Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач
Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач
Урок Класс 11
Тема: Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач
Цель:
Формировать навыки решения прикладных задач, используя для решения формулы комбинаторики и теории вероятностей
Показать, что теория вероятностей представляет собой средство одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях;
Дать возможность учащимся численно характеризовать возможность наступления того или иного события;
Показать практическую направленность науки теория вероятностей;
Дать пищу естественной любознательности учащихся;
Создавать благоприятные возможности для активности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач »
Урок
Класс 11
Тема: Использование формул комбинаторики и теории вероятностей при решении прикладных задач
Цель:
Формировать навыки решения прикладных задач, используя для решения формулы комбинаторики и теории вероятностей
Показать, что теория вероятностей представляет собой средство одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях;
Дать возможность учащимся численно характеризовать возможность наступления того или иного события;
Показать практическую направленность науки теория вероятностей;
Дать пищу естественной любознательности учащихся;
Создавать благоприятные возможности для активности учащихся.
Оргмомент
Актуализация знаний и умений учащихся по данной теме
Устный опрос учащихся:
Кто из ученых - математиков является основоположниками теории комбинаторики и теории вероятностей?
В результате чего началась развиваться эта наука?
В каких областях современных наук применяется теория вероятностей и комбинаторика?
Решение задач :
Задача 1.( у доски один учащийся с последующим обсуждением)
Требуется составить расписание отправления поездов на различные дни недели. При этом необходимо, чтобы: 3 дня отправлялись по 2 поезда в день, 2 дня – по 1 поезду в день, 2 дня по 3 поезда в день. Сколько можно составить различных расписаний?
Обсуждение решения:
Какую формулу использовали для решения данной задачи? (перестановки и сочетания с заданным числом повторений, т.е. число различных выборок одного состава называется числом перестановок из m элементов с заданным числом повторений n 1,n2,… nk.
Это число вычисляется по формуле
m!
Pm (n1,n2,…nk) = - --------------
n1! n2! …nk!
Решение:
Количество поездов, отправляемых в день ( числа 1.2.3) это 3 группы одинаковых элементов, из которых должна быть составлена выборка. При этом в расписании на неделю число 1 повторяется 2 раза, число 2 повторяется 3 раза, число 3 повторяется 2 раза. Число различных расписаний равно
7!
Р (2,3,2)₌ ------------ ₌ 210
2! 3! 2!
Ответ: можно составить 210 различных расписаний.
Задача 2.( у доски самостоятельно один учащийся, с последующей проверкой)
В первой команде 6 мастеров спорта и 4 перворазрядника, а во второй 6 перворазрядника и 4 мастера спорта. Сборная, составленная из игроков первой и второй команд, содержит 10 человек: 6 человек из первой команды и 4 из второй. Из сборной команды наудачу выбирают одного спортсмена – капитана команды. Какова вероятность того, что он мастер спорта?
Обсуждение решения:
Вероятность события А, которое может наступить лишь при появлении одного из нескольких несовместимых событий В1, В2,…Вn, равна сумме произведений вероятностей каждого из этих событий на условную вероятность события А при условии, что данное событие наступило:
Р(А)=Р(В1)Р(А/В1)+Р(В2)Р(А/В2)+…+Р(Вn)Р(А/В)n
Решение:
Пусть событие Ві (i=1,2) состоит в том, что наугад выбранный спортсмен – член і-й команды. Тогда вероятность событий Ві равны соответственно
Р(В1) = 6/10=3/5
Р(В2)=4/10=2/5
Пусть событие А состоит в том, что наудачу выбранный спортсмен – мастер спорта. Тогда условные вероятности события А при условии, что выполнено событие Ві (т.е. известно, из какой команды спортсмен), равны соответственно
Р(А/В1)=3/5
Р(А/В2)= 2/5
Используя формулу полной вероятности, получаем
Р(А)=3/5 ∙3/5 + 2/5∙2/5 = 13/25
Ответ: 13/25
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
Ожидаемый результат:
Научимся применять формулы комбинаторики и теории вероятностей к решению прикладных задач;
Научимся численно характеризовать возможность наступления того или иного события;
Удостоверимся, что теория вероятностей, представляет собой средство одной из важнейших способностей ума – способности представлять явления в разных комбинациях;
Рассмотрим практическую направленность науки теория вероятностей;
Не секрет, что такая наука как теория вероятностей - новая и непривычная для восприятия. Много вопросов возникает по поводу необходимости её изучения, по её практическому применению. С помощью сегодняшнего урока мы определим место изучаемой науки в современном мире.
Группа биографов: (Сведения из истории. Краткая биография Анны Андреевны Ахматовой.)
Анна Андреевна Ахматова (псевдоним; настоящая фамилия – Горенко) родилась 11 июня 1889 года в Одессе, в семье морского инженера. Детские годы прошли в Царском Селе. Окончила Киевскую гимназию, училась на Высших историко-литературных курсах в Петербурге. В 1910-1912 годах путешествовала по Европе. Печататься начала с 1907 года . Умерла Ахматова в Москве, 5 марта 1966 года.
Группа литераторов:
Стихи Ахматовой отличает неповторимое звучание, особая музыкальность, передающая чувство гармонии. Многие произведения поэтессы положены на музыку. (Звучит одно из произведений на слова Ахматовой, например, “Сероглазый король” в исполнении Вертинского. Это произведение и именно в исполнении Вертинского выбрано не случайно: невидимый исполнитель очень талантливо обыгрывает стихотворение).
Группа экспертов:
Применяя числовые характеристики теории вероятностей, рассмотрим одно из произведений Анны Андреевны Ахматовой.. Сразу обратим ваше внимание на то, что с помощью изучаемых нами методов можно определить, действительно ли данное произведение принадлежит автору. В частности, с помощью теории вероятностей доказали, что “Тихий Дон” принадлежит перу Михаила Александровича Шолохова, а не какому-то ни было другому автору. (Один из учащихся читает стихотворение). Посчитаем количество букв в каждом слове первого четверостишия стихотворения.
5 1 4 8 4
Широк и жёлт вечерний свет,
5 10 8
Нежна апрельская прохлада.
2 7 2 5 3
Ты опоздал на много лет,
2 7 4 1 4
Но всё-таки тебе я рада.
Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди весёлыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь –
С моими детскими стихами.
Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.
Выпишем числовой ряд данных:
5 1 4 8 4 5 10 8 2 7 2 5 3 2 7 4 1 4
Генеральная совокупность – это множество всех элементов (предметов), подлежащих изучению. Выборка – та часть генеральной совокупности, с которой непосредственно работает исследователь.
Пример. Генеральная совокупность – это все произведения Анны Ахматовой; выборка – данное стихотворение.
По мере того как мы будем рассматривать новые понятия, мы будем заполнять “паспорт” выборки.
Среднее, среднее значение, математическое ожидание – среднее арифметическое всех результатов, входящих в выборку.
Упорядочим данные:
1 1 2 2 2 3 4 4 4 4 5 5 5 7 7 8 8 10.
Xi
М= ------------------- = 82/18=4,6
n
Вспомним, что
Мода – наиболее часто встречающееся значение.
М(о)=4
Медиана – это центральное значение в упорядоченном ряду данных, если n – нечётное, и среднее арифметическое двух центральных значений, если n –чётное.
М(е)= (4+4)/2=4
Размах ряда – это разность между максимальным и минимальным значением выборки.
R = X max – X min =10 – 1 =9
Дисперсия – показатель уровня рассеивания данных от среднего значения.
∑ (Xi – M) (Xi – M)
D = ------------------------------- , следовательно
В промежуток (М - δ , М + δ ) попадает 68,8% всех данных, в промежуток (М -2 δ , М + 2δ )
попадает 94% всех данных.
Вывод:
Математическим методом было проверено, что Анна Андреевна Ахматова употребляет чаще всего слова, состоящие из двух, трёх, четырёх, пяти, шести, семи символов (букв).
Группа критиков:
Мы полностью согласны с таким выводом, и предлагаем в завершении ещё одно четверостишие из поздних произведений Анны Андреевны.
Забудут? – Вот чем удивили!
Меня забывали сто раз.
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
В этом стихотворении звучит боль и настроение одиночества, так как, к сожалению, Анну Андреевну Ахматову в послевоенное время практически перестали печатать, обвинили в антисоциалистическом настрое. После Анны Андреевны осталась масса переводов восточных и западноевропейских поэтов; статьи, посвящённые творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Стихи Анны Ахматовой переведены на многие языки мира.
ІУ. Формирование навыков и учений учащихся решать задачи на применение формул комбинаторики и теории вероятностей.
( пример решения задач приводится на компьютере)
Задача 3.
Поэт-модернист написал стихотворение, в котором первая строчка – «Хочу пойти гулять куда-нибудь», а остальные строки все разные и получены из первой перестановкой слов. Какое наибольшее количество строк может быть в этом стихотворении?
Указание: В строке 4 разных слова, закодируйте их цифрами
Задача 4.
Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута
Задача 5.
Человек, пришедший в гости, забыл код, открывающий дверь подъезда, но помнил, что он составлен из нулей и единиц и содержит четыре цифры. Сколько вариантов кода в худшем случае ему придется перебрать, чтобы открыть дверь?
У.Обобщение и систематизація знаний.
На нашем уроке вы увидели, что теория вероятностей не бесполезная бумажная наука, а наука, имеющая практическую направленность, что даёт ей право на жизнь.
УІ. Домашнее задание.
Составить “паспорт” записанного в буклете стихотворения Анны Андреевны Ахматовой.
УІІ. Обучающая самостоятельная работа ( применение комп’ютера)
Министерство образования и науки Украины
Управление образования Ленинского в г. Харькове совета