Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики по теме "Делимость чисел. Свойства делимости"»
Предмет: математика
Тема: Делимость чисел. Свойства делимости
Класс: 5
Учитель: Курдиди София Пантелеевна
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Представление о результатах:
Личностные результаты:
формирование умения сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные: формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов, по использованию доказательной математической речи при работе с информацией;
коммуникативные: формирование умений совместно с другими обучающимися в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
Предметные результаты:
понимание сути понятий «делитель», «кратное», умение находить простые и составные числа, умение точно и грамотно выражать свои мысли, применяя математическую терминологию, развитие способностей обосновывать рассуждения.
Ресурсы: учебник - Математика.5кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / С.А. Козлова, А.Г. Рубин. – 2-е изд. – М. : Баласс, 2013. – 208 с., ил. (образовательная система «Школа 2100»);
Карточки с заданиями для групп, листы самооценки, листы оценки работы группы
Этапы технологии деятельностного подхода:
Самоопределение к деятельности (Оргмомент)
Актуализация знаний (Актуализация знаний)
Постановка учебной задачи (Мотивация. Постановка проблемы)
Решение учебной задачи (Работа в парах, группах)
Первичное закрепление (Обмен информацией)
Самостоятельная работа самопроверкой (Связывание фактов, решение проблемы)
Включение в систему знаний, повторение (Домашнее задание)
Рефлексия (Рефлексия)
Технологическая карта урока
Этап
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Результат
Организационный момент
Организация направленного внимания на начало урока
Приветствие обучающихся
Подготовка к дальнейшей деятельности
Актуализация знаний
Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, психологически подготовить обучающихся к усвоению нового материала
Помочь учащимся сформулировать тему и цель данного урока
Формулирование темы и целей урока
Развитие познавательного интереса не только к знаниям, но и способам деятельности
Создать условия для дальнейшей исследовательской деятельности
Сформулировать проблему для исследования
Желание разрешить сложившуюся ситуацию путем исследования
Исследования в парах, группах
Метапредметные УУД.
Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД.
Развивать умение систематизировать добытую информацию, делать выводы. Развитие предметных УУД
Наблюдать за работой пар, групп, при необходимости направлять работу
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Формулировать собственное мнение и позицию
Развивается интерес не только к знаниям, но и к способам деятельности.
Личностные УУД: развиваются волевые качества в преодолении возникших затруднений.
Регулятивные УУД: формируются способы умственных и практических действий при переработке учебной информации.
Предметные УУД: умение точно и грамотно выражать свои мысли, применяя математическую терминологию, развитие способностей обосновывать рассуждения.
Обмен информацией
Предоставить материал для дальнейшего коллективного вывода
Создать условия для понимания предоставленного группой материала другими детьми
Представляют наработанный материал соответствующими выводами
Сбор необходимого материала для решения поставленной проблемы. Развитие коммуникативных УУД: формулировать собственное мнение и позицию
Связывание фактов, решение проблемы
Систематизировать и преобразовать полученную информацию (опорный конспект), сделать выводы
Направлять учащихся к формулировке выводов
Коллективная работа по формулированию выводов
Формулирование понятий «Делитель», «Кратное», определение простых и составных чисел, свойств делимости
Домашнее задание
Выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний
Организовать деятельность обучающихся для применения новых знаний
Работа по применению новых знаний
Развитие умений, сформированных на данном уроке
Рефлексия
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности на уроке и работы групп
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
Формулирование цели дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
Описание этапов
Актуализация знаний
Обучающимся предложены примеры на деление натуральных чисел.
23 : 3; 25 : 7; 12 : 5; 24 : 3; 81 : 2
В ходе фронтальной работы обучающимся необходимо ответить на следующие вопросы:
Какой из предложенных примеров лишний и почему?
Назовите компоненты действия.
Как найти неизвестный делитель?
На какие еще натуральные числа делится делимое?
Мотивация
Формулирование обучающимися темы и целей урока
Исследования в парах, группах
Работа в парах, затем в мини-группах (образование групп по цветовому признаку):
1 группа – определение делимости чисел, делителя, кратного
2 группа – определение простых и составных чисел
3 группа – свойство делимости (нахождение частного произведения на число)
4 группа – свойство делимости (нахождение частного суммы на число)
5 группа – свойство делимости (если первое число делится на второе, а второе делится на третье, то первое число будет делиться на третье)
Обмен информацией и связывание фактов, решение проблемы
Представление и обсуждение результатов работы групп, заполнение опорного конспекта
Домашнее задание
Формулирование домашнего задания (с. 174 № 18, с 186 № 16, доп. с.174 № 20 (одну из трех задач))
Рефлексия
Оценивание работы групп и собственной работы каждым обучающимся.
Выпишите, на какие еще числа делится 24: _____________________
Число a ________ на число b, если найдется такое число с, что
a = bc.
_____ - кратное, ________- делитель
Делитель – это число, на которое _____________ данное число.
Кратное – это число, которое _____________ на данное число.
2 группа
Запишите все числа, на которые делятся данные числа
25: ____; ____; _____.
2: ____; _____.
6: ______; ______; ____; _____.
7: _____; _____.
11: ____; ____.
10: _____; ______; _____; _____.
Разделите данные числа (25, 2, 6, 7, 11, 10) на 2 группы.
1 группа: _______________; 2 группа ___________________
Простые числа – это числа, у которых ____ делителя: 1 и ____________________________________________________________
Составные числа – это числа, у которых _______________ делителей.
3 группа
Запишите произведение 24 · 34 в виде произведения, где один из множителей равен 3 _________________________________________
Делится ли произведение чисел 24 и 34 на 3 _____________________
Запишите произведение чисел 12 и 15 в виде произведения, где один из множителей равен 5 ______________. Делится ли 12 · 15 на 5 ____
Если a и b - два числа, причем a _________ на x, то найдется такое число ______, что a = xy. Тогда получим: ab = (____)b = x(____), а это значит, ______ делится на x.
Если _________ из двух чисел _____________ на данное число, то и _____________________ делится на это число.
4 группа
Делится ли сумма 24 + 36 на 3? ________________________________
Делится ли разность чисел 36 и 25 на 3? _________________________
Если каждое из чисел a и b делятся на число x (a = xy, b = xz), тогда a + b = ____ + _____= __(_____+_____ ), а это значит a +b ____________ на x.
Если каждое из чисел a и b делятся на число x (a = xy, b = xz), тогда a - b = ____ - _____= ____(_____ - _____), а это значит a +b ____________ на x.
Если _________ из двух чисел _____________ на данное число, то ___________________ и _________________ делится на это число.
5 группа
Делится ли 45 на 9? ______ Делится ли 9 на 3? _______ Будет ли, делится 45 на 3? ___________
Если a делится на b, а b делится на c. Обязательно ли, что a делится на c? _________________
Пусть a делится на b, а b делится на c (a = xb, b = yc). Получим, что a = xb = x (_____) = (______)_____. Значит, a _____________ на ___.
Если _________ число _____________ на второе число, а ____________ число ______________ на _____________ число, то _____________ число _____________ на _______________ число.
Рефлексия
Оцените свою работу и работу групп на уроке, закрасив один из смайликов.
Я
Группа № _____
Группа № _____
Группа № _____
Группа № _____
Опорный конспект
Тема «Делимость чисел. Свойства чисел. Простые и составные числа»
Если a и b - два числа, причем a _________ на x, то найдется такое число ______, что a = xy. Тогда получим: ab = (____)b = x(____), а это значит ______ делится на x.
Если _________ из двух чисел _____________ на данное число, то и _____________________ делится на это число.
Если каждое из чисел a и b делятся на число x (a = xy, b = xz), тогда a + b = ____ + _____= __(_____+_____ ), а это значит a +b ____________ на x.
Если каждое из чисел a и b делятся на число x (a = xy, b = xz), тогда a - b = ____ - _____= ____(_____ - _____), а это значит a +b ____________ на x.
Если _________ из двух чисел _____________ на данное число, то ___________________ и _________________ делится на это число.
Например: (24 + 36) : 3 = ________ + _________
16 : 4 – 4 : 4 = (16 – 4) : ___________
Пусть a делится на b, а b делится на c (a = xb, b = yc). Получим, что a = xb = x (_____) = (______)_____. Значит, a _____________ на ___.
Если _________ число _____________ на второе число, а ____________ число ______________ на _____________ число, то _____________ число _____________ на _______________ число.