Просмотр содержимого документа
«Свойства делимости»
Тема урока: «Свойства делимости»
Цели урока: Образовательные : Изучить свойства делимости натуральных чисел. Научиться их применять при решении задач.
Развивающие : развивать логическое мышление, память, умение выделять главное и делать вывод;
Воспитательные : воспитывать внимание, уважение к мнению товарищей.
Тип урока усвоения новых знаний
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку:
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Прежде чем, я сообщу вам тему сегодняшнего урока, мы разгадаем с вами небольшой кроссворд. Итак:
1) Есть выражение b:a=c. Чем является а в данном выражении?
2) Сколько будет два плюс два умножить на два?
3) На что нельзя делить?
4) Частное от деления 24 на 8?
5) Есть выражение b:a=c. Чем является bв данном выражении?
6) Математическое действие?
7) Есть выражение b:a=c. Чем является с в данном выражении?
8) Чему равен делитель, если делимое равно 28, а частное – 7?
9) Математическое действие?
1)
д
е
л
и
т
е
л
ь
2)
ш
е
с
т
ь
3)
н
у
л
ь
4)
т
р
и
5)
д
е
л
и
м
о
е
6)
п
р
о
и
з
в
е
д
е
н
и
е
7)
ч
а
с
т
н
о
е
8)
ч
е
т
ы
р
е
9)
д
е
л
е
н
и
е
Теперь прочтите слово образованное по вертикали в выделенном столбце.
- Тема нашего урока: «Свойства делимости». Мы узнаем какие свойства делимости существуют и постараемся научиться их применять.
- Как вы думаете для чего нужны свойства делимости?
3. Актуализация опорных знаний.
- Вспомним свойства деления:
0 : a = 0
На 0 делить нельзя
а : 1 = а
а : а = 1
Математический разминка:
0:5 = 0
18:3 = 6
15:5 = 3
10:1 = 10
32:8 = 4
20:20 = 1
45:9 = 5
72:8 = 9
4. Изучение нового материала.
- Для начала давайте вспомним, что означает разделить нацело натуральное число? (Натуральное число а делится нацело на натуральное число b, если существует натуральное число с, при умножении которого на b получается а: а=b*c)
- В дальнейшем слова «натуральное» и «нацело» будем опускать для краткости.
Если а делится на b, то говорят еще, что а кратноb.
Например: 48 кратно числу 24.
Свойство 1:
Рассмотрим пример:
15 делится на 3 ? (Да, т.к. 15=3*5)
15*11 делится на 3 и почему? (да, т.к. 15=3*5)
Запомните: Если один из множителей делится на некоторое число, то и произведение делится на это число
Примеры на закрепление:
- 330*6=1980
330:3 = 1980:3
- 22*3 = 66
22:11 = 66:11
- 15*4 = 60
15:5 = 60:5
Свойство 2:
Рассмотрим пример:
777 делится на 111 ? (Да, т.к. 777=111*7)
111 делится на 3 и почему? (да, т.к. 111=3*37)
= 777 делится на 3, т.к. 777 = 7 37 3 = 3 (37 7).
Запомните: Если первое число делиться на второе, а второе делится на третье, то первое число делиться на третье.
Примеры на закрепление:
- есть три числа 108, 54 и 3
108:54? 54:3?
108:3
- есть три числа 24, 12 и 3
24:12 ? 12:3?
24:3
Свойство 3:
Рассмотрим пример:
Есть два числа 100 и 24
100:4 ? (Да) 24:4 ? (Да)
А (100+24):4 ? (Да)
Почему? (Т.к. 124=100+24=25*4+6*4=(25+6)*4=31*4
А (100-24):4? (Да)
Почему? (Т.к. 76=100-24=25*4-6*4=(25-6)*4=19*4
Запомните: Если каждое из чисел делиться на некоторое число, то их сумма и разность делятся на это число.
Примеры на закрепление:
- есть числа 20 и 16
20:4? (Да) 16:4 ? (Да)
(20+16):4?
(20-16):4?
- есть числа 15 и 6
15:3 ? (Да) 6:3 ? (Да)
(15+6):3? (Да, т.к. 21=15+6 = 5*3+2*3=(5+2)*3 )
(15-6):3? (Да, т.к. 9=15-6=5*3-2*3=(5-2)*3 )
Свойство 4:
Рассмотрим пример: Есть два числа 148 и 11
148:37 ? (Да, т.к. 148 = 4*37) 11:37 ? (Нет)
= (148+11) не делится на 37? (Да)
Почему? (Т.к. иначе противоречит свойству 3)
А (148-11):37? (Нет )
Почему? (Т.к. иначе противоречит свойству 3)
Запомните: Если одно из двух чисел делится на некоторое число, а другое на него не делится, то их сумма и разность не делятся на это число.
Примеры на закрепление: - есть числа 16 и 13
16:2? (Нет) 13:2 ? (Да)
(16+13):2? (Нет)
(16-13):2? (Нет)
- есть числа 30 и 19
30:5? (Нет) 19:5 ? (Да)
(30+19):5? (Нет)
(30-19):5? (Нет)
Физкультминутка:
Закрепление изученного материала.
Задача. Используя свойства делимости чисел докажи или опровергни утверждения
36+72 делится на 36,
2100-16 не делится на 21,
24*17*35 делится на 6,
(63-19)*80 делится на 10.
Решение упражнений.
№ 595(а,б) (Устно) Объясните, почему на 12 делится произведение: а) 12 47; б) 12 120;
№ 596(а,б,в). Запишите числа 24, 42, 36, 72, 75 в виде произведения и покажите, что: