Просмотр содержимого документа
«Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием»
4 класс
Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием
Цели:
1.Создать проблемную ситуацию для введения понятия «скорость».
2.Установить, как измеряют скорость и как она связана со временем и расстоянием.
3.Рассмотреть единицы измерения величины «скорость».
4.Развивать коммуникативные способности: умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, внимание.
УУД:
Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.
Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать сою деятельность.
Предметные: знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.
Оборудование: карточки для устной, самостоятельной и индивидуальной работы; учебник «Математика»;
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели.
-Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математике за новыми знаниям
2.Устный счет
1.- Найдите «лишнюю» величину
(записаны на доске)
Км, дм, ч, мм, см; (Час – это единица времени.)
Мин, с, сут, век , ч, см; (См – единица длины.)Кг, т, ц, ч, г. (Час - это единица времени.)
А) Какая величина лишняя?
18009 м 6027 дм
5407 км 3080 см 4078 кг (4078 кг)
-Почему? (т.к. все записанные величины длины, а кг - единицы массы)
Б)-Назовите оставшиеся величины в порядке возрастания.
(3080 см, 6027 дм, 18009 м, 5407 км)
-А как сравнивали 18009 м и 5407 км? (перевили 18009 м = 18 км 9 м)
2.Решите задачу устно:
Пожарных учат надевать штаны за 3 секунды. Сколько штанов успеет надеть
хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (20)
-за 5 мин? (100)
Математический диктант
- Я буду читать задачи, а вы будете устно их решать, а в тетради записывать только ответ.
1. У Маши дорога в школу занимает 13 минут, а у Алины в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Света?(39 мин)
2. Ребята прошли 14 км в первый день путешествия, а во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние во второй день? (14:2=7км)
3. Стороны прямоугольника 4см и 3 см. Чему равна площадь прямоугольника?(12 см2)
- А теперь проверим. Какие ответы получили?(ученик с места)
- У кого получилось не так?
- Что общего у чисел этого ряда?(именованные числа, мерки)
-Теперь разбейте эти числа на группы
(39 мин - единицы времени
7 км – единицы длины
12 кв. см - результат нахождения площади)
- Какой формулой вы пользовались для нахождения площади прямоугольника?(S=a*b)
3.Создание проблемной ситуации
- А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберите: велосипед или автомобиль?( автомобиль)
- Почему?(т.к. движется быстрее, с большей скоростью)
- Значит что мы будем сравнивать при выборе транспорта?(скорость движения)
-А какие же величины используют при движении? (время, расстояние, скорость)
-Итак, первая остановка Подумай-ка. Давайте решим задачи. Возьмите карточки на вашем столе и прочитайте первую задачу.
1.Мише до школы идти 640 метров , а Кириллу 580 метров.
Кто ближе живёт? (Ближе живёт Кирилл)
Кто быстрее дойдёт до школы?
- А можно ответить на 2-ой вопрос? ( нет).
- Почему?(т.к. не знаем сколько времени тратят на дорогу мальчики, а знаем только расстояние).
2. Марина идёт 10 минут до школы, а Оля идёт 12 мин.
Кто тратит больше времени на дорогу? (Оля тратит больше времени на дорогу).
Кто быстрее идёт?
- Можно ответить на 2-ой вопрос? (нет так как не знаем какое расстояние они проходят до школы)
- Какая величина характеризует быстроту движения? ( скорость )
-Вы уже знаете такие величины, как время (t) и расстояние (S), а также единицы их измерения. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой величиной, которая называется «скорость»(v) (на слайде)
-Записываем в тетрадь таблицу на доске Скорость (V) Время (t) Расстояние (S)
4. Постановка темы и цели урока.
- Так какая же цель нашей работы? (Сегодня на уроке мы должны изучить и осмыслить, что такое скорость. Узнать как v связана со временем и расстоянием и способ нахождения скорости. Узнать про единицы скорости )
- А какая тема нашего урока? (Скорость)
5.Изучение нового материала
-Откройте учебник на странице 92, читаем 1 абзац. (Один ученик у доски).
-Внесём в таблицу данные в задаче величины.(1 ученик у доски)
Какие величины даны в задаче? (t S) Что надо узнать в задаче прочитай?
(Сколько км проходила машина за 1 час)
-Сделаем к задаче чертёж .Как изобразить расстояние пройденное машиной? (отрезком)
-Как показать на отрезке, что машина проходила каждый час одинаковое расстояние? (разделить отрезок на 2 равные части)
-Как узнать сколько км проходила машина за 1 час? (160:2=80 км/ч)
-А что означает эта величина прочитайте в учебнике. (Можно сказать, что скорость движения машины 80 км в час - сокращённо 80 км/ч).
-Таким образом, расстояние пройденное машиной за 1 час и называется скоростью движения.
Продолжим заполнять таблицу. Куда впишем величину 80 км/ч?(v-скорость)
-Ребята, как по- другому можно задать вопрос к этой же задаче?
(С какой скоростью двигалась машина?)
Составьте задачу по готовому чертежу. И так летит самолёт, продолжите…(Самолёт за 4 минуты пролетел 60 км. С какой скоростью летел самолёт?)
Ребята по чертежу запишите решение задачи. (Один у доски) (60:4=15 км/мин).
-Сформулируйте, что такое скорость?
Вывод: скоростью называют расстояние, пройденное (за 1 час, 1 мин., 1 сек.) т.е. за единицу времени.
-А теперь вспомните в каких единицах измеряется расстояние (мм,см,дм,м,км)
В каких единицах измеряется время? (сутки, год,сек,мин,часы)
-А при движении? (сек,мин,часы)
А теперь подумайте и назовите единицы скорости.(км/ч, м/с, км/c)
-Ребята, остаётся выяснить, как узнать скорость движения?
(Чтобы узнать скорость движения, надо расстояние разделить на время)
Физкульминутка
-Мы решали задачи в которых в течении каждого часа машина проходила одинаковое расстояние, но в жизни бывает и по-другому. Обратимся к учебнику с.92 №461 (1) (Ученик читает задачу)
-Итак за 1час 75 км за 2 час 60 км, а за 3 час 75км.(отмечаю на чертеже у доски)
-Сколько часов был в пути поезд? (3часа)
Как мы находили скорость решая предыдущие задачи? (мы расстояние делили на время)
Можно найти расстояние, пройденное поездом? (да) Каким действием? (сложением)
(ученик записывает решение задачи на доске с помощью выражения)
(75+60+75):3=70 (км/ч) –средняя скорость
Итак, подведём итог (по таблице) Что же называются скоростью? (хором)
(Скоростью называется расстояние, пройденное за единицу времени)
6.Закрепление
Примените эти знания самостоятельно, работая над задачей №461 2
-Проверим, как вы решили задачу (ученик с места)
Скорость
Время
Расстояние
?
3 ч
120км
Решение
120:3=40 (км/ч) – средняя скорость
7.Итог урока
-С какой величиной мы с вами познакомились? (Скорость)
-Как узнать скорость движения (Чтобы узнать скорость движения, надо расстояние разделить на время)
- Назовите единицы скорости.(км/ч, м/с, км/c)
8.Домашнее задание
Кто много читает, тот много знает. Поэтому дома ещё раз прочитайте параграф учебника на стр. 91 и выполните № 468,470 стр 93,