Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков по курсу "Математические представления"»
Числа первого десятка.
Цель: обобщение математических знаний и умений по пройденному материалу в рамках темы «Счетные операции в пределах 10».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– формировать умение соотносить число и цифру;
– упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10, опираясь на числовой ряд.
Коррекционно-развивающие:
– развивать мыслительные операции, мышление и диалогическую речь;
– развивать общую моторику через проведение физ. паузы, гимнастики для пальчиков, глаз;
– развивать зрительное восприятие, ориентирование на горизонтальной плоскости.
Коррекционно-воспитательные:
– повышать познавательную активность , стимулируя интерес к учебной деятельности на уроках математики;
– воспитывать умение адекватного поведения в конкретной ситуации.
Материал и оборудование: Демонстрационный материал – яблоня с 10 яблоками, игрушка пес Барбос, числовой ряд 1-10, бубен, изображения цифр от 1 до 10.
Ход урока:
Орг. момент.
- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Установление даты, времени года, времени суток.
Учитель: – Ребята, к какому уроку приготовились? – Чем занимаемся на уроке? – Который по счёту урок? – Какой день недели сегодня? – Какое время года?
Создание эмоционального настроения.
– К нам в гости пришёл пёс Барбос (игрушка). Он хочет посмотреть, как вы работаете на уроке. Будьте все внимательны, а ещё старательны.
Подготовка к предстоящей работе. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке ты покажешь, чему научился на уроках математики. Как ты умеешь считать, писать, решать.
Гимнастика для глаз.
-Подготовим глазки к работе. Посмотрел вверх, вниз, вправо, влево. Сколько глаз у Андрея? Сколько ушек ? Сколько носиков ?
Всесторонняя проверка знаний.
- Устный счёт. Считаем прямым счетом хором вместе с Барбосом 1-10, а теперь считаем обратно: 10 – 1.
Гимнастика для пальчиков.
- Подготовим пальчики к работе.
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья.
Решение задачи
На доске выставляется наглядный материал.
-Предлагаю тебе решить задачу. На яблоне растут 6 яблок. Подул сильный ветер и 2 яблока упало. Сколько яблок осталось на яблоне?
Разбор задачи.
Профилактическая вставка
-Скажит зачем нам нужен светофор?
Разноцветных три кружочка:
Красный светит – подожди,
И на желтый – стой, дружочек,
На зеленый свет – иди!
Светофор даёт советы,
Как дорогу перейти.
Пешеходу в деле этом
Лучше друга не найти!
-Для чего нам нужен светофор на улице? (он управляет движением пешеходов и транспорта, чтобы е было аварий на улице и все двигались по правилам).
-А на какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (зеленый). Что нужно делать, если на светофоре горит желтый свет? Красный свет?
-Светофор нужен для порядка на дорогах, чтобы люди и машины соблюдали правила дорожного движения.
Арифметический диктант. (Числовой ряд 1-10)
Звучат удары в бубен.
-Сколько ты слышал ударов, покажи это число на числовом ряду.
Д/и «Число убежало».
-Вставь пропущенное число ( в тетради прописано): 1…3..6, …10)
Физкультминутка.
-Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ручками похлопали 1,2,3,
Ножками потопали 1,2,3.
Солнце светит ярко нам,
1,2,3 – все по домам.
Глазки закрываем,
Дружно мы до 3 считаем.
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
Д/и: «Найди соседей числа»:
-Выдаю карточки с изображением цифр 1-10. Отмечает правильность построения числового ряда.
-Предлагаю назвать соседей чисел от 1-10.
На доске записаны выражения: 2+5, 8-3, 3+3, 2+2, 5-4, 6-2.
Решение примеров с помощью числового ряда у доски.
Подведение итогов урока. Релаксация.
– Интересно было на уроке?
– Что понравилось тебе?
– Покажи, какое настроение у тебя? (тучка-солнышко)
Барбосу тоже понравилось у вас на уроке. Он увидел, как ты умеешь считать, решать задачи, отвечать на вопросы.
Хорошо работал на уроке! Спасибо за урок!
Сравнение чисел.
Цели: продолжать знакомство учащихся с записью чисел от 1 до 10, развивать умение сравнивать именованные числа, решать задачи изученных видов, навыки счёта, измерительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок Начинается урок Очень любим мы учиться Очень любим мы трудиться Проверь, все ли готово к уроку? Возьми в правую руку карандаш, а в левую линейку. Покажи. 2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока. -Сегодня на уроке математики тебя ожидают интересные приключения. Мы отправимся с тобой в лес. Да и лес, в который мы попадем необычный – математический. Путешествуя по нему, мы вспомним счет до 10, будем сравнивать числа, покажете, как вы умеете решать задачи, примеры на сложение и вычитание, чертить отрезки.
3.Устный счет.
1)«Цепочка».1,2,3,4,5.6,7,8…
-Возьмем с собой корзину. На дне корзины письмо. Зачитываю письмо от Хрюши.
( Я из передачи « Спокойной ночи, малыши». Помоги мне собрать желуди к зиме. Спасибо!) -Как ты думаешь, кто это? ( Проблемная ситуация) -Это Хрюша. -Почему ты так решил? Поросята очень любят желуди. У какого дерева нам надо их искать? -У дуба. Чтобы попасть в дубовую рощу надо посчитать, сколько там растет дубов? 3.Работа с раздаточным материалом.
« Приготовь угощения».
-Выложи на верхней полоске четыре конфеты.
-Сколько конфет? (4)
Выложи столько же печенья на второй полоске.
-Сколько выложил печенья? (4)
-Что можно сказать о количестве конфет и печенья? (Поровну конфет и печенья)
-Добавим еще одну конфету.
-Сколько стало конфет? (5)
-Сколько печенья? (4)
-Какое число больше 4 или 5?
-Какое число меньше 4 или 5?
-Как сделать, чтобы печенья стало 5?
(К 4 печеньям добавили еще одно печенье, стало 5)
-Сколько конфет? Сколько печенья?
-Печенья и конфет поровну.
4. «Найди такую варежку»
-На столе лежат варежки с разным рисунком.
-Найди одинаковую варежку.
(находит 4 пары варежек)
5. Физкультминутка «Колобок»
Звучит музыка дети выполняют движения.
6. «Определи время суток на фотографии»
Сначала по волшебным часам повторим части суток. Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь.
Покажи ночь на фотографиях.
-Что делает медведь на этой фотографии?
Покажите утро на фотографиях.
-Что делает медведь на фотографии?
-Найдите день на фотографиях?
-Что делает медведь на фото?
-Где изображен вечер?
-Что делает медведь вечером?
7. «Найди предмет похожей формы».
-Разложи предметы похожие на круг в круг. А предметы похожие на квадрат в квадрат.
На двух столиках лежит круг и квадрат.
-Назови фигуры. (круг и квадрат)
8. Рефлексия.
-Кто к нам сегодня приходил?
-Что тебе понравилось выполнять?
Взаимное положение линий на плоскости.
Цель: сформировать представление о взаимном расположении на плоскости прямых и отрезков
Задачи:
1) актуализация знаний о разных видах линий; наблюдение над взаимным положением прямых линий, отрезков на плоскости, точкой их пересечения;
2) коррекция развитие мелкой моторики посредством упражнений в черчении линий.
Ход урока
1.Мотивация познавательной деятельности
-Соприкасаемся пальчиками учителем и говорим:
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
2. Актуализация знаний. Устный счет
Задачи – шутки.
1). В класс вошла Маринка,
А за ней - Аринка,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
2). Под кустами у реки,
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?
3). Бабушка Надя в деревне живет,
Животных имеет, а счет не ведет.
Я буду, ребята, их называть,
А вы постарайтесь быстрей сосчитать.
Корова, теленок, 2 сереньких гуся,
Овца, поросенок и кошка Маруся.
Сколько всего животных у бабушки Нади?
2.Повторение нумерации в пределах 10.ж
- Поставь числа в порядке возрастания: 4, 1, 9, 6, 2, 5, 8.
- А теперь поставь числа в порядке убывания: 10, 5, 8, 2, 4, 6,0.
3. Физкульминутка («Топнем ножкой»)
4. Изучение нового материала.
Наблюдение над взаимным положением отрезков и прямых на плоскости.
1)Объявление темы урока
- Слова «отрезок» и «прямая» возникли на уроке не случайно.
- Давай вспомним, что такое «отрезок». А что такое «прямая»?
- Какие линии представлены на рисунке? (Рисунок на доске)
- Тема нашего урока «Взаимное положение на плоскости».
- Сегоднямы будем учиться определять, как могут быть расположены друг к другу прямые и отрезки.
2)Наблюдение над взаимным положением фигур на плоскости.
Работа с рисунком (на доске)
- Покажи отрезок.
- Покажи точки.
- Какая из точек находится на отрезке?
- Какая из точек находится вне отрезка?
- Как называются такие отрезки? (Непересекающиеся )
5.Работа в тетради.
Реши примеры:
(РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ С ПОМОЩЬЮ СЧЁТНЫХ ПАЛОЧЕК)
1+1 7-7 0+7
2+2 9+1 7-7
6-2 10-5 3+4
Итог урока. Рефлексия
- Какие отрезки и прямые называются пересекающимися?
- Какое задание для тебя сегодня было самым сложным?
Четные и нечетные числа.
Цель:дать понятие «четные» и «нечетные» числа.
Задачи:
- формировать умение выделять в числовом ряду четные и нечетные числа, выполнять вычислительные операции с четными и нечетными числами;
- корригировать и развивать мыслительные операции через выполнение упражнений;
-воспитывать интерес к изучению математики.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с числами,
Оборудование: сказочный герой «Незнайка», цветы, корзина, карточки «четные числа», «нечетные числа», домики с числами от 1 до 10.
Ход урока
1. Организационный момент.
К тебе сегодня на урок пришёл Незнайка. Почему его так зовут? Давай его научим всему тому, что умеешь сам. Мы вместе с Незнайкой отправляемся в путешествие в Солнечный город. По пути мы будем останавливаться на станциях и выполнять разные задания. Итак, в путь.
2. Сообщение темы и целей урока
- Тема нашего урока «Четные и нечетные числа».
- На уроке закрепим, какие числа называются четными, а какие – нечетными. Повторим сравнение однозначных чисел.
-Станция «Посчитай – ка».
Устный счет.
а) Называем числа, которые я показываю по таблице .
б) На нашем пути встретилась цветочная полянка. Давайте соберём цветы в корзину. Нужно брать только те цветочки, на которых ответ будет равен 8.
3+2 4+4 10-2 1+3 6+2 8+2
Станция «Пиши красиво».
Минутка чистописания.
-Пальчиковая гимнастика.
- Отгадайте загадку и скажите, какую цифру мы будем сегодня писать.
- Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру... (Пять)
5. Станция «Сравни-ка». Актуализация опорных знаний.
- Сравнение однозначных чисел.
- Поставь знак «» или «=». Самостоятельная работа в тетради.
2 и 1 6 и 7 9 и 9
8 и 4 5 и 5 2 и 8
9 и 9 0 и 6 5 и 4
6. Станция «Отдыхай-ка».
Физкультминутка. Показ рисунка.
Приседаем столько раз
Сколько ягодок у нас. (7)
Сколько видите цветков
Столько делаем прыжков. (4)
Наклонились столько раз
Сколько шариков у нас. (9)
Задача.
- Незнайка купил вам в магазине кое-что - подкрепиться. Но сколько стоит покупка не знает. Давайте посчитаем. Решение задачи в тетради.
Мо локо - 8 руб. ?
Шоколад - 10 руб.
7. Станция«Закрепляй-ка».
Изучение нового материала:
а) объяснение учителя
Изучение нового материала:
а) Закрепление изученного.
Вспомним, какие числа мы называем чётными, а какие – нечётными.
Каждое чётное число оканчивается цифрой 2, 4, 6, 8, 0.
Каждое нечётное число оканчивается цифрой 1, 3, 5, 7, 9.
б) Один ученик у доски, остальные работают на местах.
Задание 1. Продолжи цепочку: 2, 4, 6,..
2.Обведите все чётные числа в кружок, а все нечётные числа подчеркните:
7, 6, 1, 9, 4, 10, 8, 2, 3, 10, 5.
8. Солнечный город.
-Вот мы и прибыли в Солнечный город. Сейчас я тебе расскажу одну удивительную историю.
Однажды в Солнечном городе произошла удивительная история. Числа, которые жили в этом городе, были очень дружные. Они часто ходили в гости друг к другу, собирались вместе и придумывали различные игры. Один раз они решили поиграть в игру «Прятки», но в итоге все числа переругались и перепутались.
Давайте наведём порядок- чётные числа к чётным, нечётные к нечётным.
- Улица, на которой живут числа 2,4,6,8,10 называться – ЧЁТНАЯ, а
числа называются чётными.
-Улица, на которой живут числа1,3,5,7,9 стала называться–НЕЧЁТНАЯ ,
а числа - нечётными .
9. Итог урока.
- Какой сказочный герой пришел к нам на урок?
- Как называлась тема урока?
- Какие числа называются четными?
- Какие числа называются нечетными?
10.Рефлексия.
Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10.
Цель урока: создать условия для обобщения и закрепления изученного материала. Задачи урока.
Образовательная: закрепить у учащихся вычислительные навыки, основанные на знании состава числа в пределах 10; отрабатывать ранее изученные приемы сложения и вычитания, закреплять умение решать примеры и задачи.
Коррекционно – развивающая: способствовать развитию навыков счёта, внимания, наблюдательности, мыслительных операций анализа и сравнения, прививать детям аккуратность, совершенствование зрительной памяти, формирование навыков восприятия, ориентировка в микро и макропространстве, учить выделять главное, существенное, выполнение двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, потребность в знаниях, воспитывать интерес к урокам математики и математике как науке, коллективизм и умение оценивать свою и чужую работу.
Оборудование: Мультимедийная система. вееры с цифрами, смайлики ,счётные палочки, карточки с примерами.
Ход урока.
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Приветствует ученика, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
-Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас – Математика сейчас.
-Посмотри на меня, подари мне красивую улыбку. Настройся на плодотворный урок.
II.Актуализация знаний. Устный счёт.
-Отгадайте загадку и по отгадке узнаете, кто у нас ещё будет в гостях.
«Зелёные глаза -
Всем мышам гроза»
-Правильно, это котик, он пришёл к тебе в гости и принес для нас задания, чтобы выполнить его задания, ты должен быть внимательным, сосредоточенным, смекалистым.
-Давай покажем ему, как правильно сидеть за партой, отвечать на вопросы учителя.
-Котика поставим на полочку, он внимательно будет за тобой наблюдать.
-Ну, а теперь вперёд за дело.
Математика нас ждёт.
Начинаем устный счёт.
1.Дидактическая игра с мягкими игрушками «Кто первый, последний, кто сидит между….»
- Котик пригласил с собой своих друзей, посмотрите на стол, и назовите, кого он с собой привел?
-Называем слева направо: мишка, зайка, мышка, обезьянка, бычок.
-Посчитаем, все вместе, сколько всего лесных жителей.
-Кто сидит первым?
- Кто сидит последним?
-Кто идёт по счёту третьим?
Кто сидит после первого?
Кто сидит перед четвёртым?
-Кто находится между третьим и пятым?
-Лесные зверята уходят от нас, а мы продолжаем устный счёт дальше.
2. Дидактическая игра «Ромашка», состав числа 10.
-Следующее задание будет с цифровым цветочком.
- Котик принес с собой вот такой цифровой цветочек (показ).
-Отрывай листочек и вспоминай, сколько нужно прибавить к вашему числу, чтобы получилось 10. 10 это?
-Вспомни, как называются числа при сложении?
-Ты отрываешь первое слагаемое, надо подобрать второе слагаемое.
3. Примеры на «паровозике».
-А это задание у нас будет на паровозиках.
-Наш котик приехал на паровозике.
-Решаем пример, ответ показываем цифровым веером.
-Посмотри, внимательно на вагончики. Из каких геометрических фигур они состоят, кто назовет?
-А какого они цвета?
III. Физ.минутка для глаз.
IV. Самоопределение к деятельности.
- Котик для вас приготовил тему для повторения.
-Будь внимателен и ты догадаешься, какую тему мы будем повторять.
-Положи 3 матрешки, добавь 7 матрёшек.
-Сколько матрёшек получилось?
-Убери матрёшки.
-Поставь 10 матрёшек, убери 6 матрёшек.
-Сколько матрёшек осталось?
-Поставь 8 матрёшек, убери 4.
-Сколько матрёшек осталось?
Ты догадался, какую тему, мы будем повторять? (Будем прибавлять и вычитать до 10)
-Правильно, мы сегодня закрепим и обобщим вычислительные навыки в пределах 10.
-Какую цель, мы поставим на наш урок?
- Закрепить навыки счёта в пределах 10.
-Для чего нам это надо? (Чтобы уметь быстро и правильно решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10).
V. Минутка чистописания.
-Сделай гимнастику для пальчиков массажным мячиком, приготовим их к письму.
2.Правило посадки во время письма.
– Проверь посадку, правила обращения с ручкой.
3.Работа в тетради.
-Скажите, какое сегодня число?
-Какой день недели?
-Время суток?
-Время года?
-Выбира из шкатулки цифру и красиво ее прописывай.
-Самую, лучшую всего написанную цифру, которая, у вас получилась, обведите в кружочек.
4.Дидактическая игра «Восстанови последовательность».
VI.Закрепление знаний и способов деятельности.
-Приготовь цветные карандаши.
-Посмотри, котёнок привёл к нам ещё одного своего друга «Ёжика».
- Ёжик для тебя приготовил задачу.
«Гуляя по лесу он собрал 6 красных яблока и 4 жёлтых яблока. Сколько всего яблок собрал ёжик?»
-Это задача? (да)
-Докажите (есть условие, вопрос).
-О чём говорится в задаче?
-Какие цветом яблоки собирал ёжик.
-Сколько он собрал яблок зелёного цвета? Красного?
-Какой вопрос задачи?
-Запишите задача №1.
-Возьмите красный карандаш и зелёный.
-Нарисуйте 6 красных кружочка в каждую клетку.
-На этой же строчке, клетку пропустите, нарисуйте 4 жёлтых кружочка.
-Как, мы покажем, вопрос задачи, что нам надо найти.
-Правильно внизу, под кружочками проведем простым карандашом дугу и поставим посередине знак?
-Можем, мы ответить на вопрос задачи?
-Каким действием будем решать задачу: сложением или вычитанием?
-Какое решение запишем?
- 6+4=10 , записали решение в тетрадь.
-Какой ответ запишем? (10 яблок всего).
-Молодец , ты отлично справился с задачей, скажи, трудно тебе было ее решать?
- Котик даёт тебе поощрительный приз за хорошую работу у доски.
VII.Подвижная физминутка.
VIII. Продолжение работы по закреплению знаний и способов деятельности.
- Он приготовил нам ещё задания на карточках.
-Закрой тетради, положи перед собой карточки.
-Посмотрите на примеры.
-Всё понятно?
XI. Рефлексия. Итог.
- У тебя на партах лежат смайлики.
-Дорисуй их.
-Если тебе комфортно было на уроке и не сложно работать, то нарисуйте улыбающегося смайлика.
-Если ты считаешь, что мог работать лучше, нарисуй не улыбающегося смайлика.
-Если ты испытывал трудности, и тебе было не комфортно работать на уроке, то нарисуй грустного смайлика.
-Подними смайлики вверх и покажи котику, как тебе работалось на уроке.
--Достигли мы нашу цель урока?
-Получилось нам закрепить навык счёта в пределах 10?
-Какой вид работы вам понравился больше всего?
-Над чем следует поработать?
- Котик хочет наградить тебя, так как ты был активным на этом уроке.