Один из завершающих уроков по теме: «Решение треугольников», урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии, демонстрирующий .прикладной характер геометрии.
Урок построен на основе технологии личностно-ориентированного обучения, технологии обучение на основе «учебной ситуации», технология формирования УУД учащихся, которая помогает включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Активно на уроке используются информационно-коммуникационные технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ»
Тема урока: «РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ»
Предмет геометрия Класс 9 класс Время 80 мин
Тип урока
один из завершающих уроков по теме: «Решение треугольников», урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии.
Цели урока:
Программирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа
Демонстрация прикладного характера геометрии
Задачи урока:
Образовательные:
Ознакомить с основными приемами и методами рассуждений.
Обеспечить овладение основными алгебраическими приемами.
Воспитательные:
Показать связь математики с реальной действительностью, проводить рассуждения по аналогии.
Развивать мышление и речь учащихся.
Практические:
Формировать умение строить и интегрировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
Формировать умение производить вычисления при решении расчетных задач.
Необходимое оборудование и материалы:
Проектор, компьютер, таблицы Брадиса, рисунки к задачам, карточки с заданиями: для групповой работы, для работы в паре, самостоятельной работы.
СОТ, используемые на уроке:
Технология формирования УУД учащихся, которая помогает включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность;
Технология личностно-ориентированного обучения;
Информационно-коммуникационные технологии
Обучение на основе «учебной ситуации»
«…как для смертных истина ясна,
что в треугольник двум тупым не влиться».
Данте А.
ХОД УРОКА:
Раздел урока
Универсальные Учебные Действия
Мотивация учащихся 5 мин
Ребята, возникает вопрос: для чего мы с вами изучаем тригонометрические функции?
Где это может нам пригодиться?
Попробуем ответить на эти вопросы на сегодняшнем уроке.
логические действия: устанавливать причино-следственные связи, синтезировать части в единое целое при построении выводов на предложенные примеры, умение приводить контрпримеры
коммуникативные: учитывать разные мнения одноклассников по поставленному вопросу, координировать разные позиции в сотрудничестве
Вводная часть. Теоретический опрос 8 мин
Какие основные элементы можно определить с помощью т.косинусов?
Сформулировать теорему косинусов.
Какие элементы можно определить с помощью теоремы синусов.
Сформулировать теорему синусов.
Треугольник со сторонами a, c, b, γ-угол острый, прямой, тупой. В каком из этих случаев с - наибольшее, наименьшее?
В известно, что а:в:с=2:3:4. Как относятся синусы углов ?
Синусы углов относятся как 3:4:5. Как относятся стороны ?
Могут ли синусы углов треугольника относится как 3:4:5? 5:7:13?
Что означают слова «решение треугольника»?
Таблицы Брадиса: как найти значения sin, cos углов и наоборот.
рефлексия теоретического материала: формирование и аргументация своего мнения
коммуникативные: учитывать разные мнения при ответе на вопросы, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь по ходу опроса.
логические действия: построение цепи рассуждений при ответе на вопрос или при оценке ответа другого учащегося
Доклады: 10 мин
Угломерные инструменты (теодолит, астролябия). См. приложение № 1.
Презентация к уроку готовится группой детей, в которой материал по каждому инструменту готовит и представляет один ученик. Сама презентация собирается группой учащихся для представления на уроке.
Во время доклада учитель вовлекает слушателей в процесс вопросами: Где еще, по вашему мнению, можно использовать данные измерительные приборы? Где вы сталкивались (видели, как используются) данные измерительные приборы? Какие выводы мы можем сделать из доклада о данном приборе? и т.д.
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для создания слайда презентации с использованием ресурсов и методов информационного поиска; структурирование знаний по вопросу для дальнейшего представления; определение основной и второстепенной информации при подготовке презентации;
коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения об использовании измерительных инструментов; полно и точно выражать свои мысли при докладе; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию по поставленному вопросу.
Работа в группах 20мин
Решение практических задач (карточки с рисунками к задачам).
См. приложение № 2.
Класс делится на группы по 4-5 человек. В каждой группе выбирается представитель, который будет показывать решения задач у доски. Группа в сотрудничестве решает 7 задач. При этом задачи распределяются каждому члену группы, он решает конкретную задачу, а затем объясняет ее решение другим.
коммуникативные: согласование усилий по достижению общей цели решения задач, организация и осуществление совместной деятельности; планирование общих способов работы через распределение обязанностей в группе, распределение задач по уровню сложности между участниками группы;
логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (учащиеся подбирают какую из теорем применить при решении задачи); построение логической цепи рассуждений решения задачи;
познавательные: классификация и использование общих приемов решения задач; выделение проблемы, выведение следствий, поиск информации для решения задачи;
регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия, волевая саморегуляция, самостоятельная адекватная самооценка правильности результатов действия при решении задачи, внесение необходимых корректив
Анализ решения 10 мин
1 представитель от группы у доски готовится к показу решения задачи.
В это же время: работа в парах (карточки). См. приложение № 3.
После подготовки идет обсуждение решения задач.
коммуникативные: осуществление взаимного контроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания в парах, формулирование и аргументация своего мнения при показе решений задач, формирование понимания относительности мнений и подходов для решения проблемы;
рефлексия учебной деятельности: формирование самооценки успешности на основе применения методов и приемов решения задач
Итог урока: 5 мин
Учитель возвращает внимание класса к вопросам, обсуждавшимся в начале урока. Еще раз проговариваются позиции применения тригонометрических функций в практически жизненных ситуациях. Оценивается работа учащихся на данном уроке, объясняются основные недочеты и ошибки, допущенные в ходе решения и показа решения задач
рефлексия учебной деятельности: формирование внутренней позиции школьника, самооценки собственных действий и как следствия успешности или неуспешности результатов, адекватного понимания причин успеха или неуспеха, планирования учебного сотрудничества
Самостоятельная работа по вариантам17 мин
/можно из дидактических материалов/.
А.П. Ершов:
С-7 Б1 № 1,2 Б2 № 1,2
С-8 Б1 № 2,3 Б2 № 2,3
логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (учащиеся подбирают какую из теорем применить при решении задачи); построение логической цепи рассуждений решения задачи, применение рассмотренных на уроке методов в решении задач самостоятельной работы;
Д/задание: 5 мин
После проведения урока целесообразно и закономерно задание творческого характера: сочинить или подобрать из разных источников свою задачу (е только из области математики, но и других предметных областях) и оформить ее в виде слайда презентации.
регулятивные: готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено на уроке, и того, что ещё неизвестно
В помощь учителю:
Использованные источники и литература - учебники «Геометрия, 7-9» разных авторов, дидактические материалы Ершовой, интернет-ресурс Википедия.
Почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа - Всегда возникает вопрос: а для чего всё это мы изучаем? Применение теорем синуса, косинуса логично в решении задач. А в жизни это как пригодится? Вот как раз и «задачи из жизни» и присутствуют на этом уроке. И, логично их увидеть воочию. А это удобнее всего сделать с помощью презентации.
Один из главных плюсов это: во время выступления учащихся при подготовке к защите решений задач, ни для кого не секрет, некоторым учащимся других групп нечего делать или они думают о своём выступлении. На данном уроке ребята во время выступления своих одноклассников очень заняты, они очень внимательно слушают высказывания, т.к. это одно из следующих заданий - заполнение карточки (см. приложение 3)
Приложение № 1. Презентация к уроку «Угломерные инструменты»
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Приложение № 2. Презентация к уроку «Задачи практического содержания»
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Приложение № 3 Карточка для заполнения учащимися во время анализа решения задач.
Использованные теоремы, определения; способ решения, если возможно, привести другой способ.
Приложение № 4 Для оформления кабинета: портреты математиков, высказывания математиков, определения из словарей.
«Сравнение математических фигур и величин служит материалом для игр и обучения мудрости».
И. Песталоцци.
«...Подобно тому, как художник всего лишь несколькими мазками кисти по холсту вызывает к жизни картины исключительной красоты, как музыкант из сочетаний всего лишь нескольких звуков рождает волшебные мелодии, так и математик из немногих глубоких предпосылок создает выводы, отличающиеся подлинным изяществом. Несмотря на простоту, эти выводы часто кажутся нам таинственными, будто возникшими по мановению волшебной палочки, потому что их происхождение скрыто»