kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из завершающих уроков по теме: «Решение треугольников», урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии, демонстрирующий .прикладной характер геометрии.

Урок построен на основе технологии личностно-ориентированного обучения, технологии обучение на основе «учебной ситуации», технология формирования УУД учащихся, которая помогает включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Активно на уроке используются информационно-коммуникационные технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ»

Тема урока: «РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ»

Предмет геометрия Класс 9 класс Время 80 мин


Тип урока

один из завершающих уроков по теме: «Решение треугольников», урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии.

Цели урока:

  1. Программирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

  2. Формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа

  3. Демонстрация прикладного характера геометрии

Задачи урока:

Образовательные:

  • Ознакомить с основными приемами и методами рассуждений.

  • Обеспечить овладение основными алгебраическими приемами.


Воспитательные:

  • Показать связь математики с реальной действительностью, проводить рассуждения по аналогии.

  • Развивать мышление и речь учащихся.


Практические:

  • Формировать умение строить и интегрировать математическую модель некоторой реальной ситуации.

  • Формировать умение производить вычисления при решении расчетных задач.


Необходимое оборудование и материалы:

Проектор, компьютер, таблицы Брадиса, рисунки к задачам, карточки с заданиями: для групповой работы, для работы в паре, самостоятельной работы.

СОТ, используемые на уроке:

  • Технология формирования УУД учащихся, которая помогает включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность;

  • Технология личностно-ориентированного обучения;

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Обучение на основе «учебной ситуации»

«…как для смертных истина ясна,

что в треугольник двум тупым не влиться».

Данте А.

ХОД УРОКА:

Раздел урока

Универсальные Учебные Действия

  • Мотивация учащихся 5 мин

Ребята, возникает вопрос: для чего мы с вами изучаем тригонометрические функции?

Где это может нам пригодиться?

Попробуем ответить на эти вопросы на сегодняшнем уроке.



  • логические действия: устанавливать причино-следственные связи, синтезировать части в единое целое при построении выводов на предложенные примеры, умение приводить контрпримеры

  • коммуникативные: учитывать разные мнения одноклассников по поставленному вопросу, координировать разные позиции в сотрудничестве

  • Вводная часть. Теоретический опрос 8 мин

  1. Какие основные элементы можно определить с помощью т. косинусов?

  2. Сформулировать теорему косинусов.

  3. Какие элементы можно определить с помощью теоремы синусов.

  4. Сформулировать теорему синусов.

  5. Треугольник со сторонами a, c, b, γ-угол острый, прямой, тупой. В каком из этих случаев с - наибольшее, наименьшее?

  6. В известно, что а:в:с=2:3:4. Как относятся синусы углов ?

  7. Синусы углов относятся как 3:4:5. Как относятся стороны ?

  8. Могут ли синусы углов треугольника относится как 3:4:5? 5:7:13?

  9. Что означают слова «решение треугольника»?

  10. Таблицы Брадиса: как найти значения sin, cos углов и наоборот.


  • рефлексия теоретического материала: формирование и аргументация своего мнения

  • коммуникативные: учитывать разные мнения при ответе на вопросы, осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь по ходу опроса.

  • логические действия: построение цепи рассуждений при ответе на вопрос или при оценке ответа другого учащегося

  • Доклады: 10 мин

Угломерные инструменты (теодолит, астролябия). См. приложение № 1.

  • Презентация к уроку готовится группой детей, в которой материал по каждому инструменту готовит и представляет один ученик. Сама презентация собирается группой учащихся для представления на уроке.

  • Во время доклада учитель вовлекает слушателей в процесс вопросами: Где еще, по вашему мнению, можно использовать данные измерительные приборы? Где вы сталкивались (видели, как используются) данные измерительные приборы? Какие выводы мы можем сделать из доклада о данном приборе? и т.д.


  • познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для создания слайда презентации с использованием ресурсов и методов информационного поиска; структурирование знаний по вопросу для дальнейшего представления; определение основной и второстепенной информации при подготовке презентации;

  • коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения об использовании измерительных инструментов; полно и точно выражать свои мысли при докладе; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию по поставленному вопросу.

  • Работа в группах 20 мин

Решение практических задач (карточки с рисунками к задачам).

См. приложение № 2.

  • Класс делится на группы по 4-5 человек. В каждой группе выбирается представитель, который будет показывать решения задач у доски. Группа в сотрудничестве решает 7 задач. При этом задачи распределяются каждому члену группы, он решает конкретную задачу, а затем объясняет ее решение другим.

  • коммуникативные: согласование усилий по достижению общей цели решения задач, организация и осуществление совместной деятельности; планирование общих способов работы через распределение обязанностей в группе, распределение задач по уровню сложности между участниками группы;

  • логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (учащиеся подбирают какую из теорем применить при решении задачи); построение логической цепи рассуждений решения задачи;

  • познавательные: классификация и использование общих приемов решения задач; выделение проблемы, выведение следствий, поиск информации для решения задачи;

  • регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия, волевая саморегуляция, самостоятельная адекватная самооценка правильности результатов действия при решении задачи, внесение необходимых корректив

  • Анализ решения 10 мин

1 представитель от группы у доски готовится к показу решения задачи.

В это же время: работа в парах (карточки). См. приложение № 3.

После подготовки идет обсуждение решения задач.

  • коммуникативные: осуществление взаимного контроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания в парах, формулирование и аргументация своего мнения при показе решений задач, формирование понимания относительности мнений и подходов для решения проблемы;

  • рефлексия учебной деятельности: формирование самооценки успешности на основе применения методов и приемов решения задач

  • Итог урока: 5 мин

  • Учитель возвращает внимание класса к вопросам, обсуждавшимся в начале урока. Еще раз проговариваются позиции применения тригонометрических функций в практически жизненных ситуациях. Оценивается работа учащихся на данном уроке, объясняются основные недочеты и ошибки, допущенные в ходе решения и показа решения задач

  • рефлексия учебной деятельности: формирование внутренней позиции школьника, самооценки собственных действий и как следствия успешности или неуспешности результатов, адекватного понимания причин успеха или неуспеха, планирования учебного сотрудничества

  • Самостоятельная работа по вариантам 17 мин

/можно из дидактических материалов/.

А.П. Ершов:

С-7 Б1 № 1,2 Б2 № 1,2

С-8 Б1 № 2,3 Б2 № 2,3

  • логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (учащиеся подбирают какую из теорем применить при решении задачи); построение логической цепи рассуждений решения задачи, применение рассмотренных на уроке методов в решении задач самостоятельной работы;

  • Д/задание: 5 мин

После проведения урока целесообразно и закономерно задание творческого характера: сочинить или подобрать из разных источников свою задачу (е только из области математики, но и других предметных областях) и оформить ее в виде слайда презентации.

  • регулятивные: готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено на уроке, и того, что ещё неизвестно


В помощь учителю:

Использованные источники и литература - учебники «Геометрия, 7-9» разных авторов, дидактические материалы Ершовой, интернет-ресурс Википедия.

Почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа - Всегда возникает вопрос: а для чего всё это мы изучаем? Применение теорем синуса, косинуса логично в решении задач. А в жизни это как пригодится? Вот как раз и «задачи из жизни» и присутствуют на этом уроке. И, логично их увидеть воочию. А это удобнее всего сделать с помощью презентации.

Один из главных плюсов это: во время выступления учащихся при подготовке к защите решений задач, ни для кого не секрет, некоторым учащимся других групп нечего делать или они думают о своём выступлении. На данном уроке ребята во время выступления своих одноклассников очень заняты, они очень внимательно слушают высказывания, т.к. это одно из следующих заданий - заполнение карточки (см. приложение 3)

Приложение № 1. Презентация к уроку «Угломерные инструменты»


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6


Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9



Приложение № 2. Презентация к уроку «Задачи практического содержания»

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Приложение № 3 Карточка для заполнения учащимися во время анализа решения задач.


Фамилия___________________________________________

Номер задачи

Сведение задачи

к треугольнику

(тип задачи)

Использованные теоремы, определения; способ решения, если возможно, привести другой способ.














Приложение № 4 Для оформления кабинета: портреты математиков, высказывания математиков, определения из словарей.


«Сравнение математических фигур и величин служит материалом для игр и обучения мудрости».

И. Песталоцци.

«...Подобно тому, как художник всего лишь несколькими мазками кисти по холсту вызывает к жизни картины исключительной красоты, как музыкант из сочетаний всего лишь нескольких звуков рождает волшебные мелодии, так и математик из немногих глубоких предпосылок создает выводы, отличающиеся подлинным изяществом. Несмотря на простоту, эти выводы часто кажутся нам таинственными, будто возникшими по мановению волшебной палочки, потому что их происхождение скрыто»

Э. Беккенбах, Р. Беллман «Введение в неравенства»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ

Автор: Пушнина Валентина Николаевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(74) "rieshieniie-prikladnykh-zadach-v-oblasti-profiessional-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "228264"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441203654"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Использование  формул комбинаторики и теории вероятностей  при решении прикладных задач 11 класс "
    ["seo_title"] => string(104) "ispol-zovaniie-formul-kombinatoriki-i-tieorii-vieroiatnostiei-pri-rieshienii-prikladnykh-zadach-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125495"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415004102"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Использование  формул комбинаторики и теории вероятностей  при решении прикладных задач "
    ["seo_title"] => string(95) "ispol-zovaniie-formul-kombinatoriki-i-tieorii-vieroiatnostiei-pri-rieshienii-prikladnykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "126044"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415109636"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методические материалы по теме "Аналитическое решение прикладных задач""
    ["seo_title"] => string(74) "metodicheskie_materialy_po_teme_analiticheskoe_reshenie_prikladnykh_zadach"
    ["file_id"] => string(6) "583726"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1624131422"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Компьютерные технологии решения прикладных задач, типы задач, области применения"
    ["seo_title"] => string(80) "kompiuternye_tekhnologii_resheniia_prikladnykh_zadach_tipy_zadach_oblasti_primen"
    ["file_id"] => string(6) "567382"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608139547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства