Урок направлен на создание условий, которые способствуют знакомству обучающихся с понятием стандартного вида числа и развитию навыков решения задач с числами, записанными в стандартном виде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока алгебры "Стандартный вид числа"»
Учитель: Булавина Олеся Анатольевна, учитель математики и информатики Муниципального общеобразовательного учреждения «Щетиновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Разработка урока, посвященного 55-летию первого полета человека в космос
Тип урока: урок изучения нового материала и получения новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
Создание условий, которые способствуют знакомству обучающихся с основными данными астрономии, что в свою очередь воспитывает чувство гордости за свою страну, воспитывает чувство патриотизма.
Овладение обучающимися понятием стандартного вида числа и развитие навыков решения задач с числами, записанными в стандартном виде.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Познакомить обучающихся с определением стандартного вида числа и объяснить, почему необходимо записывать числа в стандартном виде.
Научить представлять любое число в стандартном виде.
Закрепить полученные знания в ходе выполнения упражнений.
МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративный
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
В науке и технике встречаются как очень большие, так и очень маленькие числа. Например, большим числом выражается объем Земли в кубических километрах, а маленьким – диаметр молекулы воды в метрах.
В таком виде большие и малые числа неудобно читать и записывать, неудобно выполнять над ними какие-либо действия.
Сегодня мы познакомимся с понятием стандартный вид числа и узнаем, почему принято записывать большие и маленькие числа именно в таком виде.
Назовите, что общего в записи чисел, выражающих расстояние от планеты до Солнца.
Запись числа в виде а·10n, 1≤а
Число п – называется порядком числа.
Например:
Объем Земли V = 1 083 000 000 000 км3 = 1,083·1012 км3
Диаметр молекулы воды d(H2O) = 0,000 000 003 м = 3·10-8 м
Алгоритм записи числа в стандартном виде:
Поставить в данном числе р запятую так, чтобы в целой части оказалась одна, отличная от нуля, цифра
Подсчитать количество цифр, на которое сместилась запятая (число п – порядок числа а)
Умножить полученное число а на 10п , р = а·10п, 1≤ап – целое
Давайте запишем в стандартном виде те числа, которые получились в устной работе
50 кг = 50 000 г = 5·104 г
150 т = 150 000 кг = 1,5·105 кг
150 т = 150 000 000 г = 1,5·108 г
Если из большего числа получаем меньшее, то п0
Если из меньшего числа получаем большее, то п
130 см = 1,3 м = 1,3·101 м
2 м = 2 000 мм = 2·103 мм
15 г = 0,015 кг = 1,5 ·10-2 кг
Назовите порядок каждого числа
3. Закрепление материала
Представьте указанные данные в стандартном виде. Отметьте в таблице ответы и буквы, им соответствующие.
- среднее расстояние от Меркурия до Земли составляет 58 млн км
- Диаметр Меркурия равен 4878 км
- Площадь поверхности всего земного шара составляет 510 065 600 км2
-Площадь суши – 148 940 тыс. кв. км, что составляет 29,2% от общей площади поверхности Земли
- Площадь водной поверхности – 361 132 тыс. кв. км, что составляет 70,8% от общей поверхности земного шара
- Самое интересное насекомое – пчела. Для сбора 1 кг меда одной пчеле нужно посетить 19 000 000 цветов
- Расстояние от Солнца до Земли 150 млн км
а
а
г
г
и
н
р
4,878·103 км
1,4894·108 км2
5,8·107 км
5,10065·108 км2
1,9·107 шт.
1,5·108 км
3,61132·108 км
Итак, получилась фамилия Гагарин. 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Алексеевич Гагарин первым полетел в космос и открыл эру космонавтики. Давайте послушаем доклад о Ю.А. Гагарине.
Представьте в стандартном виде:
Первая женщина космонавт Валентина Терешкова провела в космосе 4 дня и за это время сделала 8 витков вокруг Земли, пролетев расстояние в 1971 мл. м. (переведите в километры)
Расстояние от Земли до ее естественного спутника Луны равно 384 400 км. (переведите в метры)
В аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 мин (переведите в минуты)
Длина траектории составила 41 тыс. км (переедите в метры)
6 августа 1961 года на борту корабля «Восток – 2» летчик космонавт майор Герман Степанович Титов в течение 25 часов 11 минут полета произвел более 17 витков вокруг Земли, а в общей сложности «маршрут» второго космонавта составил 703 173 км (переведите в метры)
Выполнение упражнений по теме
№954 (устно), 955, 956, 958
Подведение итогов
Вот и подошел к концу наш урок. Я прошу вас вспомнить:
О чем мы сегодня вели речь на уроке?
Какую запись числа называют его стандартным видом?
Что такое порядок числа?
Каким бывает порядок числа? Что можно сказать о числе с отрицательным порядком? С положительным?
Очень хорошо! А изучали мы стандартный вид числа, используя сведения, посвященные 55-й годовщине первого полета человека в космос.
Домашнее задание
п. 35, №957, 960 и задание на карточках
№
название величины
обозначение
запиши в стандартном виде
1
1 астрономическая единица
ае
149 600 000 км
2
1 парсек
пс
206 265 ае
3
1 парсек
пс
30 860 000 000 000 км
3
1 световой год
сг
63 240 ае
Литература
Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова] ; под ред. С.А. Теляковского. –16-е изд., - М. : Просвещение, 2009. – 271 с. : ил.
Космос. Большая энциклопедия. [переводчик А. Дамбис] ; под. ред. Т. Земцовой, О. Красновской, Е. Цыпилевой, И. Шадриной. – М. : Махаон, 2012. – 288 с. : ил.
Большая энциклопедия астрономии. В. Сурдин. – М. : Эксмо, 2012. – 418 с. – ил.