Урок математики в 1 классе
Тема: Решение задач, закрепление
Цель: совершенствование навыка решения текстовых задач.
Задачи:
• закрепить знание состава числа 7;
• отрабатывать навык решения текстовых задач;
• развивать умение ориентироваться в тетради;
• воспитывать любовь к математике.
Оборудование: мультимедиапроектор, учебник «Математика» 2 кл, Моро; индивидуальные карточки – состав числа, игра «Засели домик», геометрические фигуры, карточки настроения, компоненты задачи, предметные картинки (машинки).
Примечание.
На доске в начале урока: 5 маленьких и 2 большие машинки, карточка для игры «Засели домик», геометрические фигуры, карточки – компоненты задачи.
Ход урока
I. Оргмомент (1 мин).
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
II. Устный счет (9 мин)
1. Посмотрите внимательно на доску и попробуйте определить, чем мы сегодня будем заниматься? (Решать задачи, вспомним состав числа 7, будем решать примеры и читать их по-разному, поговорим о геометрических фигурах)
2. Посмотрите на геометрические фигуры и скажите, какая лишняя.
(треугольник – он красный; круг - у остальных фигур есть углы.)
(слайд 3) Что мы видим на картинке? Из каких геометрических фигур состоит солнышко? Цыпленок?
3. Поставить числа в порядке возрастания (слайд 4-6)
Ученик: 1 2 3 4 5 6 8 9
Какое число пропущено? (7)
4. Работа в тетради.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Записываем число: 10 декабря (-10-).
5. На минутке чистописания пропишем цифру 7. Обратите внимание на правильность написания цифры: начинаем писать чуть ниже середины верхней стороны, ведем к верхней стороне и дугообразно в верхний правый угол, затем наклонную палочку на середину нижней стороны и поясок.
6. Игра «Засели домик».
2
5
4
6
3
- Повторим хором.
- А теперь проверим, как вы это запомнили (работа в тетради). Состав числа 7. (слайд 7)
Самопроверка с помощью компьютера.
III. Работа над новой темой. Решение задач. (20 мин)
1. Из каких компонентов состоит задача? Поставьте их в правильном порядке.
Задача:
Условие – вопрос – решение – ответ.
2. Запишем в тетрадь: Задача.
- Послушайте задачу: (слайд 8)
Семь косточек из кухни
Шарик притащил.
Две самые большие
Он другу подарил.
Задачу поскорее решите вы, друзья:
Сколько косточек осталось у Шарика сейчас?
- Повторите задачу.
- Назовите условие (У Шарика было 7 косточек. Он подарил 2 другу.).
- Какой вопрос в задаче? (Сколько косточек осталось у Шарика?)
- Как изобразим это в тетради? (Схемой или рисунком)
- Сколько квадратиков нарисуем? (7)
- Почему 7 квадратиков? (У Шарика было 7 косточек.)
- Что сделаем дальше? (Зачеркнем 2 квадратика, т.к. Шарик отдал 2 косточки.)
- Как выполним схему? (Нужно начертить отрезок, отделить часть.)
7
2 ?
?
- Каким действием будем решать? Почему? (Вычитанием, т. к. стало меньше, будем находить часть.)
Запись в тетрадь:
7-2=5 (к.)
Ответ: 5 косточек.
Физкультминутка.
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык?
3. Ориентация в тетради. Графический диктант.
- Отступите 2 клетки и поставьте точку. Поможем машине проехать по дороге. (Слайд закрывается)
- Графический диктант: одну клетку вправо, одну клетку вниз, одну клетку вправо, одну клетку вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, две клетки влево, одну клетку вверх, одну клетку влево, одну клетку вниз, одну клетку влево, две клетки вверх, одну клетку влево, две клетки вверх. Проверим, вернулась ли машина в гараж (слайд 9).
4. Составление задачи по предметным картинкам на нахождение суммы (5 маленьких машинок и 2 больших).
- Сколько маленьких машинок на доске? (5 маленьких машинок)
- Сколько больших машинок? (2 машинки)
- Составьте задачу, чтобы она решалась сложением.
(На стоянке было 5 маленьких и 2 больших машины. Сколько всего машин было на стоянке?)
-Повторите задачу.
- Назовите условие (На стоянке было 5 маленьких и 2 больших машины.)
- Какой вопрос в задаче? (Сколько всего машин было на стоянке?)
- Каким действием будем решать задачу и почему? (Сложением, нужно найти целое.)
5. Чтение записи по - разному. Называние компонентов сложения (слайд 10).
2 + 3 = 5
IV. Самостоятельная работа. (5 мин)
1. Решение примеров с проверкой. Стр. 96 № 2. (слайд 11)
2. Состав числа, взаимопроверка (индивидуальные карточки для детей, выполнивших задание раньше).
V. Итог урока. (3 мин)
• Чему учились на уроке?
• Что было интересно?
• Что огорчило?
VI. Рефлексия. (2 мин)