Урок изучения нового материала и первичного закрепления. Учебник "Геометрия 10-11 классы" Л.С. Атанасяна, 2012 г. Цель урока - ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, рассмотреть применение изученного материала при решении задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель – ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, рассмотреть применение изученного материала при решении задач.
Ход урока.
Математический диктант.
Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 2 см, 3 см, 5 см (1 дм, 3 дм, 4 дм)
Найдите длину прямоугольного параллелепипеда, если его объем 42 дм3, b=2дм, с=30 см (V=48 см3, b=3 см, с=20 мм).
Найдите объем куба, ребро которого равно 5 см (4 см).
1. Объем прямоугольного параллелепипеда равен 75 дм3, высота 5 дм. Найдите площадь основания.
2. Объем прямоугольного параллелепипеда равен 96 см3, высота 6 см. Найдите площадь основания.
5) Заполните пропуски:
1) 5 дм3 = ….см3 2) 3 см3 = …..мм3
1,2 м3 = ….см3 1,4 дм3 = ….мм3
5800 дм3 = …..м3 8900 см3 = …..м3
II. Изучение нового материала.
Каждое тело имеет объем.
Единицы измерения объемов – куб, ребро которого равно единице измерения отрезков. Куб с ребром 1 см называют кубическим сантиметром и обозначают см3.
Вопрос: Назовите другие единицы измерения объемов и укажите, как они определяются.
Ответ: 1 мм3 – куб с ребром 1 мм
1 дм3 – куб с ребром 1 дм
1 м3 – куб с ребром 1 м
Объем каждого тела выражается положительным числом, которое показывает, сколько единиц измерения и частей единицы содержится в данном теле.
Свойство 1. Равные тела имеют равные объемы.
Два тела называются равными, если их можно совместить наложением. Примером равных тел являются два прямоугольных параллелепипеда с равными измерениями.
Свойство 2. Если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел.
При этом мы предполагаем, что любые два из этих тел не имеют общих внутренних точек (рисунок 175 из учебника).
Теорема Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.
V=a*b*c
Следствие 1. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту.
V=S*h
Вопрос: Докажите следствие
Ответ: V=(a*b)*c
S h V=S*h
Следствие 2. Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту.
Достроим прямую призму АВСА1В1С1 до прямоугольного параллелепипеда АВDСА1В1D1С1.
Объемы прямых призм АВСА1В1С1 и DВСD1В1С1
равны, т.к. призмы равны, тогда объем параллеле-
пипеда равен сумме объемов прямых призм D1
или удвоенному объему прямой призмы.
V=1/2*Vпаралл
D
Vпаралл=SАВDС*h SАВDС=2*SАВС
Vпаралл=2*SАВС*h
V=1/2*2* SАВС*h= SАВС*h
III. Закрепление
№ 647
а) V=V1+V2
б) V=V1+V2-1/3V1=2/3V1+V2
Вопрос: какие свойства использовались?
Ответ: Свойство 2.
№ 648 (а,б)
Вопрос: как найти объем?
Ответ: V=а*b*c
а) V=11*12*15=1980
б) V=3**10=300
№ 649 (а)
V=a3
а) AC=12 см
АВ =см
V= (6)3=432 см3
№ 650
Вопрос: Как найти ребро куба?
Ответ: Надо извлечь корень кубический из объема куба.