Просмотр содержимого документа
«Решение задач в 3 классе»
Методика формирования вычислительных навыков, решение задач в 3-4 действия, связанные с бытовыми жизненными ситуациями
Шалгина О. А., учитель начальных классов
Начальный курс математики интегрированный – содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Поэтому каждый урок стараюсь построить так, чтобы максимально адекватно подать информацию такого объёма и содержания. Уроки строю на принципах деятельностного подхода к обучению , включая практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм само- и взаимопроверки. Самооценка и взаимооценка осуществляю при помощи знаков — ! (всё выполнено верно), + (есть незначительные ошибки , неточности, но в целом верно), — (много ошибок, материал не понят, нужна помощь).
Каждому учителю хорошо известно, какое большое место в начальном обучении математике занимают текстовые задачи. Особое внимание уделяю чтению и осознанию текста задачи, так как это является одним из самых важных этапов при работе над задачей. Стремлюсь к тому, чтобы дети научились самостоятельно выполнять первичный анализ текста задачи, отделяя известное от неизвестного. Стараюсь учить детей анализировать задачу так, чтобы они умели не только вычленить из задачи числовые данные, но и объяснить, что обозначает каждое из содержащихся в ней чисел в контексте самой задачи, что сказано про то число, которое нужно найти. Обращаю внимание не только на выделение данных и искомого, но и на связи между ними, описанные в тексте задачи.
Довожу до сведения детей, что решить задачу – это значит объяснить, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы после вычислений получить число, которое в ней нужно узнать. Записать решение задачи – значит с помощью цифр и знаков действий, показать, что нужно сделать, чтобы найти неизвестное число, выполнить вычисления и дать ответ на вопрос задачи.
Урок начинаю обязательно с устного счета
Считаю очень важным в обучении решению задач сначала научить хорошо решать простые задачи, а затем переходить к составным. При этом необходимо использовать наглядный материал, игры. Это задачи на нахождение одного из компонентов действия, когда даны другой компонент и результат действия ; задачи на нахождение уменьшаемого по данным вычитаемому и разности; задачи на нахождение неизвестного множителя по данным произведения и другому множителю и другие. Необходимо учить составлять обратные задачи, по рисункам, по опорным схемам, подобные задачи. Постоянно должны звучать вопросы: почему, докажи. Очень важна роль сюжетных задач в деле формирования у детей представлении о величинах, об их измерении, о связи, существующей между такими величинами, как цена, количество и стоимость, масса одного предмета, число предметов и общая масса, скорость, время, расстояние и др. С целью формирования у детей умения анализировать задачи, выделять в ней данные и искомое, те связи между ними, которые отражены в тексте задачи, сознательно подходить к выбору нужного действия, вводятся и так называемые задачи, выраженные в косвенной форме.
Одной из функций составных задач является развитие приобретённых знаний, совершенствование их в процессе применения в изменённых условиях. Решение составных задач играет важнейшую роль в обучении детей тем общим приёмам умственной деятельности, которые необходимы при решении любой задачи: а) анализу предложенной задачи, вычленению известного и неизвестного; б) установлению связи между данными и искомым; в) составлению плана решения; г) переводу зависимости между данными и искомым, выраженной в задаче словесно, на язык математических выражений, равенств, уравнений; д) выполнению соответствующих действий и получению ответа на вопрос задачи; е) проверке решения.