Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент |
Учитель приветствует учеников, объясняет работу урока(рабочие листы) | Ученики слушают внимательно учителя |
2. Мотивация к учебной деятельности |
Ребята, как вы считаете, что общего между привычной для всех вас школьной тетрадью и моделью железной дороги (показываем тетрадь и рельсы)? | Дети высказывают свои предположения. Приводят аргументы в защиту своей версии( Все эти предметы объединяет понятие параллельности: тетради разлинованы параллельными линиями, железнодорожное полотно состоит из шпал и рельс). |
А знаете ли вы, что тема параллельных прямых волновала людей с давних времен. Первый кто систематизировал знания о параллельных прямых был древнегреческий ученый – Евклид. | Ученики слушают историческую справку |
А как вы думаете, так ли важны параллельные прямые в нашей жизни? Каким бы был мир, если бы в нем не было параллельности? почему электрические провода параллельны? почему рельсы параллельны? Почему тетради в линейку? | А) При строительстве зданий строго учитывают параллельность. (отвес). Б) железнодорожное полотно. В) эскалатор. Если бы они не были параллельными, значит, они соприкасались друг с другом, а это привело к замыканию, пробоям, при которых электрическая цепь размыкается и ток отключается. если бы рельсы не были параллельными, то они где-нибудь бы сходились и поезд потерпел бы крушение. |
Каждому современному человеку необходимо знать как строятся параллельные прямые. | |
Где нам с вами может потребоваться построение параллельных прямых? | На доске, в тетради На компьютере На производстве В быту, на даче, на улице |
Что необходимо нам для построения параллельных прямых? | Инструменты Знания: теоретический материал |
Какими инструментами мы будем пользоваться? | Линейкой, угольником, циркулем Специальными инструментами Подручными средствами |
Ребята, давайте с вами попробуем сформулировать тему урока. | Практические способы построения параллельных прямых |
Что мы должны узнать на уроке? | Учащиеся называют цели урока |
3. Актуализация знаний |
Ребята, давайте вспомним теоретический материал, связанный с термином Какие прямые называются параллельными? Какие два отрезка называются параллельными? 3. Что такое секущая? А что вы еще знаете о параллельных прямых? Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей? 5. Назовите основные признаки параллельности прямых. -
| Учащиеся отвечают на вопросы по теме. 1. Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. 2.Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых. Прямая называется секущей, если она пересекает две прямые в двух точках. 4.накрест лежащие, соответственные, односторонние 5. 1.Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. 2. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны. 3. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180°, то прямые параллельны. |
А как вы думаете, можно ли использовать эти признаки при построении параллельных прямых? | да |
4. Физкультминутка |
5. Практические способы построения параллельных прямых на классной доске, в тетради |
Ребята, посмотрите, какие инструменты у нас есть в классе: линейка, чертежный треугольник, циркуль. Кто знает, как с помощью линейки построить параллельные прямые? Объясните факт параллельности. | Учащиеся отвечают на вопросы |
А) Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки |
На рис. 103 показан способ построения параллельных прямых на бумаге, доске. Ребята, какие из инструментов, изображают секущую?(линейка) Какие из инструментов, изображают угол? (чертежный треугольник) Достаточно ли одного угольника и одной линейки для построения параллельных прямых?Объясните способ построения.? Задание 2. Постройте с помощью угольника и линейки параллельные прямые m и n. | |
На производстве б) Построение параллельных прямых с помощью рейсшины |
Изобретательская мысль человечества не стоит на месте, и для более удобного построения чертежа и проведения параллельных линий был придуман специальный чертежный инструмент – рейсшина Рейсшина – чертежный прибор для проведения параллельных линий, который состоит из линейки с поперечной планкой. | |
Приводятся примеры: Малка -инструмент для перенесения угловых размеров при разметке деталей, для построения параллельных прямых. | |
Рейсмус –инструмент для проведения на заготовке разметочных линий, параллельных выбранной базовой линии | |
Скоба - Для одновременного прочерчивания большего количества линий | |
Чертят ли сейчас инженеры, чертежники инструментами чертежными? | Отвечают на вопрос |
Задание. |
№186 №191 №192 | |
Итог урока |
Ребята, давайте вспомним с помощью каких инструментов мы научились строить параллельные прямые? | Учащиеся отвечают на вопрос |
Домашнее задание |
П.26 №188,189 |
Рефлексия |
Наш урок подходит к концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии. Вам для этого помогут слова: На уроке я понял… Я узнал, что … Теперь я… Мне понравилось … Я думаю… | |