kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Решение задач арифметическим способом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторить общие приемы решения задач различных видов разными способами.   

Задачи урока:

- обучающие: - повторить материал по теме;

                      -развить умение решать задачи различными способами                  -

                      - развивать познавательную активность;

                      - стимулировать мотивацию учащихся.

- развивающие: - развивать инициативу, познавательный  интерес, кругозор  учащихся;

                          - развивать  вычислительные навыки и мыслительную деятельность учеников;

                          -формировать умение решать задачи.  

- воспитательные:  формировать умения применять усвоенные знания по теме в разных ситуациях, продолжить формирование деловитости, внимательности, трудолюбия учеников, способность к самовыражению; умение работать в парах, группе.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач арифметическим способом»

Технологическая карта урока в 5 классе ( ФГОС)

Предмет: математика

Класс: 5

Учитель: Ноговицина Елена Николаевна

Тема урока: Решение задач арифметическим способом

Тип урока: урок обобщения и систематизации материала

Базовый учебник Математика 5 класс Г. К. Муравин, О. В. Муравина.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, телевизор.

Основные понятия, изучаемые на уроке: задача, условие задачи, краткая запись условия, алгоритм решения задачи, решение задачи анализ задачи.

Цель урока: повторить общие приемы решения задач различных видов разными способами.

Задачи урока:

- обучающие: - повторить материал по теме;

-развить умение решать задачи различными способами -

- развивать познавательную активность;

- стимулировать мотивацию учащихся.

- развивающие: - развивать инициативу, познавательный интерес, кругозор учащихся;

- развивать вычислительные навыки и мыслительную деятельность учеников;

-формировать умение решать задачи.

- воспитательные: формировать умения применять усвоенные знания по теме в разных ситуациях, продолжить формирование деловитости, внимательности, трудолюбия учеников, способность к самовыражению; умение работать в парах, группе.


Технология обучения


№ п/п

Этап

УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

ЭОР

Время

1

Организационный

момент


Приветствие, отметить отсутствующих

Проверка готовности к уроку


1 минута

2

Мотивация

Девиз урока:


«Можно считать несчастным тот день, в который ты не усвоил ничего нового»

Ян Амос Коменский



Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: 

самоопределение.

Регулятивные: 

целеполагание.

Коммуникативные: 

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.



Учитель настраивает учащихся на работу.



Слайд 1

1 минута

3

Проверка готовности учащихся к уроку.

Актуализация знаний.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: 

самоопределение.


Устный счет

1) В каждом задании курсивом напечатаны пять слов. Под этим списком должны стоять еще четыре слова, разбитые на две пары. Из этих четырех слов даны только три. Выберите из списка одно слово, которое нужно поставить вместо знака вопроса, чтобы найденное четвертое слово находилось с третьим в таком же отношении, что и первое со вторым.

1) Разность, умножение, произведение, деление, частное.

Уменьшаемое – разность

Делимое - ? (частное)

2) Минуты, секунды, время, стрелки, цифры.

Термометр – температура

Циферблат - ?

3) Шкала, миллиметр, прямая, длина, деления.

Весы – грамм

Линейка- ? (миллиметр)

Самооценка

(выставляют в «Лист самоконтроля»).

Ответы на вопросы учителя.




Работают устно (фронтально)




















Слайд 2, 3













Слайд 4,5
















4 минуты

4

Математическое лото.
























Выход на тему урока «Решение задач арифметическим способом»

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

Организует учебный процесс

И проверяет умения находить увеличение – уменьшение на несколько единиц и в несколько раз больше - меньше.

Учитель читает примеры:

- уменьшить 28 в 4 раза

- 500 увеличить на 13

- 45 увеличить в 2 раза

- 100 уменьшить на 4

- увеличить 31 в 3 раза

- найти сумму 48 и 9

- найти разность 500 и 1

- найти произведение 111 и 5

- найти частное 42 и 3

- увеличить 250 в 4 раза

296

з

513

я

7

г

1000

а

90

б

96

ю

15

а

93

в

150

а

57

и

630

а

499

е

555

к

40

ч

8

д

14

м


Приведите еще примеры из жизни, где нам может понадобиться умение решать задачи.


Учащиеся закрывают полосками бумаги ответы. Из оставшихся незакрытыми букв, складывают слово (на слайде)














Формулируют тему урока

Записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока

Ставят цели общие и частные (каждый для себя). Каждый свою задачу записывает в тетрадь


























Слайд 6


7 минут

5

Решение задач.

1.На движение

Познавательные: повторение изученного материала.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Организует фронтальную работу учеников.

Учитель задает вопросы на характеристику движения, на нахождения одной величины по двум другим.

Вывешивает схему подсказку.

Организует парную работу учеников

Учитель предлагает решить задачу на движение в парах. Составление схемы и решение задачи по действиям и составления выражения.

Два автобуса вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 450 км. Через сколько часов они встретятся, если скорость одного 40 км/ч, а скорость другого на 10 км/ч больше?

После прочтения текста задачи учащимися, задаются следующие вопросы:

К какому типу задач относится данная задача?

О движении, каких предметов идет речь в задаче?

Какие из величин нам известны?

В каком направлении движутся автобусы?

Как найти скорость второго автобуса?

Как находится время движения?

Какая величина является искомой?

Перевод текста на математический язык, установление соотношений между данными и вопросом.

Составляются схемы.


План решения.

Находим скорость второго автобуса.

Находим скорость сближения автобусов.

Находим время, через которое автобусы встретятся.

Решение в тетради учеников должно выглядеть следующим образом:


40 +10 = 50 (км/ч) - скорость второго автобуса.

40 + 50 = 90 (км/ч) - скорость сближения автобусов.

450: 90 = 5 (ч) – время, через которое автобусы встретятся

Ответ: 5 ч.

По окончанию решения задачи делаем проверку и оценку решения задачи, задавая такие вопросы учащимся:

Нельзя ли указать другие способы решения данной задачи?

Что повторили при решении данной задачи?

Почему рассмотренный способ является рациональным?

Ученики отвечают вопросы.

Самопроверка.






Составляют схему, решают задачу.

Пара, выполнившая первой, записывает решение на доске, устно выполняет пояснение.

Учащийся оценивает себя.


5 минут


Решение задач на нахождение общего количества

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.



Организует и парную работу учеников.

Учитель предлагает решить задачу в парах. Составление таблицы и решение задачи по действиям и составления выражения.

Стр.26 №134(учебник математика 5 класс Виленкин)


1 рабочий

2 рабочий

Количество станков



Количество деталей в час



Количество изготовленных деталей




Ученики работают в парах, заполняют таблицу, решают задачу в парах.


5 минут


Решение задач на части

Проводит фронтальный решение задачи на части.

1)Решение задачи из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Работа над текстом задачи.

Вопросы на понимание:

К какому типу относится задача?

О чем говорится в задаче?

В чем выражены данные задачи?

Известно ли общее количество в штуках, в частях?

Как найти общее количество орехов в частях?

Как находится количество одной части, если известно количество нескольких частей?

Какие величины в задаче нужно найти?

Перевод текста на математический язык, установление соотношений между данными и вопросом.



количество


В частях

В штуках

Мальчик

2

?

Девочка

1

?

Всего

?

120 шт


План решения.

1.Сколько всего частей приходится на 120 штук орехов?

2.Сколько штук приходится на 1 часть?

3.Сколько штук орехов собрала девочка?

4.Сколько штук орехов собрал мальчик?

Решение в тетради учеников должно выглядеть следующим образом:


2 + 1 = 3 части приходится на 120 штук орехов

120: 3 = 40 (шт.) количество орехов одной части

1 * 40 = 40 (шт.) собрала девочка

2 * 40 = 80 (шт.) собрал мальчик

Ответ: 80 г, 40 г.

Ответы учащихся и решение задач в тетрадях.

Слайд 7



Слайд 8, 9, 10

5 минут


Решение «Трудных задач»

Организация и контроль

за процессом решения задач.

Самостоятельный поиск решения.

    Задача. В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 6 голов и 20 ног.
 Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?

    Сначала устанавливается понимание учащимися того, о каких животных и птицах идет речь.

    2. Обсуждение способов решения.

    I способ. Метод подбора.

Учащиеся "угадывают", что кроликов 4, а фазанов 2.Проверяем: 1) голов 4+2=6,  2) ног 4*4+2*2=20.

Учащиеся знакомятся с названием метода. Рационально ли это решение? Всегда ли удобен это способ?

II способ.

Принимает участие несколько человек, решение заносится в таблицу:

Количество


Всего

кроликов

фазанов

голов

ног

1

5

6

4+10=14

2

4

6

8+8=16

3

3

6

12+6=16

4

2

6

16+4=20

5

1

6

20+2=22

    Основываемся на том, то в любом случае животных не больше и не меньше, чем число голов, а именно 6. Затем подсчитывается число ног (работа ведется устно).
    Все случаи перебрали! Отсюда и название: "полный перебор"

Решение задачи по действиям.

1)6*2= 12(н.)

2)20-12=8(н.)

3)8:2=4(ф.)

4)6-4=2(к.)

Ответ: 4 фазана, 2 кролика.

Отвечают на вопросы учителя, размышляют, записывают решение задачи в тетрадях.


5 минут


Домашнее задание.

(с применением обучающей структуры «конерс»)


Составьте краткое пожелание Вите Малееву, соседу по парте о том как решать задачи на части


Личностные: саморазвитие, стремление к самовыражению.

Развивающие: развитие самостоятельности мышления, умение критически мыслить.

Регулятивные-самореализация.


Учитель предлагает учащимся выбрать и решить задачу по одной из четырёх предложенных тем.

Выбирают тему, для самостоятельного решения задачи по четырем предложенным темам.

Решают выбранную задачу дома.

Составляют алгоритм решения задачи на части.


7 минут

7

Итоги урока

Регулятивные: 

оценивание собственной деятельности на уроке.

Личностные:

чувство собственного достоинства.

Направляет деятельность учеников по самооцениванию работы на уроке. Подводит общий

итог, оглашает свои оценки активно работавшим ученикам.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке, выставляют оценку в «Лист самоконтроля».


1 минута

14

Окончание урока. Рефлексия


Ребята, какую цель мы

ставили на уроке? Достигли ли мы цели урока?

Благодарит учащихся за урок.

Ученики приводят в порядок рабочее место, сдают «Листы самоконтроля» на стол учителя.

Прощаются с учителем.


1 минута



Приложение 1. Лист самоконтроля


Фамилия имя ученика

класс

дата

Самооценка за устную работу.

Самооценка за математическое лото

Самооценка за решение задачи на движение

Самооценка за решение задачи на нахождения общего количества

Самооценка за решение задачи на

части

Самооценка за решение «трудной» задачи

Общий балл
















Приложение 2. Математическое лото


296

з

513

я

7

г

1000

а

90

б

96

ю

15

а

93

в

150

а

57

и

630

а

499

е

555

к

40

ч

8

д

14

м








Приложение 3.




1 рабочий

2 рабочий

Вместе

Количество станков




Количество деталей в час




Количество изготовленных деталей


















Приложение 4




количество


В частях

В штуках

Мальчик

2

?

Девочка

1

?

Всего

?

120 шт
















Приложение 5


Количество

Всего

фазанов

голов

ног

5

6

4+10=14

4

6

8+8=16

3

6

12+6=16

2

6

16+4=20

1

6

20+2=22
























Приложение 6


Задача на движение:

От станции одновременно в противоположных направлениях отошли два поезда со скоростями 80км/ч и 85 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов?


Задача на нахождение общего количества:

В летний лагерь приехало 600 детей. Их разместили в 40 маленьких палатках по 3 человека, и в нескольких больших палатках по 6 человек в каждой. Сколько больших палаток заняли дети?


Задача на части:

Для приготовления раствора берут на две части цемента 5 частей песка. Сколько надо взять цемента и песка в отдельности, если масса раствора 56 кг?


«Трудная» задача:

В теплом хлеве у бабуси

Жили кролики и гуси.

Бабка старою была –

Счет животным так вела:

Выйдет утром на порог,

Сосчитает 300 ног;

Ф потом без лишних слов

Насчитает 100 голов

И с спокойною душой

Идет снова на покой.

Кто ответит поскорей,

Сколько было там гусей?

Кто узнает из ребят,

Сколько было там крольчат?



Задачи на движение


Задачи на нахождение общего количества


Задачи на части


«Трудные» задачи


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение задач арифметическим способом

Автор: Ноговицина Елена Николаевна

Дата: 06.11.2018

Номер свидетельства: 483763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "урок по математике "Решение задач арифметическим способом""
    ["seo_title"] => string(66) "urok_po_matiematikie_rieshieniie_zadach_arifmietichieskim_sposobom"
    ["file_id"] => string(6) "354976"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478176845"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по математике "Решение задач арифметическим и алгебраическим путем". "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-arifmietichieskim-i-alghiebraichieskim-putiem"
    ["file_id"] => string(6) "125776"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415042688"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Решение задач  алгебраическим способом"
    ["seo_title"] => string(43) "rieshieniiezadachalghiebraichieskimsposobom"
    ["file_id"] => string(6) "285863"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454253450"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Решение текстовых задач арифметическим способом (урок систематизации и обобщения знаний и умений) "
    ["seo_title"] => string(113) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-arifmietichieskim-sposobom-urok-sistiematizatsii-i-obobshchieniia-znanii-i-umienii"
    ["file_id"] => string(6) "190469"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427182457"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НЕСКОЛЬКИМИ СПОСОБАМИ"
    ["seo_title"] => string(41) "rieshieniie-zadach-nieskol-kimi-sposobami"
    ["file_id"] => string(6) "290610"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455002278"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства