Просмотр содержимого документа
«Компьютерные технологии решения прикладных задач, типы задач, области применения»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Физико-математический факультет
Кафедра информатики и вычислительной техники
ПРОЕКТ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ, ТИПЫ ЗАДАЧ, ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Автор работы _________________________________________ Д. А. Муратов
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.
Профиль Математика. Информатика
Руководитель работы
канд. физико-математических наук, доцент ____________ Т. В. Кормилицына
Оценка ______________
Саранск 2020
Содержание
Введение 3
1 Общая информация о прикладных задачах 5
1.1 Понятие прикладной задачи 5
1.2 Классификация прикладных задач 9
1.3 Прикладные задачи в мотивации обучения 10
2 Решение типовых задач в табличном процессоре MS Excel и MS Access 12
2.1 Лабораторная работа №1 «Технология решения прикладных задач в табличном процессоре MS Excel» 12
2.2 Лабораторная работа № 2.1. Технология создания таблиц в MS Access 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Введение
Влияние информационных технологий затрагивает практически все стороны нашей жизни. Компьютеры буквально на глазах изменяют нашу жизнь. Появляются потребности в новых способах обработки информации и возникают новые информационные технологии, которые с каждым годом все активнее проникают в различные области знаний: экологию, биологию, историю, охрану труда, быт, сервис и т.д.
Математика и ее методы стали обязательным предметом при подготовке специалистов любого профиля. Математика вросла в науки, став универсальным языком описания различных процессов и явлений. Огромный опыт человечества убедительно доказал, что математика является незаменимым и мощным орудием познания мира. С компьютеризацией всех областей человеческой деятельности роль математических методов еще больше возрастает.
С помощью математических методов исследуются сложные прикладные задачи описательного, оптимизационного и управленческого типов, которые нельзя решить с помощью других более простых методов или основываясь только лишь на опыте и "здравом смысле".
Важным фактором, определяющим роль математики в различных приложениях, является возможность описания наиболее существенных черт и свойств изучаемого объекта на языке математических символов и соотношений. Такое описание принято называть математическим моделированием или формализацией.
При наличии математической модели мы избавляемся от необходимости дорогостоящих экспериментов, как правило, сопровождаемых многократными пробами и ошибками. Это можно делать на модели, которую, условно говоря, можно резать и перекраивать неоднократно без всяких капиталовложений. Это одно достоинство модели. Другое заключается в том, что формализация дает возможность сформулировать реальную задачу как математическую и позволяет воспользоваться для анализа универсальным и мощным математическим аппаратом, который не зависит от конкретной природы объекта. Математика проводит детальный количественный анализ модели, помогает предсказать, как поведет себя объект в различных условиях и дает рекомендации для выбора наилучших вариантов решения проблемы.
Обычно математическая модель записывается в форме как угодно сложных математических структур и, как правило, получить аналитическое решение такой задачи не удается. Приходится использовать численные методы вычислительной математики. В данной курсовой работе рассмотрены вопросы применения различных компьютерных технологий для реализации численных методов решения типовых математических задач.
1 Общая информация о прикладных задачах
Понятие прикладной задачи
Прикладная задача – задача, в которой описывается практико-ориентированная ситуация и решение которой требует определенных практических навыков, в том числе навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий.
Эффективность использования прикладных задач во многом зависит от тех критериев, которые положены в основу их типизации, подбора задачной системы курса информатики, системы прикладных задач и методики решения и использования прикладных задач.
Существующая задачная система курса в основном содержит типовые задачи, которые известны еще с момента появления первого учебника (А.П. Ершова и др.) по курсу ОИВТ. Это система «математизированных» задач на построение алгоритмов нахождения абсолютного значения числа, НОД, НОК, МАХ, МIN, сумм, произведений, количества, решения линейных и квадратных уравнений и неравенств и т.д. Количество прикладных задач в учебниках, по нашим подсчетам, составляет от 15 до 20%, что явно недостаточно для решения задач прикладной направленности школьного курса информатики.
Методическая наука имеет ряд исследований, посвященных проблемам классификации и систематизации школьных задач. Идеи этих классификаций, безусловно, полезны для построения разрабатываемой нами системы прикладных задач.
Укажем некоторые методические особенности построения системы задач прикладного содержания, которые, с моей точки зрения, являются наиболее значимыми:
- предполагаемая система прикладных задач должна быть построена по аналогии с существующей структурой школьного учебного материала, новая систематизация школьных задач предполагает новую систему вопросов в существующих задачах, новую фабулу и новую методику их решения;
- в построенную задачную систему желательно включить задачи из различных областей приложений школьного курса информатики;
- система прикладных задач должна обладать подвижностью, а именно: при переходе от одной ступени обучения к другой типы задач системы должны меняться от обычных текстовых задач, содержащих элементы вымышленных бытовых ситуаций и задач из различных разделов школьных дисциплин, до реально существующих задач из окружающего нас мира;
- первоочередность решения тех или иных задач системы нужно рассматривать с точки зрения профессиональной направленности обучения информатике, и соответствующих интересов учащихся;
- задачная система должна содержать задачи разного уровня сложности и должна быть пригодна не только для классной, но и для внеклассной форм обучения;
- в систему желательно включить задания для учащихся по самостоятельной формулировке, постановке, решению и анализу задач из различных сфер человеческой деятельности.
Итак, прикладные задачи можно различать по их роли в учебном процессе, по содержанию и по другим функциям. В систему прикладных задач можно включить следующие типы задач:
1. Текстовые задачи (задачи из различных разделов науки, техники, производства и экономики);
2. Задачи с практическим (бытовым) содержанием, отражающие проблемы общества, семьи, человека;
3. Задачи, отражающие будущие профессиональные интересы учащихся;
4. Задачи, отражающие межпредметные и внутрипредметные связи;
5. Экономические задачи;
6. Производственные задачи;
7. Задачи с сельскохозяйственной тематикой;
8. Задачи с транспортной тематикой:
9. Задачи управления информационными процессами, кибернетики;
10. Задачи моделирования:
11. Задачи с приближенными вычислениями:
12. Задачи, решаемые с использованием численных методов;
13. Экстремальные задачи:
14. Задачи на оптимизацию, задачи линейного программирования:
15. Логические задачи;
16. Задачи статистики, теории вероятностей и теории игр;
Профильный этап обучения информатике в школе является заключительным в системе подготовки школьников в области информатики. К этому времени должны быть сформированы основные знания, умения и навыки учащихся, определенные стандартом образовательной области «Информатика» как базовые в их информационной культуре. Цель профильного курса информатики - углубить, расширить, профессионально подготовить учащихся в области использования средств ВТ в будущей трудовой деятельности.
Профильный курс информатики - это в основном система дополнительных узконаправленных (прикладных) форм обучения информатике, которые имеют традиционные цели и задачи: пробуждение и развитие интереса к углубленному изучению информатики, привитие навыков научно-исследовательской работы, обеспечение допрофессионально-трудовой подготовки школьников в области информатики, организация свободного времени и досуга.
Отметим главное: усиление прикладной направленности школьного курса информатики - целесообразная реальность современного процесса обучения и на каждом этапе обучения информатики имеется вполне определенная база для реализации обоснованной выше концепции прикладной направленности школьного курса информатики.
Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму. К прикладной задаче следует предъявлять следующие требования:
задачи должны соответствовать программе курса, вводится в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;
вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задач должны «сближаться» с реальной действительностью;
реальность описываемой в условии ситуации, постановки вопроса и полученного решения;
Для реализации прикладной направленности обучение информатике существенное значение имеет использование в преподавании различных форм организации учебного процесса. В своей работе могут быть использованы следующие формы учебных занятий:
уроки разных типов (изучение нового материала, первичное закрепление, комплексное применение знаний, умений и навыков, обобщение и систематизация изученного материала и т. д.);
практические занятия (семинары, консультации, зачеты);
не традиционные формы уроков (урок-сказка, урок-путешествие, урок деловая игра и другие).
При подготовке к таким формам учебных занятий необходимо учитывать, что для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу в рамках одного учебного предмета невозможно. Поэтому в теории и практике обучения необходимо использовать межпредметные обобщения. Интегрированные уроки информатики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся.
Все приемы и средства обучения, которые учитель использует в ходе урока, должны быть сориентированы на реализацию прикладной направленности обучения во всех возможных проявлениях
На уроках необходимо обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала и задачного материала, так, чтобы школьники понимали его значимость, ближнюю и дальнюю перспективу его использования. По возможности, можно очертить область, в которой данный материал имеет фактическое применение. Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. В основе мотивации, как говорят психологи, лежат потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Поэтому каждое новое понятие или положение должно, по возможности, первоначально появляться в задаче практического характера. Такая задача призвана убедить школьников в необходимости и практической полезности изучения нового материала. Это один из путей усиления мировоззренческой направленности обучения информатике.
Такой подход и могут сформировать прикладные задачи, которые дают широкие возможности для реализации общедидактических принципов в обучении.
Классификация прикладных задач
В отношении классификации прикладных задач дискретного программирования в значительной мере можно было бы повторить сказанное в предыдущем параграфе по поводу классификации математических моделей. Прежде всего, задачи с неделимостями — это математические модели многих реальных задач, описывающих планирование выпуска неделимых видов продукции, либо использования неделимых производственных факторов. В роли таких неделимых факторов нередко выступают, например, транспортные единицы, так что к дискретным моделям сводятся многие задачи о перевозках, отличные от классической транспортной задачи. Таковы, например, задачи об оптимизации комплекса средств доставки грузов, о нахождении минимального количества судов, необходимых для осуществления данного графика перевозок, о нахождении минимального порожнего пробега автомобилей при выполнении заданного плана перевозок и т. п.
Из комбинаторных задач, сводящихся к моделям дискретного программирования и имеющих большое прикладное значение, отметим прежде всего задачу о коммивояжере (бродячем торговце) и задачу теории расписаний. Обе эти задачи являются предметом обширной литературы; однако детальное их рассмотрение выходит за рамки настоящей книги. Мы ограничимся поэтому описанием соответствующих дискретных моделей.
Задача о коммивояжере описывает класс моделей нахождения маршрутов развозки груза, минимизирующих суммарный пробег. Что же касается задачи теории расписаний, то она является моделью основной массы задач организации производства.
К числу других комбинаторных задач, важных в прикладном отношении, относятся также задачи о покрытии, привлекшие к себе большое внимание в самые последние годы. Эти задачи касаются нахождения минимального подмножества множества ребер данного графа, содержащего все вершины графа. Они находят применение в вопросах синтеза логических сетей и в других близких задачах.
К указанным задачам примыкают также задачи типа задач о двойном назначении (минимальные связи на радиотехнических платах, кратчайшие технологические маршруты).
Упомянем также о весьма важном и широком классе задач оптимального размещения производства, специализации, кооперирования и пр., в которых различными путями возникает дискретность.
Итак, мы можем выделить следующие основные типы прикладных задач дискретного программирования:
1. Задачи с неделимостями.
2. Комбинаторные задачи.
3. Задачи о покрытии и другие задачи дискретной оптимизации сетей.
4. Задачи размещения.
Отметим, что всякая классификация прикладных задач дискретного программирования неизбежно оказывается неполной, ибо среди этих моделей мы находим и задачи сельскохозяйственного производства, и задачу оптимальной синхронизации сигналов при регулировании уличного движения и пр.
Прикладные задачи в мотивации обучения
В преподавании математики очень важна мотивационная сторона.
Математическая задача воспринимается учащимися лучше, если она возникает как бы у них на глазах, формулируется после рассмотрения каких-то физических явлений или технических проблем.
Ещё один прием мотивации – обращение к историческим событиям, создающее эмоциональный подъем в классе. Даже самая неинтересная тема способна увлечь школьников, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызывают светлое чувство у слушателей.
Ссылка на историю всегда вызывает у учащихся интерес, а если еще задача предложена из какого-либо древнего источника со своеобразной формулировкой, то это ещё больше стимулирует школьников к её решению.
С большим интересом воспринимаются задачи, вызывающие споры. Такие задачи сначала кажутся учащимся простыми, и ответы на них следуют немедленно. Однако ответы оказываются неодинаковыми, возникает спор. Рассудить спорящих может только убедительно изложенное решение.
Важной особенностью прикладных математических задач является применение размерных величин.
Наблюдение за размерностью величин в процессе решения задачи позволяет выявить ошибки в этом решении. Например, если a и b – длины, а в процессе решения появится выражение a2 - 2b, можно сразу сделать вывод, что допущена ошибка.
Другая особенность прикладных задач состоит в постоянном стремлении довести решение до числа, причем «круглые» ответы здесь весьма редки. Задачи же, применяемые в школьной практике, порой создают у учащихся представление о том, что «некруглость» ответа является признаком его ошибочности.
Существенным в прикладной направленности обучения математике является привитие методов самоконтроля
Если задача решена в буквенном виде, то для контроля применяется проверка размерности полученного выражения; исследование поведения решения, когда параметры задачи обращаются в нуль или значительно возрастают, или принимают какие-либо иные характерные значения, при которых решение можно получить из наглядных соображений. Если получено численное значение решения, то для контроля можно сравнить его с результатом грубой прикидки, с оценкой, полученной «по здравому смыслу». Предварительная прикидка ответа вообще весьма полезна. Все это помогает не только проконтролировать ответ, но и развить правильную интуицию.
2 Решение типовых задач в табличном процессоре MSExcel и MSAccess
2.1 Лабораторная работа №1 «Технология решения прикладных задач в табличном процессоре MS Excel»
Практическая работа № 1. Проверка условий в формулах, расположенных на разных листах
Для проверки значений формул и организации переходов в зависимости от результатов этой проверки используется логическая функция ЕСЛИ, имеющая следующий синтаксис:
ЕСЛИ (лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь). Аргументы:
лог_выражение – любое выражение, которое при вычислении дает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ, т.е. логический тип результата;
значение_если_истина – значение, которое возвращается, если первый аргумент имеет значение ИСТИНА;
значение_если_ложь – значение, которое возвращается, если первый аргумент имеет значение ЛОЖЬ.
В лог_выражении используются имена и адреса ячеек, соединенные знаками операций отношения (, =, =, ), а также логические функции (И, ИЛИ, НЕ). Возвращаемыми значениями являются имена или адреса ячеек с соответствующими данными, а также допускается вложение других ЕСЛИ-условий, обычно расположенных на месте аргумента значение_если_ложь, когда требуется проверить несколько вариантов. Например, для 3-х вариантов условий функция выглядит так:
ЕСЛИ (лог_выражение1; значение1_если_истина; ЕСЛИ (лог_выражение2; значение2_если_истина; ЕСЛИ (лог_выражение3; значение3_если_истина; значение_если_ложь)))
Задание. Создать таблицы, с помощью которых туристическая фирма может формировать турпакет, включая в него разный тип услуг. Информация о тарифах на услуги, курсах основных валют и стоимости тура хранится на трёх рабочих листах с соответствующими именами и представлена ниже.
Лист 1. Тарифы
Лист 3. Стоимость тура
Расчет стоимости тура
1. Стоимость разовой услуги рассчитать с учетом двух возможных вариантов типов услуг и их стоимостей из таблицы «Тарифы», используя логическую функции ЕСЛИ.
2. Стоимость услуги на тур рассчитать с учетом продолжительности тура 7 дней, формат которой должен объединять показ числа вместе с его размерностью в одной ячейке. Предусмотреть возможность автоматического пересчета стоимости при изменении продолжительности тура.
3. Рассчитать стоимость услуги в рублях с учетом возможного изменения курса валюты.
4. Рассчитать общую стоимость тура в $ США и рублях.
5. Отредактировать формулы в столбцах Стоимость разовой (дневной) услуги в $ США, услуги на тур в $ США, услуги на тур в рублях так, чтобы при вводе несуществующего типа услуги появлялись бы сообщения об ошибке ввода в этих столбцах, например «Неверный тип услуги».
6. В таблицу на листе «Тарифы» внести дополнительную строку в графу Проживание, добавив информацию о стоимости проживания в гостинице 5**-типа, равной 100 $. Отредактировать формулу в ячейке строки Проживание и столбца Стоимость разовой (дневной) услуги в $ США таблицы листа «Стоимость тура» с учетом этого добавления.
7. Изменяя варианты типов услуг в таблице листа «Стоимость тура», проверить правильность работы функции ЕСЛИ в каждом случае.
Используя необходимые функции Excel из категории «Логические» и функции из категории «Проверка свойств и значений», защитить исходные данные от неправильных действий пользователя.
8. Сохранить документ в файле с именем Задание_1 в своей папке.
Практическая работа № 2. Технология автоматизации многовариантных расчётов на примере расчёта стоимости заказа
В задании применяется технология автоматизации многовариантных расчётов. Стоимость компьютера заказной конфигурации в предлагаемом примере складывается из стоимости компьютера базовой конфигурации с учётом изменения конфигурации по желанию заказчика.
Все расчёты производятся на рабочем листе Стоимость заказа. Для того, чтобы выбор каждого элемента конфигурации можно было произвести из списка значений, на листе в соответствующих полях нужно сформировать элементы управления Поле со списком. Для их создания следует использовать панель инструментов Формы (пункт главного меню Разработчик, далее – пункт Вставить, далее –Формы) и встроенные функции MS Excel. Для гибкости управления и расчёта некоторые базовые параметры заказа следует разместить на отдельном рабочем листе Админ (см. рис. 1). Ячейкам со значениями процента скидки, платы за доставку и курса валюты надо присвоить соответствующие имена.
1. Переименовать рабочие листы Базовые модели, Процессоры, Память, Винчестеры, Мониторы, Мультимедиа и подготовить в них данные в соответствии с рис. 2.
2. Подготовить рабочий лист Стоимость заказа:
2.1. Ввести текст в соответствии с рис. 3.
2.2. В ячейку B3 ввести функцию СЕГОДНЯ из категории Дата/время.
2.3. В ячейку D3 ввести курс у.е. с листа Админ.
2.4. Пользуясь панелью инструментов Формы, в ячейке С5 установить элемент управления Поле со списком. Он должен выглядеть так, как представлено на рис. 3. Этот элемент позволит сформировать список, из которого будет производиться выбор.
2.5. Щёлкнув правой кнопкой мыши на созданном элементе управления, в появившемся контекстном меню выбрать пункт Формат объекта. На вкладке Элемент управления заполнить поля следующим образом:
а) в поле Формировать список по диапазону указать диапазон ячеек с листа Базовые модели, в котором представлены наименования моделей компьютеров (диапазон А6:А10);
б) в поле Связь с ячейкой указать адрес вспомогательной ячейки с листа Стоимость заказа. Для этого в указанном листе щёлкнуть
по ячейке Е5. В эту ячейку будет помещаться номер элемента списка;
в) в поле Количество строк списка поместить длину списка
моделей компьютеров (в нашем случае – 5).
2.6. Для иллюстрации произведённых действий на листе Стоимость заказа выбрать из сформированного списка базовых конфигураций модель S3190. В ячейке Е5 появится число 3.
2.7. Далее нужно осуществить действия для автоматического ввода цены выбранного компонента из списка. Цена будет вводиться в ячейку В5. Для этого поместить туда курсор, обратиться к Мастеру функций, из категории Ссылки и массивы выбрать функцию ИНДЕКС. В промежуточном окне выбрать следующий набор аргументов: массив;номер_строки;номер_столбца, далее – Ок. Затем в появившемся окне ввести аргументы. В поле Массив ввести диапазон ячеек с ценами с листа Базовые модели (это диапазон B6:B10). В поле Номер_строки нужно указать адрес вспомогательной ячейки с листа Стоимость заказа (это ячейка Е5). Далее – Ок. В результате в ячейке В5 появится цена выбранной базовой модели – 689.
2.8. Далее таким же способом создать на листе Стоимость заказа элементы управления Поле со списком для следующих позиций
заказа: Процессор, Память, Винчестер, Монитор. При этом использовать соответствующие рабочие листы.
2.9. Для ввода данных в позиции Установка CD-ROM, Замена CD-ROM на DVD-ROM, Установка CD-RW в соответствующих ячейках листа Стоимость заказа нужно пометить, будет ли включена эта услуга в стоимость заказа. Для этого нужно создать элементы управления типа Флажок. Для обработки результатов проверки состояний флажков использовать логическую функцию ЕСЛИ. На примере позиции Установка CD-ROM:
а) установить курсор в ячейку С17 и при помощи соответствующего инструмента панели инструментов Формы создать элемент управления Флажок. Надпись «Флажок 1» удалить;
б) щелчком правой кнопки мыши на созданном элементе вызвать контекстное меню, выбрать в нём пункт Формат объекта. В появившемся окне для состояния «Установлен» в поле Связать с ячейкой указать адрес вспомогательной ячейки – Е17. Далее – ОК;
в) в ячейку В17 ввести функцию ЕСЛИ, имея в виду, что логическое выражение – результат выбора – находится в ячейке Е17, а стоимость услуги представлена на рабочем листе Мультимедиа.
2.10. Для ввода значений в позиции Доставка тоже следует создать элемент управления Флажок в ячейке С36, а в ячейке В36 – ввести функцию ЕСЛИ, при вводе аргументов которой учесть, что цена доставки – 5 у.е. (см. лист Админ).
2.11. В ячейку В25 ввести формулу расчёта стоимости выбранной конфигурации, просуммировав цены на все позиции, которые были указаны выше.
2.12. В ячейке С27 организовать элемент управления Флажок, в ячейку В27 – ввести функцию ЕСЛИ, в аргументах которой учесть, что при наличии дисконтной карты на системный блок даётся скидка, размер которой 4% (см. лист Админ).
2.13. В ячейку В29 ввести формулу расчёта цены системного блока с учётом скидки.
2.14. В ячейках В39 и В40 подсчитать итоговые суммы.
3. Внести изменения во внешнее оформление рабочего листа
Стоимость заказа. Сделать информацию во вспомогательных ячейках невидимой – назначить в этих ячейках Цвет шрифта – белый.
Закрыть панель Формы. Убрать разметку листа электронной таблицы,
чтобы лист был похож на бланк (Вид – отменить сетку).
4. Закончить создание бланка для многовариантного расчёта заказа сохранением его в виде шаблона в своей папке.
5. Сделать расчёт для конфигурации, предложенной на образце (рис. 4), пользуясь шаблоном.
6. Сделать расчёт для самостоятельно выбранной конфигурации.
7. Сохранить документ с именем Задание_2_заказ.
2.2 Лабораторная работа № 2.1. Технология создания таблиц в MS Access
Задание
Необходимо разработать информационно-логическую модель учета кадров (сотрудников) на предприятии.
Основные отношения между данными (условия):
один сотрудник работает в одном отделе, но в одном отделе может быть несколько сотрудников;
один сотрудник занимает одну должность, но может быть несколько сотрудников с одинаковыми должностями.
Порядок выполнения работы:
1. Для всех выделенных объектов найти требующиеся для их
описания данные (поля таблиц).
2. Создать и сохранить в файле базы данных соответствующие
таблицы.
3. Для каждой таблицы выделить ключевое поле, установить все
необходимые для каждого поля ограничения типа данных:
размер;
формат;
маска ввода;
подпись поля;
значение по умолчанию;
условия (или правило проверки) ограничения (с сообщением об ошибке);
обязательность поля (возможность использования пустого значения Null);
списки перечислений.
Ограничения выбираются в соответствии с требованиями реализации выделенной функции (в нашем случае – учёта кадров).
4. Создать схему данных, соединив одноименные поля.
Каждая таблица должна иметь как минимум одно ключевое поле, однозначно определяющее каждую запись. Каждому значению ключевого поля должна соответствовать только одна запись. Ключевое поле не может быть пустым (содержать значение Null). Если такого поля нет, необходимо в первую строку добавить поле «Код» или «Номер». Если первичный ключ не будет создан до сохранения таблицы, то MS Access спросит о необходимости создания первичного ключа. После того, как все поля таблицы будут созданы и назначены их свойства, указан первичный ключ, каждую таблицу необходимо сохранить, задав ей имя, а затем соединить соответствующие поля, создавая схему данных.
Пример выполнения работы:
1. Для проведения учёта кадров на предприятии должна храниться следующая основная информация о подразделениях:
код подразделения;
наименование подразделения;
телефон.
Кроме того, должна быть следующая информация о должностном составе сотрудников или о штатном расписании предприятия:
код должности;
наименование должности;
оклад;
должностная надбавка (процент от оклада).
И, наконец, должна быть информация о сотрудниках:
табельный номер сотрудника;
фамилия,
имя,
отчество;
пол;
адрес;
дата рождения;
дата приёма на работу.
2. Создать новый файл базы данных DEPARTS в своей папке. В режиме Конструктора создать следующие таблицы:
3. Для таблицы Подразделения выделить ключевое поле – КодПодразделения и установить маску ввода на поле Телефон, учитывая одиннадцатизначность вводимого телефонного номера, например, 8(916)123-45-67.
Для таблицы Штатное расписание выделить ключевое поле – КодДолжности и установить для поля Оклад необходимое ограничение типа данных: не менее 10000 руб. В соответствующую графу ввести, например, такое сообщение об ошибке: Оклад не должен быть ниже минимального размера оплаты труда МРОТ=10000 руб.
Для таблицы Сотрудники выделить ключевое поле – Таб№ и установить:
маску ввода для полей Фамилия, Имя, Отчество и аналогичных им текстовых полей с наименованиями – начинать с прописной буквы, остальные строчные;
маску ввода для полей ДатаРождения и ДатаПриёма – краткий формат даты;
значение по умолчанию для поля ДатаПриёма – сегодняшняя (текущая) дата;
правило проверки для поля ДатаПриёма – не позднее сегодняшней даты (с аналогичным сообщением об ошибке);
соответствующее правило проверки для поля ДатаРождения (с сообщением об ошибке «На работу принимаются лица от 18-ти до 50-ти лет»), при задании условия использовать встроенные функции для работы с данными типа Дата/время;
правило проверки для поля Пол – символ «М» или «Ж».
4. Создать схему базы данных, соединив одноименные поля.
Таблицы Подразделения и Штатное расписание по схеме БД являются главными, а таблица Сотрудники – подчиненной им.
5. Сохранить файл базы данных DEPARTS в своей папке.
6. Вновь открыть базу DEPARTS для внесения дополнений или редактирования. Таблицу Штатное расписание дополнить следующими данными:
7. В таблицу Сотрудники добавить 12 человек:
менеджеров (6 чел.) из отдела продаж;
рабочих (4 чел.) из отдела производства;
мастеров (2 чел.) из отдела производства.
Заключение
Сегодня трудно представить себе человека, не владеющего основами информационно-коммуникационных технологий. Одним из требований, предъявляемых к педагогу, является владение информационно-коммуникационными технологиями и умение применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Использование цифровых и электронных образовательных ресурсов, электронных библиотек в образовательном процессе предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Студенты действительно получают возможность самостоятельно учиться.
Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно - деятельностные формы обучения; способствуют осознанию обучающимися процесса обучения; развивают познавательную активность; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех студентов, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Специализированные программы позволяют выполнять профессиональные чертежи для деятельности специалистов любой области: техника – землеустроителя (САПР «Полигон»), техника – механика, техника – электрика (САПР KOMPAC 3D), специалиста по садово-парковому и ландшафтному строительству (САПР «Планировщик»).
Поскольку сегодня важное значение придается финансовой грамотности обучающихся, умению планировать свой бюджет, предпринимательскую деятельность, экономить ресурсы, при подготовке специалистов среднего звена в учебный план включено много экономических дисциплин.
При изучении количественных характеристик сложных экономических задач используется метод математического моделирования, который позволяет при заданных ограничениях найти оптимальное решение. К таким задачам относятся задачи об использовании ресурсов, задачи отыскания наиболее дешевого набора из отпущенных исходных материалов, задачи наиболее эффективного использования транспортных средств для перевозки заданного объема продукции.
При этом в качестве инструментария для решения данного класса задач широко используются электронные таблицы. Возможности электронных таблиц выходят за рамки обычных вычислений. С их помощью можно строить компьютерную модель и анализировать данные при помощи компьютерного эксперимента.
Список использованных источников
Павлова, Т.Ю. Вычислительный эксперимент и подготовка научной публикации : учебное пособие / Т.Ю. Павлова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2009. – 84 с.
Костин, В.П. Теория эксперимента : учебное пособие / В.П. Костин ; Оренбургский государственный университет, Кафедра программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2013. – 209 с.
Сигал, И.Х. Введение в прикладное дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы / И.Х. Сигал, А.П. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Физматлит, 2007. – 304 с.
Майстренко, А.В. Информационные технологии поддержки инженерной и научно-образовательной деятельности : учебное пособие / А.В. Майстренко, Н.В. Майстренко, И.В. Дидрих ; Тамбовский государственный технический университет. – Тамбов : Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), 2014. – 81 с. : табл., схем.
Афонин, В.В. Моделирование систем: учебно-практическое пособие / В.В. Афонин, С.А. Федосин. – Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ) : Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 232 с. : ил.,табл., схем.
Турчак, Л.И. Основы численных методов : учебное пособие / Л.И. Турчак, П.В. Плотников. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Физматлит, 2002. – 304 с.
Городняя, Л.В. Основы функционального программирования: курс / Л.В. Городняя ; Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ". – Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2004. – 217 с.
Диков, А.В. Математическое моделирование и численные методы : учебное пособие / А.В. Диков, С.В. Степанова ; ред. Г.В. Сугробов. – Пенза : Пензенский государственный педагогический университет (ПГПУ), 2000. – 162 с.
Михайлов, В.К. Математические модели и их программная реализация функционирования распределённых систем обработки информации (СОИ): магистерская диссертация / В.К. Михайлов. – Новочеркасск : Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова, 2018. – 160 с. : ил., схем.
Информационные технологии : учебно-методическое пособие / Е.З. Власова, Д.А. Гвасалия, С.В. Гончарова, Н.А. Карпова ; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2011. – 251 с. : табл., ил.