Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Посадка. Проверка готовности к уроку Фрагмент песенки «Всё очень интересно всё то, что неизвестно» из мультфильма. Назовите примеры сложения и вычитания двузначных чисел, которые решали на прошлом уроке. (повторение) Объясните, как вы выполняли вычисления. | Посадка. Проверка готовности к уроку Включаются в деловой ритм урока. | Л: Самоопределяются, настраиваются на урок К. Формулируют произвольное речевое высказывание Р. Контроль своих действий |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Открыть на доске ряд чисел: 43, 34, 25, 16, 7 Повторим все известные вам приёмы вычислений. Начнём с графических моделей. Решите пример, записывая его столбиком. на доске карточки с надписью «графические модели», «в столбик», «по общему правилу», «по частям». Раздать листы с заданием (лицевой стороной вниз): – Лист с заданием пока не переворачивайте. На этом листе записано 4 известных вам типа примеров. Считать надо будет быстро, поэтому вам необходимо выбрать из известных самый удобный и быстрый способ устного счёта. – Чем это задание отличается от предыдущих? – Что же в этом задании для вас ново? – Итак, за полминуты решите примеры наиболее удобным и быстрым, на ваш взгляд, способом устных вычислений. – Переворачивайте лист. Начинайте. Включить таймер. Когда время закончилось, открыть образец на доске. 23 + 47 = 70 80 – 49 = 31 19 + 61 = 80 50 – 26 = 24 – Проверьте. Возьмите зелёную ручку и поставьте знак «+», если все примеры решены верно. Если в примере ошибка, поставьте слева от него «?» и исправьте ответ. Если не успели что-то решить за отведённое время, впишите ответ. – Поднимите руку, кто что-то не успел решить. – Кто допустил ошибки? – Кто все примеры решил верно? – Давайте выясним, какие способы вы использовали при вычислениях. Поднимите руку, кто использовал графические модели, запись в столбик, общее правило сложения и вычитания, приём «по частям»? - Чего вы не смогли сделать? Зафиксируйте своё затруднение. | Учащиеся составляют примеры так, чтобы в сумме было круглое число. (43 + 7.) Один ученик у доски решает с объяснением, остальные – в тетрадях. Решают примеры известными способами. В предыдущих заданиях был указан способ вычислений, и не было ограничено время. Нам не приходилось самим выбирать удобный и быстрый способ устных вычислений Ученики решают примеры на время. Мы не смогли правильно выбрать удобный способ для устных вычислений | П. Анализ информации Р. Осознание учебной задачи, осуществление самоконтроля, сравнение информации с эталоном. К. Постановка самому себе вопросов и принятие решений |
3. Выявление места и причины затруднения | – Расскажите, как вы выбирали удобный и быстрый способ устных вычислений? | Способ, который выбрали, оказался неудобным для устного счёта. Мы не знаем, какой из известных способов самый удобный, | Л. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом, смыслообразование. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | – Какова же цель урока? на доске запись: «Удобный способ устных вычислений», рядом вешает карточку «?». – Назовите тему урока. – Как предлагаете действовать, чтобы из известных вам способов выбрать наиболее удобный для устных вычислений? Какой ещё способ сразу можно исключить? Почему? – Что объединяет два оставшихся способа? – Как предлагаете действовать дальше, чтобы выяснить, какой из способов короче? | Узнать, какой из известных нам способов, самый быстрый и удобный для устных вычислений. Удобный способ устных вычислений Надо взять один пример, решить его всеми способами и посмотреть, какой из способов короче …) В столбик, так как это письменный приём вычислений. Это устные приёмы вычислений. Решить пример обоими способами. | Р. Целеполагание, выделение и осознание уровня достигнутого К. Установление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, составление речевого высказывания, управление собственным поведением. |
Физминутка | | |
5. Реализация построенного проекта. | Организация учебного процесса на этапе 5: – Рассмотрите пример 23 + 47. Учитель фиксирует знаками (|||…) каждый шаг. 23 + 47 = 60 + 10 = 70 / \ / \ 20 3 40 7 (| | | | |) 23 + 47 = 63 + 7 = 70 / \ 40 7 (| | |) – Скажите, при применении, какого способа, вы выполнили меньшее количество шагов? (По частям.) – Значит, какой из способов устных вычислений самый быстрый? | По одному у доски с объяснением, остальные – в тетради. Обсуждение проблемы в группе По частям Снимите с доски карточку со знаком вопроса. | К. Организация совместного обсуждения, установления сотрудничества с учителем, речевая коммуникация. Л. Организация исследовательского пространства ученика П. Анализ и исследование информации, рефлексия способов действий |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | – Что нужно сделать, чтобы при устном вычислении по частям избежать вычислительных ошибок? (Потренироваться в использовании этого способа.) – Верно, решите несколько примеров удобным способом. 1) № 2 (а), стр. 18. 2) № 3 (а), стр. 18 (задание выполняется в парах с проверкой фронтально). | задание выполняется в парах с проверкой фронтально | П. Анализ учебной информации,нахождение наиболее эффективного способа решения, самостоятельное формулирование вывода К. Организация совместного обсуждения, сотрудничества разрешение возможных конфликтов |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Листки с самостоятельной работой. – Решите примеры за полминуты - Какой вывод можно сделать? – У кого возникли затруднения? С чем они связаны? – Над чем надо поработать? | Проверяют по образцу на доске. Что способ сложения и вычитания по частям действительно удобен для устных вычислений. С вычислительными ошибками. Надо тренироваться в счёте.) | П. Самостоятельное использование эффективных способов решений учебной задачи, рефлексия способов действий Р. Планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону, контроль и самоконтроль. К. Организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, разрешение возможных конфликтов, коррекция своих действий |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Повторение знаний о натуральных числах. П родолжить составление опорного сигнала: | Слушают, задают вопросы Отвечают на вопросы | Личностные: Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация Предметные : использование системы научных и теоретических знаний на практике |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Оцените свою деятельность на уроке, | Я очень доволен своей работой. | Мне надо разобраться в некоторых вопросах. | У меня много ошибок. | Потому что … | Потому что… | Потому что… | | Л.формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности.. Р. Организация последовательности действий, контроль и оценка результатаОсознание важности и значимости полученных знаний, самооценка, выявление причин успеха или неуспеха учебной деятельности. |
10. Домашнее задание: | № 2 (б), 3 (б), стр.18; № 7, стр. 19. ☺№ 9, стр. 19; придумать по одному примеру на сложение и вычитание двузначных чисел известных типов и решить их, используя приём «по частям». | | |