 январь 12 май 10 март 5 июль – Предположим, что сегодня 8 января. Покажите с помощью веера чисел, какое число будет завтра и какое было вчера. – Предположим, что сегодня 10 марта, 12 мая, 5июля. – Какое число будет завтра и какое было вчера. – Как вы думаете, над какой темой вы будем работать сегодня на уроке? | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. | Определяют и формулируют тему урока с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя. Работают с веером чисел. | Целеполагание (Регулятивные УУД). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме(Познавательные УУД). |
IV.Построение проекта выхода из затруднения. | Организациясовместных действий для выхода из затруднений. Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Стр. 41, № 2. – С помощью веера чисел покажите число, следующее при счете за числом: 3, 9, 13, 18. – Чтобы назвать следующее число, что вы для этого делали? (прибавляли 1, увеличивали на 1) Стр. 41, № 3. – – Попробуйте сделать вывод, как можно прибавить и вычесть число 2. – Вы сделали вывод, а теперь давайте сравним с выводом, который предложен в учебнике на стр. 41. Прочитайте. – Совпадает ли ваш вывод с выводом учебника? – Молодцы, ребята. Вы сделали правильный вывод. Физминутка . Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. На доске (по центру) числовой ряд: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 На доске на карточках (слева): 6 + 2 = 9 – 2 = 14 + 2 = 15 – 2 = 7, 16, 8, 13 На доске на карточках (справа): 9 + 2 = 18 + 2 = 7 – 2 = 19 – 2 = 11, 5,20, 17 – Объясните, как выполните действия с помощью числового ряда. Решите примеры. Назовите результаты. – А вы, ребята, положите перед собой линейку и выполните действия при помощи линейки. На средней доске появляются примеры: 6 + 2 = 9 – 2 = 15 – 2 = 14 + 2 = – Откройте тетради, запишите число. – Попробуйте самостоятельно решить 2 строчку примеров № 6 на стр. 42. – Давайте проверим. 9 + 2 = 7 – 2 = 19 – 2 = 18 + 2 = – На какие две группы можно распределить все эти примеры? (на сложение и вычитание) – Распределите примеры на две группы (слева на сложение, справа на вычитание) – Как вы считаете, правильно распределили ребята на группы? – Есть другие мнения? – Математика – это особая наука. Изучая математику, мы работаем не только с числами, но и знакомимся со специальными математическими понятиями. – Посмотрите внимательно на записи. 6 + 2 = 9 + 2 = 14 + 2 = 18 + 2 = – Числа при сложении имеют название. – Кто знает, как они называются? – Открою вам секрет. – Число, которое получается при сложении, называют словом сумма. сумма – Числа при вычитании тоже имеют своё название. разность 9 – 2 = 7 – 2 = 15 – 2 = 19 – 2 = –Кто-нибудь знает, как называется число при вычитании? –Открою вам секрет. –Число, которое получается при вычитании, называют словом разность. – С какими двумя новыми понятиями вы познакомились? (сумма, разность) – Что такое сумма? (Число, которое получается при сложении, называют словом сумма) – Что такое разность? (Число, которое получается при вычитании, называют словом разность) | Построение выхода из затруднения. Подводит обучающихся к выводу. Проговаривает текст физминутки и показывает движения. Организует коллективную проверку. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Работают с веером чисел. Читают и запоминают правило, на которое опирались при выполнении задания. Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания. Выполняют задание в тетради. Анализируют деление на группы. Слушают и запоминают правило. Слушают и запоминают правило. Озвучивают понятия «сумма», «разность». | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (Познавательные УУД). Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (РегулятивныеУУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Ценностное отношение к здоровому образу жизни (Личностные УУД). |
V.Первичное закрепление. | Организацияусвоения учениками нового способа действий с проговаривани-ем во внешней речи. Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | – А сейчас вы попробуете самостоятельно вычислить сумму чисел. Стр. 42, № 6 (1, 2 ст.) – Назовите сумму чисел. Пользуйтесь карточкой-помощницей. (сумма чисел 8 и 2 равна 6) 8 и 2 11 и 2 3 и 2 4 и 2 – Что находили? (сумму) Каким действием вы находили сумму? (сложением) – А сейчас вы попробуете самостоятельно вычислить разность чисел. Стр. 42, № 6 (3, 4 ст.) – Назовите разность чисел. Пользуйтесь карточкой-помощницей. – Что находили? (разность) Каким действием вы находили разность? (вычитанием) Физминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. Работа в парах. – Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. – Вспомните правила работы в парах. Правила работы: Уважай мнение друг друга. Говори по очереди. Не согласен – предлагай. – Вспомните, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ) – О чем вы будете составлять задачи? – Какие фрукты вы видите? (апельсины и груша) – Давайте посчитаем. – Самостоятельно в паре составьте задачи на сложение и вычитание, используя муляжи фруктов. –Как только будете готовы, то поднимите руки «домиком». Ответы детей. (В вазе лежали 4 апельсина и 2 груша.Сколько фруктов лежали в вазе?) – Решите задачу _________ . – Кто может повторить условие? Какой вопрос в задаче? – Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? – Нарисуйте с помощью фишек условие задачи, запишите решение в тетрадь и ответ. Решение: 4 + 2 = 6 (фр.) Ответ: 6 фруктов. – Кто составил задачу на вычитание? Расскажите. – Решите задачу устно. Решение: 5 – 2 = 3 (ап.) Ответ: 3 апельсина. – Проверьте решение. | Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное закрепление. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Проговаривает текст физминутки и показывает движения. Организует работу в парах. Организует проверку выполнения задания. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. Работают в парах. Повторяют правила работы в парах. Выполняют задание в тетради. Осуществляют самопроверку. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (Регулятивные УУД). Коррекция (Регулятивные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме(Познавательные УУД). Ценностное отношение к здоровому образу жизни (Личностные УУД). |
VI.Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону. | Организация выполнения учащимися самостоятельной работы по применению новых знаний. Организация самопроверки по эталону. | – Над какой темой мы работаем на уроке? – Продолжите работу над темой урока. Стр. 42, № 9 – Какое задание будете выполнять в этом номере? – Сколько всего столбиков? – В каком столбике надо найти сумму? – В каком столбике надо найти разность? – Чем интересен второй столбик? – Выполните работу самостоятельно. Проверка. – Ребята, посмотрите на экран. Что заметили? (на экране 1 столбик примеров, которые решали) – А для чего они здесь? (чтобы проверить) – Проверьте 1 столбик; 2 столбик; 3 столбик. – Оцените свою работу. Нарисуйте в тетради: – выполнили без ошибок; – кто допустил ошибки. | Организует деятельность по применению новых знаний. Организует самопроверку. | Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Осуществляют самооценку. | Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VII. Рефлексия деятельности. | Организация рефлексии. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | – Ребята, над какой темой работали на уроке? – С какими новыми понятиями познакомились на уроке? – Ребята, давайте вернёмся к пословице на экране. «С малой удачи начинается большой успех». –Расскажите о своих удачах на уроке. – Оцените свою работу на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. – тема раскрыта, все понятно; – кое-что не понял; – не удалось разобраться в теме. – Молодцы, ребята, вы работали с интересом, узнали много нового. | Организует рефлексию. Подводит итог урока. Организует самооценку учебной деятельности. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Самооценка (Личностные УУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |