Тема: «Решение задач на нахождение числа по доле и доли по числу»
Цели: сформировать способность к решению задач на нахождение числа подоле и доли по числу; закрепить умение сравнивать доли и находить долю числа; тренировать навыки табличного, внетабличного деления, решения текстовых задач.
Оборудование: учебник, тетрадь, телевизор, карточки с заданиями, сигнальные карточки, карточки-подсказки, кукла «Минутка».
Ход урока:
Оргмомент.
-проверка готовности учащихся к работе.
2. Актуализация знаний.
1. а) устный счет (фронтально)
-Если верно сосчитаем, то загадку разгадаем: (на доске разбросаны кусочки мозаики с изображением куклы и ответов)
м
и
н
у
т
к
а
2
7
78
200
291
312
670
5*40=200 (у)
690-20=670 (а)
346-34=312 (к)
42+36=78 (н)
284+7=291 (т)
36:18=2 (м)
63:9=7 (и)
-Давайте теперь узнаем как же зовут нашу куклу. Расположите ответы в порядке возрастания (Минутка)
-А минута это какая доля от часа? (1/60)
б) карточки (индивидуально)
-Какую долю квадрата составляет закрашенная часть квадрата?
Проверка (на слайд)
1/24, ¼, 1/9, 1/16.
Задачи от куклы «Минутки» (на слайде)
1/3 стакана сахарного песка весит 60 г. Сколько весит стакан сахарного песка?
1)60*3=180(г)
Ответ: 180г весит стакан сахарного песка.
¼ часть отрезка составляет 11 см. Чему равна длина всего отрезка?
1)11*4=44(см)
Ответ: 44 см длина отрезка.
В школе 840 учащихся. 1/6 этого числа – отличники. Сколько в школе отличников?
1)840:6=140(у)
Ответ: 140 отличников в школе.
-На какие 2-е группы можно разделить эти задачи? (нахождение числа по доле и доли по числу)
-Чем же будем заниматься на уроке? Какая тема? (Решение задач на нахождение числа по доле и доли по числу) (слайд)
-Какая цель? (тренироваться в решении задач)
3. Работа с учебником.
Стр 77 №1 (сравнить задачи) (Правило!)
«+»
« - «
Неизвестное число ищем по доле 1/3
Величины
Способ решения
Вопрос 2-ой задачи формулируется в конце
числа
А) 1)12*3=36(г)
Ответ: 36 г масса зверька.
Б) 1)12*3=36 (кв)
Ответ: 36 квартир в доме.
4.Физминутка.
32 075 206 000
Выполняйте движения:
-хлопнуть в ладоши столько раз, сколько единиц в разряде десятков миллионов этого числа. (7 раз)
-подпрыгните столько раз, сколько всего единиц в разряде сотен тысяч. (2 раза)
-присесть столько раз, сколько единиц в разряде единиц миллионов. (5 раз)
5.Закрепление.
Учебник стр 77 № 3(а) (Правило!)
1)18:6=3(п)-съели.
2)18-3=15(п)
Ответ: осталось 15 пирожных.
Самостоятельная Работа.
В1 Оля съела 6 яблок, что составляет 1/3 часть всех яблок, которые лежали в вазе. Сколько всего яблок лежало в вазе?
1)6*3=18(я)
Ответ: всего 18 яблок лежало в вазе.
В2 Длина ленты 40 м. Отрезали 1/5 часть ленты. Сколько метров ленты отрезали?
1)40:5=8(м)
Ответ: 8 м ленты отрезали.
Проверка по сигнальным карточкам (получилось – зеленый цвет, не получилось – красный). На слайде)
-Кто не справился обратитесь к правилу!
6. Итог.
-Чему учились на уроке? (решать задачи)
-Как найти долю? (целое разделить на количество долей)
-Как найти число по доле? (долю умножить на количество долей)
Оценивание.
Д/з стр 78 №4,6.