Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
определение содержательных рамок урока: увеличение и уменьшение чисел в несколько раз;
актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
сформулировать основную образовательную цель урока.
Учитель открывает на доске карточки в беспорядке.
– Посмотрите на доску. Я прикрепила к ней карточки, но чтобы усложнить вам задачу, перепутала их, если вы восстановите порядок на доске, то поймете, чем вы будете заниматься на сегодняшнем уроке.
Один из учащихся расставляет карточки в правильном порядке:
– Что означают эти записи? (При увеличении числа а в 5 раза, надо число а умножить на 5; при уменьшении числа а в 8 раза, надо число а делить на 8.)
– Итак, чему же будет посвящён сегодняшний урок? (Увеличению и уменьшению чисел в несколько раз)
– Это новая для вас тема? Значит, сегодня мы будем с вами закреплять. Так зачем надо закреплять?
Чтобы очень много знать, Нужно знания закреплять, Все по полкам разложить И «пробелы» устранить.
– Как вы думаете, чтобы хорошо освоить тему увеличение и уменьшение в несколько раз, на знания чего надо опираться? (Таблицы умножения)
– Правильно, начнем с ее повторения. (Математический кроссворд)
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цели:
актуализировать знания изученных случаев таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение числа на некоторое число;
актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на II этапе:
1) Актуализация таблицы умножения.
Математический кроссворд
2) Актуализация вычислительного навыка, увеличение и уменьшение числа на некоторое число.
Длина моста а метров, а ширина – в 4 раза меньше. Какова ширина моста?
Таня отгадала b загадок, а Лена – на 4 загадки меньше. Сколько загадок отгадала Лена?
Для ремонта закупили c банок с белой краской, а с голубой – на 8 банок больше. Сколько купили банок голубой краски?
Магазин продал d килограммов капусты, а картофеля – в 8 раз больше. Сколько килограммов картофеля продали?
3) Пробное действие. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цели:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить умение выполнять увеличение и уменьшение чисел на некоторое число и несколько раз.
– Что вы повторили? (Мы повторили изученные случаи таблицы умножения и деления, увеличение и уменьшение чисел на некоторое число.)
Задание на слайде.
– Кто из вас ошибся? – В каком случае? (...) – Исправьте ошибку. – Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.) – Кто не ошибся? – Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
III. Включение в систему знаний и повторение
Цели:
включить знание в систему знаний;
тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на III этапе:
– Я предлагаю выполнить следующее задание. Оно очень интересное, кроме того, оно подскажет, чем вы будете заниматься дальше.
Игра «Кто внимательней»
– Записываете ответы только тогда, когда прозвучит выражение на умножение или деление.
6 увеличьте на 3;
6 увеличить в 4 раза;
16 уменьшить на 2;
63 уменьшить в 9 раз;
сумма чисел 23 и 4;
найти разность 20 и 6;
частное чисел 45 и 9;
делимое 48, делитель 8;
найти произведение 1 и 4;
первый мн-ль 9, второй мн-ль 3.
– Прежде чем проверять, скажите, какова была цель этого задания? (Выбрать примеры на умножение и деление, проверить, как мы знаем таблицу умножения и деления.)
– Проверьте ответы.
Учитель открывает на доске образец Д-2:
24, 7, 5, 6, 4, 27
– Поднимите руки, у кого получился такой ряд чисел. Поставьте себе «+». Вы можете назвать себя внимательными и считать, что вы неплохо поработали над таблицей. – У кого были ошибки, исправьте ответы и не огорчайтесь. Ваши успехи еще впереди, если приложите старание. – На какие группы можно разбить данный ряд чисел? (Однозначные и двузначные, четные и нечетные и т.д.) – Назовите четные числа. (4, 6, 24.) – Составьте все возможные равенства из чисел 4, 6, 24.
Один из учащихся составляет равенства на доске:
6 • 4 = 24 4 • 6 = 24 24 : 4 = 6 24 : 6 = 4
– Какую взаимосвязь мы здесь повторили? Расположим полученные числа в порядке возрастания. (4, 5, 6, 7, 24, 27.)
– Прочитайте, какое задание будет следующим? (Задача.)
№ 175 (а), стр. 57
– Найдите № 175 (а) на странице 57. – Прочитайте текст. Это задача? – Что прочитали? Как можно записать условие? – Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 4 действия. – Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? – Запишите решение задачи.
Один из учащихся записывает решение задачи на доске.
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
зафиксировать содержание, изученное на уроке;
оценить свою работу и работу класса на уроке;
наметить направления будущей учебной деятельности;
обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на IV этапе:
– Какую цель вы перед собой ставили? (Проверить знание таблицы умножения, умение решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.) – Удалось ли достичь цели? – Все готовы двигаться дальше? Прочные знания, на которые можно опереться? – Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха. Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся. Далее идет обсуждение домашнего задания.