Самостоятельная работа учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Самостоятельная работа учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений. Только те знания и умения переходят в разряд компетентностей учащегося, важность которых понята, апробирована на практике и доведена до автоматизма. В связи с этим я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся на уроке, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №33»
Новокузнецкий ГО, Кемеровская область
Самостоятельная работа
учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Составитель: учитель математики
Рубцова Светлана Петровна
2019 год
Содержание.
Введение……………………………….стр. 3
Основные принципы
организации самостоятельной
работы учащихся……………………….стр. 4
Пояснительная записка
к дидактическим материалам….............стр. 7
Сборник инструкций…………………..стр. 8
а) Инструкции по организации
работы в группе…………………....…...стр. 8
б) Инструкции для организации
работы с содержанием учебника,
источниками…………………………....стр.13
в) Инструкции для организации
творческой деятельности учащихся…..стр.14
г) Примерный список тем
для рефератов …………………….…….стр.17
д) Примерные темы проектов……………..стр.17
по математике 5-9 классы
Список литературы…………………….стр.21
Введение.
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития.
Социализация личности учащегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности, ставиться во главу угла в процессе обучения и воспитания. Компетентностный подход в обучении становится рычагом, обеспечивающим социализацию личности ребенка. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.
Овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений. Только те знания и умения переходят в разряд компетентностей учащегося, важность которых понята, апробирована на практике и доведена до автоматизма. В связи с этим я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся на уроке, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть социализации учащихся, воспитания у них ключевых компетентностей. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две, тесно связанные между, собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
2. Основные принципы организации самостоятельной работы учащихся.
В различной справочной литературе можно встретить следующие определения:
Самостоятельная работа учащихся
индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя.
вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия
Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью учащихся. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;
С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:
фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему;
групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);
парной - например при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете;
индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.
Наиболее распространённые виды самостоятельной работы:
работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками;
решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения;
наблюдения, конструирование, моделирование и т.д.
Целесообразно выделить следующие уровни самостоятельности учащихся в ходе учебной деятельности:
Простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует для решения задачи или упражнения, имеющийся у него образец. Если же задача не соответствует образцу, то он решить её не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под предлогом того, что такие задачи ещё не рассматривались.
2. Вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные такие операции как сравнение и анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.
3. Частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний решения задачи формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.
4. Высший, четвёртый уровень самостоятельности – творческая самостоятельность. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. Это находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке.
Необходимо соблюдать следующие условия успешной организации самостоятельной работы учащихся:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Цель каждого задания должна быть осознана. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания.
При самостоятельной работе учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения. Самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.
Правильно организованная самостоятельная работа принесет следующие результаты:
1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитического характера.
2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
3. Выработка умения применять знания на практике, переносить приобретенные умения в нестандартную ситуацию.
4. Формирование умений творческого характера, исследовательских, проектных и др. компетенций.
Высшая степень овладения умением самостоятельно работать – это способность организовать собственное индивидуальное продвижение по изучению учебных предметов, т.е. выход на собственную образовательную программу.
Но чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, чтобы продвигаться в обучении по индивидуальному плану необходимо предварительно специально обучить учащихся приемам самостоятельной работы, приемам взаимоконтроля и самоконтроля. Еще важнее овладеть новыми формами планирования самостоятельной работы учащихся, чтобы на каждом уроке ученик мог работать непрерывно. Затем мог бы перейти к самостоятельной работе дома по индивидуальной программе, а классную самостоятельную работу продолжать на следующем уроке независимо от остальных учащихся. Развитие этого нового уровня самостоятельности учащихся ещё предстоит исследовать и разработать.
3. Пояснительная записка к дидактическим материалам.
Представленная работа содержит набор инструкций и заданий позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника, творческими заданиями, с источниками.
Содержание работы можно условно разделить на следующие части:
а) Инструкции по организации работы в группе, которые были составлены совместно с учащимися. В них учтены всевозможные ситуации, возникающие в результате групповой работы учащихся, и позволяют учащимся объективно оценивать вклад каждого члена группы в её работу. Деятельность группы в целом можно анализировать по оценочному листу, который заполняет старший группы в ходе работы.
б) Инструкции для организации работы с содержанием учебника, источниками. Они составлены на основе анализа множества заданий для работы по предмету, дидактических пособий, и содержат универсальные советы учащимся как правильно и с пользой проработать тот или иной источник информации. Они подходят для организации различных форм работы на уроке: групповой, фронтальной, парной, индивидуальной.
в) Инструкции для организации творческой деятельности учащихся, позволяющие переводить полученные знания и умения в разряд творческого осмысления.
г) Список тем для рефератов и исследований, позволяющих организовать творческую работу учащихся. Темы могут быть разбиты по месяцам в соответствии с примерным календарно-тематическим планированием уроков и позволяют расширить представления учащихся об изучаемом предмете.
Предлагаемые инструкции помогут сформировать у учащихся общие, а так же узкоспециальные, предметные компетенции. Дают возможность ребятам в потоке фактов и оценок правильно проанализировать учебный материал и составить собственное мнение о методе решения, явлении.
4. Сборник инструкций.
а) Инструкции по организации работы в группе.
Правила поведения во время работы в команде.
Слушай своих товарищей, не перебивая.
Помогай работать команде. От твоего участия зависит оценка всех членов команды.
«Один за всех и все за одного». От того, как работает каждый, зависит оценка всех членов команды.
Во время работы в команде разговаривай вполголоса, чтобы не мешать другим командам работать.
Не балуйся, не кричи. Ты мешаешь работать окружающим и получить хорошую оценку.
Будь вежливым со своими товарищами. Не оскорбляй их.
Не выкрикивай во время выступления твоего товарища. Если хочешь что-то сказать, подними руку.
Старший команды.
1. Распределяет обязанности между членами группы.
2. Руководит выполнением задания и обсуждением.
3. Помогает членам группы в выполнении задания.
4. Следит за дисциплиной в команде.
5. Назначает выступающего.
Хранитель времени
Следит за временем работы группы;
Участвует в работе группы;
Эксперты (1 – 2чел.).
Подбирают материалы;
Анализируют материалы;
Отбирают информацию для презентации;
Готовят докладчика;
Секретарь.
Фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы;
Участвует в создании слайдовой презентации;
Правила ведения дискуссии.
Высказывай свое мнение открыто, без стеснения.
Говори четко по существу вопроса.
Избегай лишних слов и информации.
Доказывай свои слова примерами из жизни и истории.
Выслушай своего оппонента до конца, не перебивая.
Ты высказался, дай высказаться другим.
Уважай мнение оппонента.
Если возникает спор, говори спокойно аргументировано.
Кричать, перебивать оппонента, оскорблять нельзя.
10.Установи время выступлений на дискуссии, чтобы каждый мог высказать свое мнение.
11. Постарайся придти к общему мнению на дискуссии со своими оппонентами.
Правила выступления группы
Представиться, внятно назвать себя (Меня зовут…).
Кратко пояснить, о чём вы будете говорить («Тема моего выступления…» или «Я хочу рассказать о…).
Говорить по существу, не отклоняться от темы.
Рассказ должен соответствовать слайдовой презентации (дополнять, комментировать…).
Стараться приводить интересные факты, примеры.
Говорить достаточно громко, но не кричать.
Стараться говорить, а не читать (в крайнем случае, обращаться к слайду)
Речь должна быть правильной и чистой.
Как оценивать работу членов команды.
1.Работа с источником информации.
- оценка «5» ставится, когда ученик сам определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию без посторонней помощи, помогает своим товарищам найти необходимую информацию в тексте источника, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставиться, когда ученик по подсказке определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться, когда ученик читает указанный ему текст, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или своих товарищей, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
2. Ответы на вопросы.
-оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно нашел ответ на поставленный вопрос, предложил свой ответ товарищам, доказал его и с предложенным ответом согласились большинство членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставиться, когда ученик с помощью товарищей или учителя нашел ответ на поставленный вопрос и предложил его своим товарищам, но не смог доказать правильность своего ответа на вопрос, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться, когда ученик при помощи своих товарищей или учителя искал ответ на вопрос в источнике, но не смог предложить своих вариантов ответа, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
3. Заполнение таблиц, составление схем, работа с картой.
- оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно определил источники, которые необходимы для выполнения задания, нашел необходимую информацию в источнике, доказал товарищам правильность своей версии, заполнял таблицу или карту, составлял схему, помогал своим товарищам работать с источником информации, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставится, когда ученик с помощью товарищей или учителя определил источник информации, нашел необходимую информацию в источнике, предложил её товарищам, но не смог доказать, выдвигал версии при заполнении таблицы или карты, предлагал свои версии при составлении схемы, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться, когда ученик работал с источником информации при помощи товарищей или учителя, принимал участие в заполнении таблицы, карты, схемы, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
4. Формулирование выводов и доказательств.
- оценка «5» ставиться, когда ученик делает выводы, доказывает выводы с помощью источника информации, приводит примеры, факты в качестве доказательства своего вывода, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставится ученику, когда ученик попытался сделать вывод, но не смог его доказать, предлагал факты и примеры для доказательства других выводов, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться ученику, когда он предлагал примеры и факты для доказательства выводов принятых командой, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
Выступление с результатами работы группы.
- оценка «5» ставиться ученику, когда он четко и ясно излагает информацию, которую наработали в группе, выводы сделанные группой и доказывает их примерами и фактами.
- оценка «4» ставится ученику, когда он излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой, но нет четкости в ответе, и не может привести факты и примеры в качестве доказательства, просит помощь у команды.
- оценка «3» ставится ученику, когда он путается при выступлении, нет четкости в его ответах, не может сформулировать выводы и доказательства, группа помогает ученику при ответе.
Участие в обсуждении или дискуссии.
- оценка «5» ставится ученику, когда он активно принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли по обсуждаемому вопросу, приводит примеры и факты в качестве доказательства своих выводов, соблюдает правила ведения дискуссии.
- оценка «4» ставится ученику, когда он принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли, но не приводит примеров и фактов в качестве доказательства, соблюдает правила ведения дискуссии.
- оценка «3» ставиться ученику, когда он иногда высказывает свои мысли во время обсуждения или дискуссии, не приводит примеров и фактов качестве доказательства или нарушает правила ведения дискуссии
Оценочный лист.
№ п/п
Фамилия, имя участника группы.
Вид работы.
Итог
Работа с
источником информации
Ответы на промежуточные вопросы
Заполнение таблиц составление схем, работа с диаграммой
Формулирование вывод
ов и доказательств
Выступление с результатами работы
Участие в обсуждении, дискуссии
1
2
Оценка работы в паре.
Этапы и критерии оценивания
Ф.И.
Ф.И.
Ф.И.
Ф.И.
Ф.И.
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Оценка
Организационный:
-распределение ролей в группе;
-участие в составлении плана действий группы;
-выдвижение гипотез;
2. Поисково-исследовательский:
-участие в сборе информации;
-работа с информацией:
а) отвечал на вопросы по карточке;
б) составлял вопросы;
в) формулировал выводы;
г) участвовал в составлении плана устного сообщения;
Постоянно путался, переставлял действия не в той последовательности в какой они идут.
При ответе были использованы:
Формулы
Примеры решения.
Решение, правильно ли оно сделано.
Отвечающий:
Выполнил решение и записал ответ;
Не выполнил решение.
Точность, уверенность.
Ответ был:
Точный, последовательный. Решение понятно для слушателя.
Объяснение неуверенное, допущены ошибки.
Дополнения.
К ответу я хочу добавить…
6. Оценка.
Моя оценка – это …
б) Инструкции для организации работы с содержанием учебника, источниками.
Как готовиться к уроку математики.
Внимательно прочитай задание, запомните содержание и поймите его.
Определите тему задания.
Определи ход решения.
Рассмотри в учебнике примерные задания.
Примени алгоритм выполнения задания.
Сверь решение.
в) Инструкции для организации творческой деятельности учащихся.
Как составить конспект.
Включай в конспект план, тезисы, цитаты и другие виды записей.
Сначала изучи текст, сокращенно запиши основные мысли.
В основу конспекта положи план. Запиши краткие ответы на вопросы плана, используй заголовки и подзаголовки текста, выделяй определения, подчеркивай основные положения.
На полях конспекта записываются дополнительные сведения.
Цитирование.
Цитата должна быть точной, полно отражать главные мысли законченной части текста и иметь связь с вашей общей мыслью.
Как высказать свою точку зрения.
Позиция: в чем заключается ваша точка зрения.
«Я считаю, что …»
Обоснование: на чем основывается ваша позиция, доводы в её поддержку.
Объем реферата – 12 страниц рукописного текста (6 стр. печатного).
Текст пишется с одной стороны страницы.
На страницах необходимо оставлять поля – 1,5 см. слева и 0,5 см. справа.
Если в тексте приводиться цитата, выделенная кавычками, необходимо рядом в круглых скобках указать автора и источник цитаты. Например: «Учиться, учиться.» ( В.И.Ленин. Речь на V съезде молодежи. М. «Политиздат». 1989.)
Реферат должен включать в себя: план, список литературы.
Список литературы включает в себя перечисление использованных в реферате произведений, монографий, статей и т.д. Литература оформляется в алфавитном порядке.
Особо ценится наличие в реферате иллюстраций, карт, таблиц, диаграмм, исторического материала. Это дополнительный материал, который оформляется дополнительно к объему реферата.
Оформляется титульный лист.
Реферат скрепляется слева скрепкой, стиплером, шнурком.
Как составить схему?
Прочитай текст.
Выбери ключевые слова, фразы.
Расположи ключевые слова или фразы в логической последовательности.
Представь подготовленный материал в виде одной из схем.
Схемы бывают:
Цепочка действий:
Графическая схема:
3.Опорный конспект: (придумай свои обозначения).
Как работать над проектом.
Проект – происходит от латинского слова и буквально означает «камень, брошенный в пустоту». Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы.
Актуализация проблемы.
Внимательно прочитай заданную учителем тему работы.
Поставь несколько проблемных вопросов к данной теме или найди противоречие в рамках указанной темы. Вопросы могут начинаться со слов:
- почему
- с какой целью
- в каком случае
- вследствие чего
- как доказать, что
- чем объяснить, что
Выбери проблему, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.
Опиши подробно, в чем ты видишь проблему, в каких взаимоотношениях она проявляется.
Анализ ситуации.
Вспомни несколько ситуаций из жизни, которые подтверждают, что выдвинутая тобой проблема действительно существует.
Опиши эти ситуации.
Если ты знаешь количественные данные (сколько) по своей проблеме приведи их.
Можно провести социологическое исследование по выдвинутой проблеме, опросив окружающих людей.
Целеполагание.
Определи цель проекта, т.е. конечный результат, который ты получишь, решив поставленную проблему.
Определи задачи проекта, т.е. этапы по которым ты будешь достигать поставленной цели.
Определи целевую группу проекта, т.е. круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.
Стратегия реализации.
Это описание конкретных дел и мероприятий по решению поставленной проблемы. Её можно представить в виде таблицы.
№ п.п.
Что сделать
Когда
Кто отвечает
Что нужно
Опиши конкретные планируемые результаты проекта.
Кому станет лучше после реализации проекта.
Какие вещи будут изготовлены, построены.
Какие материалы будут собраны и.т.д.
г) Примерный список тем для рефератов:
История появления алгебры как науки.
Алгебра: основные начала анализ».
Связь математики с другими науками.
Способы вычисления интегралов.
Определение элементарных функций.
Двойные интегралы и полярные координат.
Запись и вычисление дифференциальных уравнений.
История появления комплексных чисел.
Сущность линейной зависимости векторов.
Математические головоломки и игры: сущность, значение и виды.
Методы решения линейных уравнений.
Решение смешанных математических задач.
Математик Эйлер и его научные труды.
Развитие логики и мышления на уроках математики.
Современные открытия в области математики.
д) Примерные темы проектов по математике
для учащихся 5 класса:
В глубь веков или как считали древние. В мире ребусов и лабиринтов. Великая Отечественная Война в цифрах. Величие числа. Виды уравнений, решаемые в 5-м классе. Возникновение чисел. Вокруг обыкновенных дробей. Герои любимых сказок в мире математики. День рождения нуля. Древние меры длины. Единицы измерения, их история. Метрическая система мер. Ее величество Математика. Задачи –загадки. Задачи на движение. Задачи на проценты в жизни человека. Зарождение и распространение понятия «проценты». Значение числа в судьбе человека. Интересные факты из жизни животных. Как люди научились считать. Математика в живописи. Преданья старины далёкой (решение старинных задач). Не стоит огорчаться – проценты в этом убедят.
для учащихся 6 класса:
Алгебра в арифметике. Веселые математические задачки. Геометрия в национальном костюме народов России. Делимость чисел и метод подобия. Десятичные дроби и действия над десятичными дробями. Дроби и единицы измерения. Дроби и проценты. Дроби. Сравнение дробей. Египетские дроби. Загадочный мир пропорций. Задачи на делимость чисел. Задачи на переливание жидкости. Задачи о четных и нечетных числах. Занимательная математика. Золотое сечение в математике. Из истории возникновения математических знаков и символов. История календаря. История модуля. История Москвы в задачах. Как с помощью НОК и НОД решаются разнообразные и интересные задачи. Координатная плоскость и знаки зодиака. Координатная плоскость и шахматы. Координатная плоскость в рисунках. Кратные числа. Леонид Филиппович Магницкий. Летопись открытий в мире чисел и фигур. Масштаб. Работа с компасом, GPS-навигация. Математика на клетчатой бумаге. Математическая модель вышивания на окружности. Математические головоломки. Многоугольники. НОД и НОК и их практическое применение. НОД и НОК при решении задач.
для учащихся 7 класса:
Великие математики. Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни. Животные на координатной плоскости. Изготовление центрально-симметричных фигур из бумаги. Квадратные уравнения. Линейная функция. Мой край в координатах. От абака до компьютера. Построение графиков функций. Принцип Дирихле в задачах.
для учащихся 8 класса:
Загадки таблицы умножения. Замечательные кривые. Замечательные точки треугольника. Извлечение квадратных корней без калькулятора. Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне. Красная книга на координатной плоскости. Краткий очерк деятельности Архимеда. Кредиты – мифы и реальность. Математика в быту. Математика или искусство (на примере работ художников). Математика в календаре. Метрическая система мер (о возникновении и совершенствовании мер длины, площади, объема). Научись решать уравнения. От арифметики к алгебре (о происхождение и основных понятий алгебры). От натурального числа до мнимой единицы. Педальный треугольник. Пифагор и его школа.
для учащихся 9 класса:
История развития учения об уравнениях. Летопись открытий в мире чисел и фигур. Математика – царица или слуга для других наук. Методы решения текстовых задач. На правильном пути по ступенькам прогрессии. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными. Неравенства с параметром. Нестандартные задачи по алгебре. Нестандартные задачи по геометрии. Нестандартные способы нахождения площадей некоторых многоугольников. Парабола и я. Последовательности и прогрессии в жизни. Построение графиков сложных функций. Презентации избранных вопросов алгебры или геометрии. Приложения математики в экономике. Применение свойств квадратичной функции при решении задач. Прогрессии в нашей жизни. Путешествие в историю математики.
5. Список литературы:
Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной
деятельности учащихся // Сов. педагогика. 1966. № 3.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.
Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности
школьников. М. Русь, 2004
4. Харламов И.Ф. Педагогика. М. Наука, 2002.
5. Чуйкова Н.Г. Индивидуальные и групповые задания // Литература в школе. 1981. № 6.