Конспект внеурочного занятия по математике. Тема "Старинные меры длины"
Конспект внеурочного занятия по математике. Тема "Старинные меры длины"
Тема: «Старинные меры длины»
УМК «Школа России»
Тип занятия: открытие новых знаний
Цель :
Познакомить детей со старинными мерами (единицами измерения) длины — как способом измерения различных объектов.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
Формировать познавательный интерес к учебному материалу
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать свои предположения.
Коммуникативные УУД:
Уметь выражать свои мысли полно и точно, управлять действиями партнёра (оценивать, корректировать), решать конфликты.
Познавательные УУД:
Выделять познавательную цель, осуществлять сбор информации, классифицировать её, выбирать наиболее эффективный способ решения, прогнозировать результаты вычислений, уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Задача занятия:
Познакомить со старинными мерами длины, с историей их происхождения,
научить ими пользоваться, т.е. переводить старинные русские меры длины в современные
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по математике. Тема "Старинные меры длины" »
Конспект внеурочного занятия по математике в 3 классе
Макаренко Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 50
Тема: «Старинные меры длины»
УМК «Школа России»
Тип занятия: открытие новых знаний
Цель :
Познакомить детей со старинными мерами (единицами измерения) длины — как способом измерения различных объектов.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
Формировать познавательный интерес к учебному материалу
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать свои предположения.
Коммуникативные УУД:
Уметь выражать свои мысли полно и точно, управлять действиями партнёра (оценивать, корректировать), решать конфликты.
Познавательные УУД:
Выделять познавательную цель, осуществлять сбор информации, классифицировать её, выбирать наиболее эффективный способ решения, прогнозировать результаты вычислений, уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Задача занятия:
Познакомить со старинными мерами длины, с историей их происхождения,
научить ими пользоваться, т.е. переводить старинные русские меры длины в современные.
Ход занятия
1. Организационный этап
Учитель: Сегодня у нас необычное занятие, потому что на нём присутствуют гости. Давайте подарим им свои улыбки.
2. Актуализация знаний
Объясните смысл пословиц и поговорок
От горшка три вершка, а уже указчик.
Семь пядей во лбу.
Нос с локоть, а ум с ноготь.
На три аршина в землю видит.
Косая сажень в плечах.
От слова до дела - целая верста.
Какие слова мы редко употребляем в современной речи ? Подчеркнём их. Что эти слова обозначают? (Величины). Что измеряют эти величины? (длину).
Догадайтесь, о чём пойдет речь на нашем занятии?
(О старинных русских мерах длины).
На ваш взгляд сколько это? Локоть ? Сажень? Верста? Покажите.
3.Изучение нового материала
Презентация о старинных мерах длины.
По ходу презентации каждый ученик заполняет таблицу:
1 вершок
4см 5мм
1 пядь
18 см
1 локоть
44 см
1 аршин
71 см
1 сажень
2м 10 см
1 верста
1 км 67 м
На доске строится таблица учителем:
1вершок= 4см 5 мм=45 мм
1 пядь=18 см
1 локоть= 44см
1 аршин=71 см
1 сажень= 2м 10 см
1 верста=1 км 67 м
Что в результате этой работы мы получили?( Таблицу старинных русских мер длины)
4. Усвоение новых знаний.
Попробуем применить наши знания на практике. Выполним практическую работу.
Перед вами лента, измерьте её длину с помощью мерок, находящихся у вас на столах. Это делает 1 и 3 группы. А 2 и 4 группы измеряют ленту с помощью линеек. Результаты измерений запишите в таблицу.
Вершок
Пядь
Локоть
Проверка. Представитель от группы озвучивает результат работы. Почему получились разные результаты? Погрешности в измерении или вычислительные ошибки.
Точнее всех ленту померила ….. группа. В этой ленте 1 локоть, 2 пяди, 10 вершков.
5. Двигательная пауза
Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения и говорите в рифму названия старинных мер длины.
Чтобы эрудитом стать
Надо термины все знать.
Все движенья повтори.
В рифму термин говори.
Прыжки на месте скок – поскок
Небольшой всегда вершок.
Конь бежит и слышен цокот
Необычный термин локоть.
Руки вверх, до гор вершин,
Больше локтя был аршин.
Раза три сильней присядь
И запомни слово пядь.
Бей в ладоши раз полста
Говорим сейчас верста.
Бегать, прыгать нам не лень
Слово старое сажень.
Спасибо математике за старую грамматику.
6. Закрепление новых знаний
Работа в группах.
Прочитайте задания на карточках. Переведите старинные меры длины в современные единицы измерения.
1 группа
Отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам;
Уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину (меньше 71см)
Меньше сажени в длину.(меньше 2 метров)
2 группа
Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Царь Салтан с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин.
Какой рост новорожденного сына царя Салтана? (71см)
3 группа
Представьте, как выглядели жители подземного города из произведения Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители»
« Множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина»( 35-36 см)
4 группа
Русская народная сказка.
«Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень.»
Какого роста были добры молодцы?( 2м 10 см)
Измените условие задачи так, чтобы её можно было бы поместить в старинный учебник математики:
1 группа.
Для того чтобы сделать кормушку, взяли дощечку прямоугольной формы. Длина дощечки 3дм (……), а ширина 2 дм (…..) . Узнайте периметр кормушки.
2 группа.Портниха решила сшить три рубашки и купила на них по 2 м (…..) ткани и 3 м(…….) ткани на платье . Сколько всего метров(…….) ткани купила портниха?
3 группа. Крестьянин поехал из своей деревни в город . Отъехав 7 км(……), он остановился покормить лошадь. Отсюда до города ещё 8 км (………). Сколько всего должен проехать крестьянин, чтобы попасть в город ?
4 группа. Возле дома растут две берёзы. Дом высотой 6 м (……..). Одна берёза выше дома на 2 м (……), а другая берёза двумя метрами выше первой. Какой высоты другая берёза?
Проверка.
* Кроссворд
7.Подведение итогов
Зачем нам знать старинные меры? (Чтобы лучше понимать и представлять образы, описанные в русской литературе прошлых столетий, в исторической литературе, в сказках, в пословицах и поговорках; тренироваться в счёте).
Почему эти меры длины исчезли? (Применение самых разнообразных мер длины затрудняло развитие науки, тормозило развитие производства, мешало установлению торговых связей между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер.В 1875 г. Представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. В нашей стране метрическая система мер была введена в 1918 г.. Всё это называется глобализацией (анг. язык стал международным) ) Почему нужно уметь переводить из одних единиц измерения в другие? (Деньги).
8. Рефлексия
Закройте глаза .Подумайте и ответьте себе мысленно на вопросы:
- Помню ли я названия старинных мер длины, о которых шла речь на занятии? Знаю ли я , сколько современных мер длины в них содержится?
-Активно ли я работал в группе? Всё ли у меня получалось?
Если вы уверенно ответили на все вопросы «да», то возьмите ленточку зелёного цвета.
Если вы ответили себе мысленно «да, часто» возьмите ленточку жёлтого цвета.
Если вы ответили на вопросы «нет», возьмите ленточку красного цвета.
Свяжете ленты в своей группе. А теперь представители группы выйдите к доске и продемонстрируйте нашу общую ленту. ( красные кусочки говорят о том, что есть ребята, которые сомневаются в своих силах.) Как вы думаете, сколько в ней вершков? Пядей? Локтей? И т.д. С ответа на эти вопросы мы начнём следующее занятие.