kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала и первичного закрепления. Учебник "Геометрия 10-11  классы"  Л.С. Атанасяна,     2012 г.    Цель урока - ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, рассмотреть  применение изученного материала при решении задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда"»

Урок геометрии в 11 классе

Тема урока «Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда»


Цель – ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, рассмотреть  применение изученного материала при решении задач.

Ход урока.

  1. Математический диктант.

  1. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 2 см, 3 см, 5 см (1 дм, 3 дм, 4 дм)

  2. Найдите длину прямоугольного параллелепипеда, если его объем 42 дм3, b=2дм, с=30 см (V=48 см3, b=3 см, с=20 мм).

  3. Найдите объем куба, ребро которого равно 5 см (4 см).

  4. 1. Объем прямоугольного параллелепипеда равен 75 дм3, высота 5 дм. Найдите площадь основания.

2. Объем прямоугольного параллелепипеда равен 96 см3, высота 6 см. Найдите площадь основания.

5) Заполните пропуски:

1) 5 дм3 = ….см3 2) 3 см3 = …..мм3

1,2 м3 = ….см3 1,4 дм3 = ….мм3

5800 дм3 = …..м3 8900 см3 = …..м3

II. Изучение нового материала.

Каждое тело имеет объем.

Единицы измерения объемов – куб, ребро которого равно единице измерения отрезков. Куб с ребром 1 см называют кубическим сантиметром и обозначают см3.

Вопрос: Назовите другие единицы измерения объемов и укажите, как они определяются.

Ответ: 1 мм3 – куб с ребром 1 мм

1 дм3 – куб с ребром 1 дм

1 м3 – куб с ребром 1 м


Объем каждого тела выражается положительным числом, которое показывает, сколько единиц измерения и частей единицы содержится в данном теле.

Свойство 1. Равные тела имеют равные объемы.

Два тела называются равными, если их можно совместить наложением. Примером равных тел являются два прямоугольных параллелепипеда с равными измерениями.

Свойство 2. Если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел.

При этом мы предполагаем, что любые два из этих тел не имеют общих внутренних точек (рисунок 175 из учебника).


Теорема Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.

V=a*b*c

Следствие 1. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту.

V=S*h

Вопрос: Докажите следствие

Ответ: V=(a*b)*c

S h V=S*h


Следствие 2. Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту.


Достроим прямую призму АВСА1В1С1 до прямоугольного параллелепипеда АВDСА1В1D1С1.

Объемы прямых призм АВСА1В1С1 и DВСD1В1С1

равны, т.к. призмы равны, тогда объем параллеле-

пипеда равен сумме объемов прямых призм D1

или удвоенному объему прямой призмы.

V=1/2*Vпаралл

D

Vпаралл=SАВDС*h SАВDС=2*SАВС

Vпаралл=2*SАВС*h

V=1/2*2* SАВС*h= SАВС*h


III. Закрепление

№ 647

а) V=V1+V2

б) V=V1+V2-1/3V1=2/3V1+V2

Вопрос: какие свойства использовались?

Ответ: Свойство 2.


№ 648 (а,б)

Вопрос: как найти объем?

Ответ: V=а*b*c

а) V=11*12*15=1980

б) V=3**10=300



№ 649 (а)

V=a3

а) AC=12 см

АВ =см

V= (6)3=432 см3


№ 650

Вопрос: Как найти ребро куба?

Ответ: Надо извлечь корень кубический из объема куба.


Вопрос: как найти объем куба?

Ответ: Объем куба равен объему прямоугольного параллелепипеда.


Вопрос: Как найти объем параллелепипеда?

Ответ: Надо найти произведение всех его измерений.

Vn=8*12*18=1428 см3

Vk=1728 см3

ak==12 см


№ 654


V=?

V=a*b*c

ΔBD1D – прямоугольный

DD1=h

ВD1=; ВD =


ΔВС1D1 – прямоугольный

D 1С1=ВD1*sinα=


ΔВСD – прямоугольный

BС=

V=


IV. Домашнее задание.

Выучить конспект п.74, 75; № 649 (б, в), 652






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда"

Автор: Голощапова Людмила Александровна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Конспект урока 11 кл. "Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда" по методике изучения уровня обучаемости по Третьякову П.И."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_11_kl_poniatiie_obiema_obiem_priamoughol_nogho_parallieliepipied"
    ["file_id"] => string(6) "375066"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483444070"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Презентация для урока по методике изучения уровня обучаемости по Третьякову П.И. Тема: "Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда" 11 класс."
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia_dlia_uroka_po_mietodikie_izuchieniia_urovnia_obuchaiemosti_po_1"
    ["file_id"] => string(6) "375067"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483444274"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Прямоугольный параллелопипед""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_uroka_priamougolnyi_parallelopiped"
    ["file_id"] => string(6) "499022"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549649154"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Вычисление периметра и площади прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда. "
    ["seo_title"] => string(98) "vychislieniie-pierimietra-i-ploshchadi-priamoughol-nika-obiom-priamoughol-nogho-parallieliepipieda"
    ["file_id"] => string(6) "145820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418999541"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация к уроку "Прямоугольный параллелепипед" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-k-uroku-priamoughol-nyi-parallieliepipied"
    ["file_id"] => string(6) "157353"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421586680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства