kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из первоочередных задач школьного предмета математики является необходимость научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, развить их творческие способности, для чего нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами этой деятельности. Для этого нужно выработать у учащихся мотивы и цели учебной деятельности (зачем учиться математике), обучить способам её осуществления и регулирования (как учиться).План урока в 5 классе по теме "Единицы измерения площадей" построен с включением элементов исследования, что способствует развитие творческой деятельности на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики» »







«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики»

(из опыта работы учителя математики Колохматовой О.В.)























ВВЕДЕНИЕ

Одной из первоочередных задач школьного предмета математики является необходимость научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, развить их творческие способности, для чего нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами этой деятельности.

Для этого нужно выработать у учащихся мотивы и цели учебной деятельности (зачем учиться математике), обучить способам её осуществления и регулирования (как учиться).

Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности», требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.

Структура урока по предмету, направленного на развитие творческих способностей, может включать в себя четыре последовательных этапа:

  1. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, ограничивается время на ответ, что придаёт дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

  2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения).

  3. Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.

  4. Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации в целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно изменённых условиях.




ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой развитию творческого потенциала личности, позволяет выделить некоторые рекомендации педагогам для стимулирования творческого мышления детей:

  • Предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения

  • Воздерживаться от оценок

  • Учить детей замечать противоречия

  • Помогать детям видеть аналогии (соотношения)

  • Настраивать детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации

  • Преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь

  • Доверяться догадке, интуиции

  • Рассматривать объект с нескольких точек зрения, т.е. создавать условия для «умственной разминки»

  • Убедить учащихся, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок

  • Воспринимать новшества и изменения, не противиться им

  • Показать, что порой в выводах возможны неопределённости и неясности

  • Развивать потребности в учении и самообразовании.

Эти рекомендации можно обозначить как педагогическую стратегию в процессе стимулирования творческой деятельности учащихся. Для её реализации в учебно-воспитательном процессе учителю необходимо познакомиться с тактикой, технологией, т.е. с конкретными творческими упражнениями. Поставив перед собой педагогическую задачу создать условия для проявления творческих способностей обучающихся, учитель должен выбрать такую программу действий, которая бы включала активизацию основных компонентов творчества: эмоций, воображения, образного мышления.




В качестве примера практического применения развивающего обучения на уроках предлагается урок математики в 5 классе по теме «Единицы измерения площадей»



ПЛАН УРОКА


Тема: Единицы измерения площадей


Цели: закрепление навыка определения соотношения между единицами измерения площадей; расширение знаний учащихся по теме «Формулы».

Развитие мышления учащихся, их речи и кругозора, привитие интереса к предмету. Воспитание чувства патриотизма, ответственности.


Оборудование: таблицы, сетка кроссчайнворда, маркеры для заполнения кроссворда, карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки для проверки ЗУН учащихся, рулетка.


Ход урока:


  1. Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.


  1. Устные упражнения (разминка):

а) тест


1. Для каждого произведения укажите соответствующую запись в виде степени:

6·6·6·6·6 а. 66 б. 63 в. 65

3·3·3·3·3 а. 36 б. 33 в. 35

5·5·5 а. 53 б. 35 в. 55

2. Укажите верное равенство:

А. 53=145 Б. 53=15 В. 53=125 Г. 53=243

3. Сравните числа

А. 323 Б.3223 В. 32=23 Г. Сравнить нельзя

4. Какой цифрой оканчивается квадрат числа 3278 ?


б) задача «Мальвина».


Домик Мальвины, имеющий в плане форму квадрата со стороной 10 м, расположен в саду прямоугольной формы длиной 50 м и шириной 40 м. Найдите площадь, занимаемую домиком. Какова площадь сада? Определите длину изгороди вокруг сада.



3. Повторение изученного:


- единицы измерения площадей, соотношение между ними

- практическое применение изучаемого материала

- межпредметные связи

4. Закрепление изученного материала:


- самостоятельное решение № 756бв, 755


- у доски—работа по карточкам ( выбирают вызванные к доске учащиеся):


Карточка 1. Найдите периметр квадрата, если его площадь равна 25 м2.

Карточка 2. Длина прямоугольного участка земли равна 200 метрам, а его ширина в 2 раза меньше длины. Найдите площадь участка и выразите ответ в гектарах.

Карточка3. Площадь огорода прямоугольной формы равна 20 соткам, а его длина 50 м. Найдите ширину огорода.

Карточка 4. Половина огорода прямоугольной формы длиной 100м и шириной 40 м занята под картофель. Сколько соток занято под картофель?


5. Кроссворд-физминутка.


Первая часть кроссворда построена по принципу чайнворда (слова вписываются по направлениям, указанным стрелками, причём последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего слова):


  • Знак вычитания

  • Действие, при помощи которого находят сумму

  • Наименьшее натуральное число

  • Единица площади (то же, что и сотка)

  • Уравнение—это …………., содержащее букву,
    значение которой надо найти


По горизонтали: По вертикали:

1. Помещение в доме, где готовят пищу 1. Равенство, имеющее корень

2. Что появилось на листе бумаги после 2. Правило, записанное при

того, как Буратино вынул нос помощи букв

из чернильницы?


Разгадав кроссворд, составьте из букв в закрашенных клетках КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: название одного из регионов Российской Федерации.







  1. Проблемная задача: Сколько гектаров в 1 км2 ?


7. Используя найденное соотношение, решить задачи (НРК):


- Площадь территории Хакасии около 62000 км2. Выразите эту площадь в гектарах.

- Площадь Алтайского района около 670200 га. Выразите эту площадь в квадратных километрах.

- Площадь школьной территории 1 га 47 а. Найдите площадь школьной территории в арах и квадратных метрах.

8. Практическая работа: двое учащихся с помощью рулетки измеряют длину и ширину крышки ученического стола. Остальные записывают результаты измерений и вычисляют площадь крышки стола в квадратных дециметрах.


9. Домашнее задание:

1) Измерив длину и ширину своей комнаты, найти её площадь и периметр.

2) Решить № 779, 781а.



10. Самостоятельная работа по карточкам с печатной основой.



Фамилия_____________

Класс 5 « »

Вариант 1


  1. Найдите площадь S прямоугольника ABCD, если АВ=30 см, ВС=15 см.

Решение:_____________________________________________________

Ответ:______________________________________________________


  1. Найдите периметр Р прямоугольника ABCD со сторонами a и b, если a = 11 см, b = 19 см.

Решение:_____________________________________________________

Ответ:______________________________________________________


  1. Найдите путь S, если v = 12 км/ч, t = 5 ч.

Решение:_____________________________________________________

Ответ:______________________________________________________


  1. Используя свойства сложения и умножения, вычислите:

а) 34 + 91 + 66 =

б) 5 · 43 · 2 =






Фамилия_____________

Класс 5 « »

Вариант 2


  1. Найдите площадь S прямоугольника ABCD, если АВ=20 см, ВС=18 см.

Решение:_____________________________________________________

Ответ:______________________________________________________


  1. Найдите периметр Р прямоугольника ABCD со сторонами a и b, если a = 18 см, b = 12 см.

Решение:_____________________________________________________

Ответ:______________________________________________________


  1. Найдите путь S, если v = 16 км/ч, t = 5 ч.

Решение:_____________________________________________________

Ответ:______________________________________________________


  1. Используя свойства сложения и умножения, вычислите:

а) 41 + 76 + 59 =

б) 2 · 47 · 5 =


Для выполнивших задания раньше других дополнительное задание (выполняется на обороте выданных карточек):

тест


  1. Для каждого произведения укажите соответствующую запись в виде степени:

8·8·8·8 а. 88 б. 84

4·4·4·4·4·4·4·4 а. 48 б. 44

2·2·2 а. 22 б. 32 в. 23

  1. Укажите верное равенство:

А. 25 = 10 Б. 25 = 25 В. 25 = 16 25 = 32

  1. Сравните числа 24 и 42:

А. 242 Б. 2442 В. 24 = 42 Г. Сравнить нельзя

  1. Какой цифрой оканчивается куб числа 1264 ?

11. Подведение итогов урока.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики»

Автор: Колохматова Ольга Владимировна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "развитие творческого потенциала на уроке математики "
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "167119"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423052466"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "" Развитие творческих способностей на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(60) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "196870"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428134937"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики ( из опыта работы )"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_uchashchikhsia_na_urokakh_matiematiki_iz_o"
    ["file_id"] => string(6) "409173"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492155197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103299"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402577526"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся  на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "140168"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417886831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства