воспитательная:воспитание аккуратности, внимательности, культуры математической речи.
Тип урока: применения знаний, навыков и умений.
Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Литература:
Геометрия. 10-11 классы : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 18-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 255 с.
План урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
2. Актуализация опорных знаний и умений (7 минут)
3. Формирование умений и навыков (30 минут)
4. Подведение итогов (4 минуты)
5. Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто отсутствует на уроке?
Учитель: Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
Ученики: Прямоугольный параллелепипед.
Учитель: Сегодня мы займёмся решением задач. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда».
Запись на доске и в тетрадях:
22.12.14.
Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда.
Актуализация опорных знаний
Учитель: Назовите мне свойства прямоугольного параллелепипеда. А пока вы называете их, кто – нибудь один у доски докажет теорему о диагонали прямоугольного параллелепипеда.
Ученик: Все грани прямоугольного параллелепипеда – прямоугольники
Ученик: Если у прямоугольника все углы прямые, то у прямоугольного параллелепипеда все двугранные углы прямые.
Ученик: Если у прямоугольника диагонали равны, то у прямоугольного параллелепипеда все диагонали равны.
Ученик: Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений.
Ученик:
Теорема: Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений.
Доказательство:
Рассмотрим . Он прямоугольный ( прямой, т.к. боковое ребро (АВСD)). АС- гипотенуза, и АС- катеты. По теореме Пифагора .
( по определению) по теореме Пифагора
, а следовательно имеем:
= . Теорема доказана.
3.Формирование умений и навыков.
Учитель: Открываем учебник на странице 56. Номер 195.
4) ΔDD1B – прямоугольный равнобедренный; ∠D1DB = 90°, так как ∠DD1B =45° ⇒ DD1=DB=х, по т-ме Пифагора: х2+х2=122; 2х2=144; х2=72; х=; х=6 (см), то есть DD1=DB=6 см. Из прямоугольного Δ АОВ найдём AD по т-ме Пифагора (∠DAB=90°), AD= , AD= ; AA1=DD1=6 см.
Ответ: 6 см, 6 см, 6√2 см.
Учитель: Далее № 196(б).
Ученик:
№ 196(б). Дано: ABCDA1B1C1D1 - куб. Построить: сечение плоскостью, проходящей через АВ и ⊥ CDА1.
Построение: проведём АО ⊥ A1D, так как AA1D1D – квадрат ⇒ AO1=AD1, BO1 || AO1. Соединим OO1; ABO1O – искомое сечение.
Учитель: Какой фигурой является АВО1О? Ответ объясните. Найдите его площадь, если ребро куба а.
Решение: AO= AD1=a= ; S(АВО1О)=.
Учитель: А теперь небольшая самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
1) Дано: ABCDA1B1C1D1 - прямоугольный параллелепипед; АВ = 6 см, AD =4 см, АА1 = 12 см. Найти: АС1.
2)Дано: ABCDA1B1C1D1 – прямоугольный параллелепипед; АВ=4 м, AD=3,
Найти: Sбок.
4.Подведение итогов.
Учитель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?
Ученики: Повторили свойства прямоугольного параллелепипеда, решали задачи на свойства.
5.Домашнее задание.
Запись на доске и в дневниках: №192, №194, №196(а).