- Прежде чем мы узнаем название самой высокой вершины в Австралии, посчитаем устно. Работаем по цепочке.
- Расположите ответы в порядке возрастания и расшифруйте название вершины. Ребята, высота горы Джая над уровнем моря составляет 5029 м.
- Выразите эту величину в километрах и метрах.
- Скажите, почему люди стремятся отдохнуть в горах? (Чистый воздух, первозданная природа)
- Что вы знаете о людях, которые живут в горах? (Они в основном долгожители)
- А как называют спортсменов, которые стремятся покорить горные вершины? (Альпинисты)
- И мы, ребята, с вами будем стремиться покорить вершину знаний, а для этого нужно быть собранными, готовыми всегда прийти на выручку своему товарищу, как альпинисты. Итак, продолжим наше восхождение!
3. Выявление причины и места затруднения.
а) Найдите три седьмых от числа 420. Какое правило применили?
б) Найдите число, если четыре девятых его составляют 360 (Правило).
в) Вычислите разность двух дробей. Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?
Найдите сумму дробей. Какую дробь получили? Выделите целую часть. Как называется полученное число?
г) Запишите и найдите значение этого выражения. (Учащиеся испытывают затруднение)
- Кто справился с заданием? Назовите ответ. Молодцы, пример был новым.
- Кто смог найти ответ, вы можете доказать правильность своего решения? (Нет)
- Кто не смог найти значение выражения? Как вы думаете, почему не решили?
- Где возникло затруднение?
- Значит, чего мы не знаем? (Не знаем правила или алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел)
- Значит, какая тема нашего урока?
- Чему будем учиться на уроке?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, чему нам надо сегодня научиться? Поставьте цель урока.
(Научиться складывать и вычитать смешанные числа с помощью алгоритма)
- Как назовём наш урок? Какова его тема? (Сложение и вычитание смешанных чисел).
Учитель открывает тему урока.
- Предлагаю работать по плану, чтобы выйти из затруднения.
(Учитель может предложить самим ученикам составить план, скорректировав их высказывания).
На доске или экране учитель вывешивает план.
1. Выполнить действия с фигурами.
2. Составить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.
3.Применить полученные алгоритмы на практике
5. Реализация построенного проекта.
- Чтобы реализовать 1 пункт плана предлагаю использовать рисунки фигур на странице 32 учебника, задание №1.
- Ваши предположения, как удобнее складывать? (Целые части отдельно, дробные отдельно).
- Можно использовать этот приём при вычитании? Давайте проверим.
- Чем интересен третий случай (У вычитаемого нет целой части).
- Как поступим? (Целая часть останется неизменной, а из дробной части вычтем другую дробную часть).
- Что заметили в четвёртом примере? (У второго слагаемого нет дробной части)
- Какой вывод мы сделаем? Сравните с правилом в учебнике.
-Теперь вернёмся ко второму пункту плана и запишем алгоритм для сложения и вычитания смешанных чисел.
- Что нужно сделать с целыми и дробными частями смешанных чисел? (При сложении отдельно сложить целые и дробные части)
- А при вычитании? (Можно вычесть отдельно целые и дробные части)
- Запишем всё сказанное в общем виде.
На доске или экране появляется алгоритм.
Алгоритм сложения смешанных чисел
Ц + Ц = Д + Д
Алгоритм вычитания смешанных чисел
Ц – Ц = Д - Д
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, настало время физкультминутки:
Потрудились – отдохнём, И под ноги не смотрите.
Встанем, глубоко вздохнём. Раз и два! Раз и два!
Отдых наш – физкультминутка, Руки в стороны, вперёд,
Занимай свои места! Влево, вправо поворот.
Шаг на месте левой, правой! Три наклона, прямо встать,
Раз и два! Раз и два! Руки вниз и вверх поднять.
Прямо спину все держите. Руки плавно опустили,
Раз и два! Раз и два! Всем улыбки подарили.
- Ребята, наши глазки устали, а им тоже нужен отдых.
Ученик:
Проведём, друзья, сейчас, Чтобы мышцы крепче стали,
Упражнение для глаз. Смотрим по диагоналям.
Вправо, влево посмотрели, Мы не будем циркуль брать,
Глазки все повеселели. Будем взглядом круг писать.
Снизу вверх и сверху вниз. Плавно глазками моргаем,
Ты, хрусталик не сердись, Потом их мы закрываем.
Посмотри на потолок, Чтобы было больше силы,
Отыщи там уголок. К ним ладошки приложили.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Ребята, напомните правило, которым мы будем пользоваться на уроке.
- Вернёмся к примеру, который не все смогли решить в начале урока.
- Прокомментируем его решение, применив полученный алгоритм.
- Переходим к третьему пункту плана и попробуем применить полученные знания на практике.
- Для этого я предлагаю выполнить задание в учебнике № 2а на с.32
Дети читают задание и выполняют с комментированием два столбика. (По цепочке)
- А теперь поработаем в парах, выполнив №2б.
- Зашифруйте название какого-нибудь морского или речного животного своему соседу и отгадайте его шифровку.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Молодцы, хорошо поработали, настало время самостоятельной работы.
- Третий столбик из номера 2а выполните самостоятельно и впишите ответы в таблицу, расшифровав названия обитателей морей и рек.
После отведённого времени учитель открывает эталон, по которому ученики проверяют свою работу.
- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте знак «+».
- Кто ошибся? В чём ошибка? Почему она допущена? (Рассуждения учеников)
- Допущенные ошибки исправьте. Вам нужно ещё раз повторить правило и потренироваться в решении таких примеров.
- Сравните ответы в таблице и полученные названия (кит, осьминог, рак, налим, дельфин)
- А каких морских животных и рыб вы знаете?
- Как люди должны относиться к богатствам природы?
- Что может произойти, если мы будем бездумно истреблять животных? (Нарушится экологическое равновесие).
- Какую пользу приносят нам морепродукты? ( Содержат йод и фосфор, укрепляют наши кости).
- Значит нужно обязательно включать в свой рацион рыбу и морепродукты.
8. Включение в систему знаний на повторение.
- Ребята, мы побывали с вами в горах и на море, пора возвращаться домой. А у себя дома зимой, как можно проводить время с пользой для здоровья? (Будем кататься на лыжах и коньках).
- Где можно использовать полученные знания?
( В решении примеров, задач, уравнений).
- Я предлагаю вам решить задачу, записанную на доске.
В один из дней зимних каникул мальчик катался на лыжах 2 3/5 ч, а на коньках на 1 2/5 меньше. Сколько времени он катался на лыжах и на коньках вместе?
- Что известно в задаче? Что нужно найти?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Мы знаем, сколько времени мальчик катался на лыжах? На коньках?
- А узнать можем? Каким действием?
- А каким действием узнаем, сколько всего времени он катался?
- Запишите решение задачи. (Один ученик выполняет за доской, затем проверка)
- Составьте выражение к задаче.
Проверка задачи, выявление и устранение ошибок. Сильным детям предлагаю выразить ответ в часах и минутах.
- Каким правилом пользовались при решении задачи?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
- Как вы считаете, нам удалось достичь цели?
- С каким алгоритмом познакомились? (Сложения и вычитания смешанных чисел)