kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Свойства тригонометрических функций

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Веселый" урок математики. Программа урока: аукцион, викторина, математическая азбука вундеркинда, забавные задачи-шутки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Свойства тригонометрических функций»





МБОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края







урок математики для учащихся 10 класса по теме











Подготовила и провела Климова А.И.








2016 год



Организационные вопросы:

1. Двое ведущих, Синус и Косинус

.

2.Каждому участнику необходимо иметь карандаш или ручку,
иначе присутствие на уроке лишено всякого смысла!

На уроке висит плакат:

"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным. Блез Паскаль"

Ход урока.

Синус: Открываем "Веселый урок математики. Программа урока: аукцион, викторина, математическая азбука вундеркинда, забавные задачи-шутки и многое другое. Необходимо выбрать жюри в составе двух человек. Жюри оценивает работы по пятибалльной системе в радианах.
Мы просим при ответах с места встать.
Ну что ж, Посинус, начинай!

Косинус: А почему вы меня называете "Посинус"? Я же "Косинус".

Синус: Мне известно, что вы недостаточно усвоили свойства функции Y = cosX.

Косинус: Да я вам докажу, что задачи с косинусами я решаю как быстродействующая автоматическая логарифмическая безцифровая единственная счетная машинка "Балбес", правда она изобретена мною, но до сих пор никогда меня не подводила.

Синус: Хорошо, я вас поймаю на слове.

Косинус: Аукцион №1.

Послушайте содержание вопроса. Лето было жаркое. Я решил подстричься наголо. Иду и радуюсь. Навстречу — приятель, очень любознательный и хитроумный парень. Поздоровался и спрашивает "Что ж это столько волос оставил на голове?". Я удивился, а он продолжает: "Сколько по-твоему, метров волос осталось у тебя на голове?". "Метр, два может быть и будет, если собрать все остатки" — ответил я ему, не ожидая подвоха. Приятель рассмеялся. А как вы думаете, сколько метров волос было у меня на голове?

(Ответ: Считая, что после стрижки остаются волосы длинной в 1 мм, а их число в среднем на голове человека — 200000, можно получить удивительный итог: после стрижки "наголо" остается на голове около 200 м волос. "Знание—сила" 1955 г. №3, стр.39, №4, стр.40)

Синус: Аукцион №2.

Кто точнее назовет значение синуса следующих углов:

sin 6°  0,1


sin 30°  0,5

sin 24°  0,4


sin 48°  0,75

sin 42°  0,7


sin l8°  0,3

sin 60°  0,9


sin 36°  0,6

sin l2°  0,2


sin 54°  0,8

(Ответы записаны тут же, но они закрыты).

После оглашения ответов: Вот видите, оказывается легко запомнить значения синусов данных углов.

Косинус: следующая веселая задача: Если два петуха закричат изо всей силы, то человек проснется. Сколько петухов должны закричать, чтобы проснулись 4 человека?

Косинус: Аукцион №3.

Где применяется тригонометрия? (Ответ: в астрономии, физике, механике, технике, гидравлике, авиации, артиллерии, космонавтике, геодезии, географии, навигации, в измерениях на местности).

Синус: Игра: "Отгадай состав семьи!" Я могу отгадать, сколько у вас братьев и сестер, для этого проделайте следующие операции: прибавьте к числу братьев 3, полученное число умножьте на 5, к результату прибавьте 20, сумму умножьте на 2, к результату прибавьте число сестер, к сумме прибавьте 5. Скажите мне конечный результат.

(Объяснение: Чтобы определить состав семьи, надо от конечного результата отнять 75. Например, если получится 96, то 96 — 75 = 21 (Значит 2 брата и 1 сестра). Пояснение: формула, в которой а — число братьев, b — число сестер: ((а + 3) · 5 + 20) ·2 + b + 5 = 10а + b + 75).

Косинус: Викторина.

1) Какие меры углов вы знаете? (Градусы, доли прямого угла, радианы, румбы, обороты (в техике), грады и сантиграды (метрическая мера), тысячная (в артиллерии)).

2) Что такое триангуляция и кто ее придумал? (Триангуляция — это способ косвенного измерения больших расстояний на поверхности земли путем построения так называемой триангуляционной сети — это сеть треугольников, разбивающая искомое расстояние на ряд отрезков, постоянно вычисляемых на основе непосредственного измерения только одного отрезка, базиса и измерения углов, что можно сделать со значительно большей степенью точности, чем измерение отрезков. Триангуляцию впервые применил голландский ученый XVI века В. Спеллиус).

3) Какая из функций: sin2x или 2sinx принимает наибольшее значение, если ? (Ответ: Больше 2sinx; 2sinx 2sinxcosx, где cosx

4) Может ли быть справедливо равенство: sin(x + у) = sinx + siny ?

(Ответ: Может, если

  1. х = у = 0 или х = 2k, у = 2k

  2. х = -у + 2k ).

5) В ABC C=90°, найти ctg A·ctg B.

(Ответ: ctg A·ctg B=1,  так как B=90°- A; ctg(90°- A) = tg A; ctg A·tg A = 1.

6) Как велико произведение? tg 1° · tg 2°· tg 3°· ... tg 88°· tg 89°

(Ответ: равно 1, т.к. tg 89° = ctg 1° и т.д., tg 45° = 1).

7) Может ли синус отрицательного аргумента быть числом положительным?

(Ответ: Да, как например sin(-210°) = -sin 210° = - (-1/2) = 1/2 ).

8) Представьте 1 в виде значения тригонометрических формул

.

Синус: А теперь кто скажет смешнее?

Математическая азбука вундеркинда

Каждая группа получила заранее несколько букв, следовательно и слов, которые надо пояснить с юмором.

А — альфа.

Б — биссектриса (это такая крыса, которая бегает по углам и делит их пополам, или Б — биссектриса бывает длинной и короткой, всегда весь угол делит пополам, и сторону, лежащую напротив, пропорционально прилежащим сторонам).

К — квадрат (от всех отличен, пять раз он симметричен или К — корень, позаимствован у ботаников, эта разновидность корня широко применяется математиками, поскольку не требует полива и удобрения).

Л — логарифм (мощное математическое оружие хорошо считающих лишь до десяти).

М — многочлен (симпозиум одночленов).

Н — неравенство (математическое выражение тайной мечты эмансипированной женщины).

П — (число, которого вечно не хватает диаметру, чтобы стать окружностью).

Р — радиан (дублер градуса).

Ф — факториал (радость ленивого бухгалтера или образец математической стенографии).

Помните, вундеркиндом при желании может быть каждый. Все зависит от вас!

Синус: Я смотрю, что-то ты сегодня весел.

Косинус: А как же мне не веселиться, ведь я сегодня на уроке получил тройку. Отвечал о четности косинуса и его поведении по четвертям. (В избытке чувств затягивает песню).

"Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой..."

Синус: (в недоумении) Чему же здесь радоваться? Вот если бы пятерку получил, или, в крайнем случае, четверку, а то тройку... Ведь тройка — это все равно что двойка.

Косинус: (возражает) Да как вы смеете! Вы знаете, что значит получить тройку у нашей математички?

Синус: Косинус, я могу доказать, что 3 = 2.

Косинус: Попробуйте

Синус: Очень просто. Ты же не станешь оспаривать, что 4 - 10 = 9 - 15?

Косинус: Ну конечно нет.

Синус: Тогда прибавим к обеим частям равенства по .

Получим опять верное равенство.

Косинус: Ну что же из этого получается?

Синус: А то, что я могу записать:

22 - 2 · 2 · 5/2 + 25/4 = 32 - 2 · 3 · 5/2 + 25/4, то есть (2 - 5/2)2 = (3 - 5/2)2

Надеюсь, ты не будешь спорить, что это равенство справедливо?

Косинус: Ошибки в вашем рассуждении нет. (К публике). Может быть вы видите?

Синус: Очень хорошо! Как видишь записано равенство двух квадратов, отсюда мы можем получить равенство оснований: если равны площади двух квадратов, то равны и стороны этих квадратов. Не правда ли?

Косинус: Ну конечно же! Но я не вижу, к чему вы это клоните.

Синус: А к тому, что теперь уже не сможете сомневаться, что тройка это все равно что двойка! Смотри, раз 2 - 5/2 = 3 - 5/2, то равенство остается справедливым, тогда мы к обеим его частям прибавим по 5/2, тогда и получим, что 3 = 2.

Косинус: Постой, что-то тут не так.

Синус: А это будет нашим домашним заданием нашего веселого урока математики. А ты, Косинус, чувствуешь, что наши знания должны быть не на "3", а на "4" или на "5"?

Косинус: Нам же некогда учиться на "4" и "5". Я докажу, что в течение целого года нам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней, из них 52 воскресенья, и по крайней мере 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние, зимние, осенние и весенние каникулы продолжаются не меньше 100 дней. Следовательно уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно отпадают еще 183 дня. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия, а не больше четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадают. Остается всего-навсего 5 учебных дней. Многому ли тут можно выучиться?

Синус: Теперь я понимаю, почему у нас в школе много учеников-троечников.

Жюри подводит итоги. Вручает призы, медали: Самому веселому, самому находчивому, самому умному математику.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Свойства тригонометрических функций

Автор: Климова Анна Исааковна

Дата: 05.01.2017

Номер свидетельства: 375646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме "Тригонометрические функции и их свойства""
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-po-tiemie-trighonomietrichieskiie-funktsii-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "251543"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447253543"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Контрольная работа для 9 класса по алгебре на тему "Тригонометрические функции и их свойства" "
    ["seo_title"] => string(104) "kontrol-naia-rabota-dlia-9-klassa-po-alghiebrie-na-tiemu-trighonomietrichieskiie-funktsii-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "148035"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419550026"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Простейшие преобразования графиков функций. Свойства и графики тригонометрических функций"
    ["seo_title"] => string(80) "prostieishiie_prieobrazovaniia_ghrafikov_funktsii_svoistva_i_ghrafiki_trighonomi"
    ["file_id"] => string(6) "449585"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515764137"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Применение свойств тригонометрических функций."
    ["seo_title"] => string(54) "primienieniie_svoistv_trighonomietrichieskikh_funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "403123"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490425575"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Программа спецкурса по алгебре для учащихся 10 класса «Решение и преобразование тригонометрических выражений» "
    ["seo_title"] => string(133) "proghramma-spietskursa-po-alghiebrie-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-rieshieniie-i-prieobrazovaniie-trighonomietrichieskikh-vyrazhienii"
    ["file_id"] => string(6) "135825"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416992457"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства