kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Старинные меры длины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа на уроке математики по теме: "Отрезок. Длина отрезка"

Использование современных и старинных мер длины, изготовление моделей измерительных приборов и измерение различных параметров с помощью этих моделей, создание проектов по проделанной работе.

Защита проектов. Работа в группах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Старинные меры длины.»

5 класс

Тема урока: Отрезок и его длина.

Тема проекта: Старинные меры длины.

Цели проектной деятельности: Выяснить, какие меры длины использовались в старину.

Развивать познавательный интерес, практические навыки при измерении длин.

Воспитывать коммуникативные качества личности.

Задачи:

  1. Познакомить со старинными мерами длины.

  2. Определить зависимость старинных и современных мер длины.

  3. Провести серию измерений в различных единицах. Создать модели соответствующих измерительных инструментов.

  4. Определить какие меры длины используются в наше время.

  5. Развивать практические навыки использования инструментов для измерения длин.

  6. Развивать у учащихся умения работать в группе.

Время работы над проектом: 30 минут.

Обеспечение: бумага, нитки, линейки, карандаши, ножницы, сантиметровая лента, таблица единиц длины, отрывки из литературных произведений.

ЗУН: знать современные единицы измерения длин, уметь пользоваться линейкой.

Ход урока.

  1. Орг. Момент

  2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

  3. Организация проектной деятельности:

Класс разбивается на 3 группы (разноуровневые). Каждая группа получает таблицу единиц длины и задание в виде отрывка из сказки, литературного произведения или пословицу с проблемным вопросом.

Например, какой рост у Дюймовочки? Семь пядей во лбу, сколько это? Определить рост конька-горбунка.

План выполнения проекта:

  1. Определить, о какой мере длины идёт речь в пословице или сказке.

  2. Используя таблицу мер длины ответить на ворос в задании.

  3. Создать модель измерительного инструмента на эту меру.

1 группа – вершок(4 см 5 мм)

2 группа - локоть (45 см)

3 группа - пядь (21 см)

  1. Измерить с помощью моделей и с помощью линейки или сантиметровой ленты, например:

1 группа – длину и ширину парты

2 группа – ширину и высоту классной двери.

3 группа – длину и ширину доски.

  1. Используя таблицу мер длины, выполнить вычисления и сравнить результаты измерений.


Домашнее задание(возможно по группам или по желанию):

  1. Подготовить сообщение о том какие старинные меры длины используются в настоящее время.

  2. Подготовить сообщение о старинных мерах длины в Казахстане.

Итоги урока. Рефлексия

Самоанализ работы учащегося на уроке














































Приложение 2

Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры

«Один, как перст» - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.

«Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!» - Если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинять в чем-то худшем или сделать это в еще более грубой манере.

«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

«Не уступить ни пяди» - не отдавать даже самой малости

«Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке.

«Сам с ноготок, а борода с локоток» - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. До Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.

«Каждый купец на свой аршин меряет» - каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

«Сидит, ходит, словно аршин проглотит» - о неестественно прямом человеке

«Он узнал, почем фунт лиха», - так говорят о человеке, которому досталось много невзгод.

«На аршин борода, да ума на пядь» - о взрослом, но глупом человеке.

«Косая сажень в плечах» - широкоплечий, высокого роста человек.

«На три аршина в землю видит» – внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

«Полено к полену – сажень» – о накоплении запасов, богатства путем экономии.

«Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича (правил в 1645 – 1676 гг.). Он повелел расставить вдоль дороги от Москвы (точнее, от ее Калужской заставы) до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. Высокие, около двух саженей, т.е. примерно в 4 м., с орлами наверху, эти столбы оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи.

«Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

«Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк» - расстояние не может быть препятствием для любви.

«От слова до дела – целая верста»

«Верстой ближе – пятаком дешевле»

«На версту отстанешь – на десять догоняешь» -даже небольшое отставание очень трудно преодолевать

«Семимильные шаги» - быстрый рост, хорошее развитие чего-либо.

«Мал золотник, да дорог» так говорят о чем-нибудь незначительном на вид, но очень ценном.

«Свой золотник чужого пуда дороже»

«Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками»

«Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником подавишься» - не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью.

«Сено – на пуды, а золото – на золотники» - каждая вещь имеет свою определенную ценность.

«Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь» - нужно много времени, чтобы понять другого человека.

«Дюжинный товар» - простой товар, обычный, неоригинальный.

«Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут» – обидная характеристика ленивого, малоспособного работника. Таких даже 13 человек вместо 12 и то никому не надо.

И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Му-Му» описывает так: «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».

Приложение 3

Старинные мера длины в Казахтане:
В древности все равнялось на человека. Человеком, буквально мерили все, мерили шагами, ростом, громкостью крика, бросанием предметов, бегом скакуна, времени в пути. В казахском языке до сих пор используется много тюркских слов, которые обозначают различные меры длины.
Вот некоторые из них:
Кишбойы – обозначает рост от 170-175 см
Бельвар – длина от низа до поясницы, примерно 1 м 35 см
Биркулач – 150-155 см
Карыш – 33-34 см
Бирсуйем – от начала большого пальца до указательного, примерно 21-22 см
Бируель – один палец 2 см, а также екиуель 2 пальца - 4 см, уш -6 см, торт- 8 см
Адим (шаг) – 60 см
Аттам (как-бы переступить) – 70 см
Тутам – объем, умещаемый в кольце большого и указательного пальцах
Шагирим- расстояние, на котором слышно как кричит человек
Кирпикгагемжер- путь, который можно проделать в мгновение ока.

Приложение 1

Старинные меры длины

Дюйм - (от голландского - большой палец).Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя , взятых из средней части колоса.

1 дюйм =2,54 см = 10 линиям.

Вершок - старая русская мера длины, употреблявшаяся до введения метрической системы мер.

1 Вершок = 1/16 аршина = 1,75 дюйма = 44,45 мм = 4,44 см.

Вершок - старинная русская мера длины , равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего).

Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака  до локтевого сгиба.

Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11 – 16 вершков.

Пядь, пядень(или четверть) - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова"пясть", т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см, и пядь великую - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22-23 см.

Аршин - одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI в. Название происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца.

1 аршин = 71 см.

Но в разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин, т.е. эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

Верста или поприще -русская путевая мера. Верста - от слова вертеть. Первоначально -расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты.

1 верста = 1060 м.

Коломенская верста – "верзила" -шутливое название очень высокого человека. Оно берет свое начало от времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676г.

Межевая верста существовала на Руси до 18 в. для определения расстояния между населенными пунктами  и для межевания (от слова межа-граница земельных владений в виде узкой полосы).

1 верста = 1000 сажень =  2,13 км.

Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т.е. доставать до чего- либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая.

Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук , ее длина  3 аршина или 213 см. Косая сажень-расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки ;длина такой сажени примерно 248 см.

Миля (от латинского слова  "милия" - тысяча (шагов))-русская мера длины. Использовалась как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 7,468 км.

В древности все равнялось на человека. Человеком, буквально мерили все, мерили шагами, ростом, громкостью крика, бросанием предметов, бегом скакуна, времени в пути. В казахском языке до сих пор используется много тюркских слов, которые обозначают различные меры длины.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Старинные меры длины.

Автор: Сафонова Ирина Валентиновна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект внеурочного занятия по математике. Тема "Старинные меры длины" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-vnieurochnogho-zaniatiia-po-matiematikie-tiema-starinnyie-miery-dliny"
    ["file_id"] => string(6) "234595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443466896"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Проект "Старинные меры длины" "
    ["seo_title"] => string(30) "proiekt-starinnyie-miery-dliny"
    ["file_id"] => string(6) "125162"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414927180"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Исследовательская работа " Старинные меры длины""
    ["seo_title"] => string(50) "issliedovatiel_skaia_rabota_starinnyie_miery_dliny"
    ["file_id"] => string(6) "364707"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480605050"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Презентация "Старинные меры длины""
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia_starinnyie_miery_dliny"
    ["file_id"] => string(6) "442711"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1512593245"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) ""Старинные меры длины" "
    ["seo_title"] => string(22) "starinnyie-miery-dliny"
    ["file_id"] => string(6) "219476"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434206306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства