Просмотр содержимого документа
«Решение дробных рациональных уравнений (учебные ситуации)»
Власенко С.Ю.
8 класс
Тема: «Решение дробных рациональных уравнений»(учебные ситуации)
1 уч.ситуация: постановка проблемы.
На партах у учащихся лежат карточки:
Работа с классом:
1.Что объединяет все 12 записей? -равенства, содержащие одну переменную, т.е.на листах записаны уравнения. 2. Разделите данные уравнения на 2 группы. -1-ая группа: уравнения под номерами 1,5,6,7,8,9 2-ая группа: уравнения под номерами 2,3,4,10,11,12. 3. Объясните почему вы распределили уравнения по группам? -в 1-ой группе в левой и правой частях уравнения записаны целые выражения, а во 2-ой группе есть переменная и в знаменателе выражений. 4. В 1-ом случае уравнения являются целыми. Мы с ними работали ранее. Во 2-ом случае – дробными рациональными. 5. Что можно сделать с уравнениями? -решить их. 6. Что значит решить уравнение? -найти все его корни или доказать, что корней нет. 7. А на какие группы можно разбить целые уравнения? -на линейные и квадратные. 8. Кто решить линейные уравнения? (1 ученик решает у доски уравнения под №1,№6, остальные в тетрадях). 9. Давайте решим квадратные уравнения. (1 ученик решает №5, второй №9, остальные в тетрадях) 10. Кто скажет сразу корни уравнения №7? - -1 и .
11. как вы так быстро нашли корни? -если а+с=в, то . 12. Давайте решим уравнение №10.
13. Давайте решим уравнение №11. Похоже ли оно на уравнение №10? -есть знаменатель. 14. Значит сначала что сделаем для решения уравнения? -найдем наим.общий знаменатель дробей и обе части умножим на этот знаменатель.
15. Как проверить верно ли найдены корни? -сделать проверку. ребята делают проверку. 16. Что заметили? -второй корень знаменатель обратил в нуль. А на нуль делить нельзя. 17. Этот корень является посторонним. Надо ли во всем уравнении его подставлять? -нет, достаточно проверить знаменатель.
2 уч.ситуация: создание алгоритма.
Еще раз проговорить какие уравнения называются дробными рациональными.
1.Как найти общий знаменатель? -надо разложить на множители знаменатели дробей. 2. Какие способы разложение на множители вы знаете? -вынесение за скобки общего множителя, с помощью формул сокращенного умножения, способ группировки. 3. Решаем уравнение по шагам, обговаривая их.
Далее дети проговаривают алгоритм решения дробных рациональных уравнений: 1)найти наим.общий знаменатель дробей, входящих в уравнение; 2)умножить обе части уравнения на общий знаменатель; 3)решить получившееся целое уравнение; 4)исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
3 уч.ситуация: формирование умения использовать полученный алгоритм.
1)еще раз с классом разобрать решение уравнения. Например: сообщить учащимся, что можно в конце делать проверку или в начале наложить ОДЗ.
2) обговорить решения уравнений под №3, №12 (дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля)
Работа по карточкам:
1 вариант 2 вариант
Кто выполнит раньше, предложить вариант 3 (устно, только дать ответы).