- Сегодня на уроке мы еще раз вспомним некоторые признаки осени.
2) – А сейчас я буду показывать вам карточки с примерами, а вы правильно их прочитайте, используя выражения «увеличить на», «уменьшить на» и вычислите.
2+1=
3+1=
10-4=
5-4=
- А сейчас продолжаем аналогичную работу, только используем выражения «сумма чисел» и «разность чисел».
4+2=
8+1=
5-3=
6-3=
3) На доске картинки:
- Рассмотрите внимательно картинки (5-6 сек). Закройте глаза. Откройте на счёт “3” и скажите, что изменилось? (Повторяется 2-3 раза).
- Вывод: Вижу, что у вас достаточно внимания, чтобы узнавать новое.
Внимание необходимо на уроке. Сегодня урок открытия новых знаний.
III. Физкультминутка «Ветер».
IV. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
-Какой урожай люди собирают осенью с деревьев в саду? (Яблоки)
На доске изображения двух тарелок. На одной 5 яблок, на другой ничего нет.
- Составьте рассказ о яблоках.
- Как записать то, чего нет? (0).
- Ребята, Бузина Марианна подготовила для вас загадку.
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, да не бублик. (Ноль)
_ Давайте вспомним, что мы уже знаем о ноле с прошлого урока.
ЧТО ЗНАЕМ?
1. Что обозначает? (Отсутствие предметов)
2. Место в числовом ряду? (Перед цифрой 1)
3. “Соседи” числа 0. (Цифра 1) 012345678910
На доске осталась одна тарелка, на которой ничего нет.
- Мы вспомнили, что записать то, чего нет, можно числом 0. Посмотрите, что я делаю? (Добавила 4 яблока).
- Как записать, что изменилось? (0+4=4).
- Что теперь я делаю? (Убрала 3 яблока).
- Как записать, что изменилось? (4-3=1).
-Итак, что мы сейчас учимся делать на уроке? (Складывать и вычитать0).
- Это тема нашего урока.
V. Гимнастика для внимания «Привет», «Ученый».
VI. Закрепление нового материала.
Работа с учебником (с. 72).
- Рассмотрите рисунок сверху. Что видите? (Кусочки дыни на тарелке).
- Составьте рассказ.
- По второму рисунку составьте рассказ.
Самостоятельная работа.
- Выполнить чистописание в тетради.
- Списать из учебника в тетрадь 2 столбика примеров, вставляя пропущенные числа. 3 столбик - у доски.
Работа в парах. Взаимопроверка. Проверка записи на доске.
Работа с наборным полотном.
- Сколько помидоров вы видите на наборном полотне? (7)
- Что я сделала? (Убрала 7 помидоров).
- Как записать то, что изменилось? (7-7=0).
- Теперь сколько помидоров? (0)
- Что я сделала? (Добавила 5 помидоров).
- Как это записать? (0+5=5)
- Вывод: Вы молодцы. Правильно составили непростые выражения. Теперь внимательно посмотрите на схемы и попробуйте сделать вывод. Договоримся, что “листочек” будем называть “ любое число”.
+ 0 =
- 0 =
- = 0
-По схемам давайте еще раз проговорим правила.
• Если к любому числу прибавить ноль, то получим это же число.
• Если от любого числа отнять ноль, то получим это же число.
• Если от любого числа отнять это же число, то получим ноль
VII. Закрепление пройденного материала.
Работа с учебником (с. 72)
- Измерить длины отрезков.
- Работа над задачами – коллективно (с. 73).
- Работа над составом числа – заполнение окошек по цепочке у доски.
5
4
3
1
0
9
8
6
4
0
VIII. Гимнастика для рук «Рыбки».
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам было трудно?
- Над чем можно продолжить работу?
- Спасибо всем за работу. Дома устно работаем по учебнику с. 73 внизу (вычислить).