Тема урока: «Таблица умножения и деления. Закрепление». Относится к наиболее важным темам программы предмета математики. В ходе урока прослеживается логическая связь с предыдущими темами, «Сложение и вычитание». Урок является логическим завершением данной темы. Без усвоения учащимися темы данного урока, и закрепления по данной теме, невозможно дальнейшее последовательное изучение темы «Внетабличное умножение и деление» в разделе «Тысяча».
Специфика урока состоит в том, что урок построен на игровом методе, что позволило, в течение всего урока удерживать внимание детей, максимально охватить всех учащихся, выявить творческий потенциал каждого ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Табличное умножение и деление. Закрепление»
МБОУ СОШ № 32
Конспект урока по математике,
3 класс.
Учитель: Борисенко В.Я.
ТЕМА: «Табличное умножение и деление. Закрепление»
ОБОРУДОВАНИЕ: Изображения «Снеговика», «поезда», «станций»; карточка с указанием порядка действий; карточки для индивидуальной работы; фонограмма.
ХОД УРОКА.
I. Организационные моменты:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по математическим станциям к дворцу. А как называется этот дворец, вы скажите мне в конце урока. На своём столе, я нашла письмо (показываю конверт), оно адресовано нашему классу. Давайте его прочтём.
Один ученик___________________________ выходит и читает письмо.
Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в класс, чтобы вы научили меня математике, но я таю, у вас очень жарко. Ой! Помогите!
II. Сообщение темы и цели урока.
У. Сказочный герой приглашает нас в путешествие в зиму. И отправимся мы туда на поезде. На каждой станции нас ждёт испытание. И если мы выдержим эти испытания с честью, и будем работать дружно, то получим звание почётных гостей Зимнего дворца.
III. Устный счёт.
У. Чтобы помочь снеговику, надо проверить, как вы сами знаете математику. Если вы всё решите верно, то, мы сможем собрать снеговика. При выполнении вами каждого задания у снеговика будет появляться новый элемент. Итак, 1-я станция «Считай-ка». А вот и поезд. Но какой же поезд без вагончиков. Составить поезд вам помогут выражения, их надо решить, прочитав по-разному, если будет назван верный результат, то откроются номера вагонов.
2 х 2
75 - 69
20 : 20
5 х 1
24 : 8
18 : 2
Выставляю вагончики, номера которых назвали дети.
У. Поставьте вагончики так, чтобы числа на них располагались в порядке возрастания. Итак, наш поезд готов. Отправляемся в путь.
Дети. Двигают руками и издают звуки гудка.
1. Индивидуальный опрос.
У. Снеговик взял с собой на поезд, интересные задания. Они на доске.
К доске выходят три ученика. Он так же взял с собой конверт с заданиями. Три человека получают перфокарты на местах.
После выполнения и проверки задания каждому дополнительный вопрос.
На доске.
Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства:
7 х __ = 35
8 : __ = 4
__ х 3 = 27
__ : 4 = 9
24 : __ = 3
24 х __ = 24
Реши уравнения:
Х х 5 = 35
36 : Y = 4
Укажи порядок действий и найди значение выражений.
63 – 36: (49 – 45) + 28 =
Как найти делитель?
2)Как найти делимое?
3)Правила о порядке действий в выражениях без скобок?
(СНЕГОВИК)
На перфокартах.
Поставь знаки
7 х 9 __ 9 х 7
36 : 4 __ 36 : 6
7 х 8 __ 7 х 7
9 + 9 __ 9 х 2
4 х 5 + 4 __ 4 х 6
Поставь знаки+ - х :
3 __ 6 __ 2 = 9
7 __ 3 __ 9 = 30
9 __ 3 __ 6 = 18
2 __ 8 __ 9 = 7
Реши задачу
В столовой израсходовали 8 кг. муки и 24 кг. крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?
2. Фронтальный опрос.
А) Игра «Не зевай». На доске ряд чисел: 812 36 20 28 24.
Каждое из чисел уменьшить в 4 раза, а результат увеличить в 7 раз.
У. Назовите среди полученных в первой строчке результатов чётные числа? Докажите что они чётные? Теперь назовите нечётные числа? Почему они не чётные?
Д. 2 6 – чётные, они делятся на 2, без остатка. 3 9 5 7 – нечётные, так как делятся на 2 с остатком.
Б) К данным произведениям подобрать соответствующие множители.
45 36 24
Д. 5 х 9 = 45; 6 х 6 = 36; 6 х 4 = 24.
У. А теперь проведём весёлый математический блицтурнир. Блиц – это значит очень быстро. Поэтому на мои вопросы вы должны отвечать максимально быстро и чётко.
1) Сколько хвостов у 7 котов? (7)
2) Сколько носов у 2 псов? (2)
3) Сколько пальчиков у 4-х мальчиков? (40)
4) Сколько ушей у 5 малышей? (10)
5) Сколько ушек у 3 старушек? (6)
6) Сидят 3 кошки, напротив каждой кошки 2 кошки. Сколько всего кошек?(3 сидят друг напротив друга)
7) Девочке 6 лет, она в два раза старше своей сестры, сколько лет её сестре? (3 года)
8) У стула 4 ножки, сколько ножек у 3-х стульев? (12)
9) Сколько вёсел у 9 лодок, если у каждой лодки по 2 весла?.(18)
10) 2 отца и 2 сына, съели 3 апельсина, по сколько съел каждый из них? (по 1-му апельсину, их 3 человека - дед, отец и внук.
(СНЕГОВИК)
Д) Составить задачу по краткой записи.
У. Что такое цена?
Д. Стоит 1 предмет.
У. Что такое количество?
Д. Сколько всего предметов
У. Что такое стоимость?
Д. Стоят несколько предметов.
.Цена Количество Стоимость
5 руб. 4 ручки ? руб.
? руб. 4 ручки 20 руб.
5 руб. ? ручек 20 руб.
Купили 4 ручки по 5 рублей. Сколько стоит вся покупка?
У. Какие величины даны в задаче?
Д. Цена и количество.
У. Как найти стоимость?
Д. Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество.
У. Решите задачу: Чему равна стоимость? (20 рублей)
У. Составить и решить 2 обратные задачи. Купили 4 ручки. За них заплатили 20 руб. Сколько стоит 1 ручка?
У. Чему равна цена одной ручки? (5 рублей)
Купили несколько ручек, 1 ручка стоит 5 руб. за все ручки заплатили 20 руб. Сколько ручек купили?
У. Сколько всего ручек купили? (4 ручки).
Итог: Как же мы будем находить цену, если известно количество и стоимость? Как найти стоимость, если известны, цена и количество? Как найти количество, если известны стоимость и цена.
(СНЕГОВИК)
IY. Физкультминутка.
У. Наш состав прибывает на станцию «Весёлая»!
Ставлю фонограмму «Голубой вагон». Дети танцуют.
(СНЕГОВИК)
Y. Работа по теме.
У. И вот мы приехали на станцию «Решай-ка». Перед вами лежит текст задачи, прочитайте её про себя. Вслух читает _________________________
1. Задача: В 4-х одинаковых пакетах 28 кг. муки, а в 5-ти одинаковых пакетах 35 кг. сахара. Что тяжелее – пакет муки или пакет сахара?
У. Можно ли сразу ответить, что тяжелее?
Д. Нет. Чтобы сравнить, что тяжелее, пакет сахара или пакет муки, нужно найти массу 1-го пакета сахара и массу 1-го пакета муки.
У. Смотрите ребята, Снеговик решил эту задачу так:
35 – 28 = 7 (кг)
5 – 4 = 1 (кг)
Ответ: Пакет сахара тяжелее пакета муки.
У. Согласны вы с таким решением?
Д. Нет, не правильно выбран способ действия.
У. Так как же найти массу одного пакета муки?
Д. Надо 28 : 4 = 7. значит 1 пакет муки весит 7 кг.
У. А как узнать массу 1-го пакета сахара?
Д. 35 : 5 = 7. один пакет сахара весит 7 кг.
У. Какой теперь можно сделать вывод?
Д. 7 = 7. Значит, пакет муки и пакет сахара весят одинаково.
У. А теперь, такую же задачу, только с другими данными решите самостоятельно. Вывешиваю краткую запись.
Муки – 6 п. – 36 кг
Сахара – 5 п. – 30 кг
У доски решает _____________________, остальные в тетрадях с пояснением:
1) 36 :6 = 6 (кг) – весит 1 пакет муки.
2) 30 :5 =6 (кг) - весит 1 пакет сахара.
Ответ: Пакет сахара и пакет муки весят одинаково.
У. Как записать ответ?
Д. Пакет сахара и пакет муки весят одинаково.
(СНЕГОВИК)
2. Решение выражений на порядок действия – для класса.
У. Укажите порядок действий и найдите значение выражений.
На доске:
32 : 4 + 6 х 4 = ___ (32)
9 + 7 х (13 – 8) = ___ (44)
63 : 9 х 3 = ___ (21)
У. Смотрите ребята, а Снеговик выбрал такой порядок действий для решения этих выражений:
32 : 4 + 6 х 4 =
9 + 7 х (13 – 8) =
63 : 9 х 3 =
У. Согласны ли вы с таким выбором действия? Получится у Снеговика правильный ответ.
Д. Нет.
У. А почему? Какие ошибки допустил Снеговик?
Д. В выражениях не правильный порядок действий.
У. Ну а теперь вы покажите Снеговику, как нужно правильно решить эти выражения. Решаем самостоятельно. А 5-й ряд, работает с карточками. Расставь скобки так, чтобы равенства были верными.
16 + 20 : 4 = 9
9 х 10 – 7 = 27
15 + 39 : 9 – 3 = 3
Проверка: Работа в парах, взаимопроверка. Указать порядок действий, назвать только ответы. У 5-го ряда, проверяю лично и сразу выставляю оценки.
(СНЕГОВИК)
У. Следующая станция «Фигурная». На ваших столах лежат геометрические фигуры. Как они называются, и какими свойствами обладают?
Д. Квадрат. У него 4 прямых угла, и 4 равных стороны.
У. Как найти площадь квадрата?
Д. Надо измерить стороны квадрата и найдите его площадь. Надо длину умножить на ширину.
У. В каких единицах измеряется площадь фигуры?
Д. В квадратных сантиметрах.
У. А что называется периметром?
Д. Периметр это сумма длин сторон.
У. В каких единицах измеряется периметр?
Д. В сантиметрах.
У. Найдите периметр и площадь квадрата.
Дети находят периметрии площадь квадрата в тетрадях,
У. Сравните свое решение с данным решением? Вывешиваю таблицу.
(Снеговик)
У. Наш поезд прибывает на конечную станцию «Зима». И чтобы он прибыл без опозданий, вам нужно решить выражения и записать значения в порядке возрастания и в итоге прочесть ключевое слово.
Раздаю таблицы.
5 х 6 =
О
56 : 8 =
О
9 х 7 =
Ы
54 : 9 =
М
7 х 4 =
Д
72 : 8 =
Л
8 х 6 =
Ц
Д. МОЛОДЦЫ.
(СНЕГОВИК)
У. Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли на станцию «Зима» к дворцу с улыбающимся снеговиком, теперь он не растает. А как же называется дворец? Вы сейчас узнаете, если ответите на мой вопрос. Знания чего нам помогли справиться со всеми испытаниями?
Д. Знания таблицы умножения.
У. Верно (висящий на доске плакат с изображением дворца перевернуть обратной стороной).
У. Правильно. Мы с вами сегодня прошли по всей таблице умножения. Значит, дворец называется «Таблица умножения!»
У. А для чего нужно знать таблицы умножения и деления?
Д. Чтобы легко и правильно решать задачи, уравнения и выражения.
У. А теперь поднимите своих заработанных маленьких снеговиков. Вот как вас много. Значить это путешествие прошло не зря. И на прощание, Снеговик даёт вам весёлое домашнее задание «Посчитай и раскрась». Каждый из вас, может выбрать его на своё усмотрение. Раздаю задания.
У. На память о нашем весёлом путешествии, уважаемые гости, примите этих снеговиков.