После изучения темы по геометрии "Объем шара" следует урок по решению задач по изученной теме. В начале урока повторяются понятия шар и сфера. На столе выставлены разные геометрические тела, из которых учащиеся должны выбрать сферу и шар. Затем учащимся предлагается привести примеры тел из жизни, которые дают представление о данных геометрических телах. На уроке рассматривается задача Архимеда, из которой учащиеся узнают, что объем цилиндра больше в 1,5 раза объема шара вписанного в него, а так же узнают, что площадь поверхности цилинра в 1,5 раза больше поверхности сферы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение задач. Объем шара.»
План-конспект урока по геометрии 11 класс
Тема урока: Решение задач. Объем шара.
Дата: 17.03.2015 г.
Цели урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Объем шара».
воспитательные: воспитание вычислительных навыков; показать связь с историей; воспитание самостоятельности; воспитание стремления к самореализации.
развивающие: совершенствование, развитие, углубление знаний, умений и навыков по теме; развитие пространственного воображения; развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, обобщать, классифицировать.
Тип урока: Комбинированный
Методы и приемы: словесный, наглядный, фронтальный, индивидуальный, проблемный
Технологии:
Оборудование: учебник геометрии 10-11класс, автор Л.С.Атанасян; компьютер, мультимедийный проектор, презентация
План урока.
1. Организационный момент 1 мин. 2. Актуализация знаний. 5 мин. 3. Решение задач по теме «Объем шара и площадь сферы» 20 мин. 4. Решение задач открытого банка ЕГЭ В9 14 минут (работа в группах)
Теоретический опрос (фронтальная работа с классом)
-Вспомните определение сферы. (это поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки)
-Какие предметы, окружающие вас дают представление о сфере? (мяч)
-Перечислите элементы сферы. (центр, радиус, диаметр)
-Вспомните определение шара. (это тело, ограниченное сферой)
-Приведите примеры окружающих вас тел, дающих представление о шаре.(металлические шарики)
-Центр, радиус и диаметр сферы называются также центром, радиусом и диаметром шара.
1) Устная работа. Соотнесите название фигуры и формулу объема и площади поверхности тел.1.Цилиндр. 2.Конус. 3. Шар.
III. Решение задач
В практических приложениях часто указывается диаметр шара, поэтому в процессе решения задач полезно знать формулу обьема через диаметр.
-Кто пойдет к доске и получит формулу для нахождения объема шара через его диаметр?
1.ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА: При уличной торговле арбузами весы отсутствовали. Однако выход был найден: арбуз диаметром 3 дм приравнивали по стоимости к трём арбузам диаметром 1 дм.
Что вы возьмете? Правы ли были продавцы
Решение:
Необходимо найти объемы данных арбузов.
и таких арбузов три, значит их общий объем равен
-Какая зависимость существует между массой и объемом?
2.Задача (Архимеда): На надгробном камне могилы Архимеда в Сиракузах изображен цилиндр с вписанным в него шаром. Это символ открытия формул объема шара и площади сферы, а также важного вывода, что «объем шара, вписанного в цилиндр в …раз меньше объема цилиндра и что также относятся площади поверхностей этих тел». Найдите отношение объема цилиндра к объему шара и отношение площади поверхности цилиндра к площади поверхности шара.
Дано: в цилиндр вписан шар
Найти: отношение объёмов цилиндра и шара, отношение площадей поверхностей
РЕШЕНИЕ:
Ответ:1,5
Одним из своих наивысших достижений Архимед считал доказательство того, что объём шара в полтора раза меньше объёма описанного около него цилиндра и площадь поверхности шара в 1,5 раза меньше площади поверхности описанного около него цилиндра.. Недаром шар, вписанный в цилиндр, был высечен на надгробии Архимеда в Сиракузах.
IY. Решение задач из ЕГЭ (В9):
-А теперь ребята вы поработаете в группах. У каждого из вас на парте лежит лист с задачами из открытого банка заданий ФИПИ. Экспертами групп я назначаю Серикову Н., Стрельник Е., Мусадинову С., Уружева Ф.
Ваша задача внимательно прочитать условие задачи. Сделать чертеж, если это необходимо и обсудить решение задачи в группе. К доске выходит решать задачу представитель той группы, которые первыми решили задачу.
1.Около шара описан цилиндр, площадь поверхности которого равна 18. Найдите площадь поверхности шара.
Решение: (Опираемся на открытие Архимеда)
Ответ: 12
2.Площадь поверхности шара уменьшили в 9 раз. Во сколько раз уменьшился объем шара?
Решение:
Пусть радиус первого шара R, а уменьшенного r.
Поверхность шара S1 = 4пR2, стала S2 = 4пR2/9 = 4п (R/3)2 = 4пr2