Тип урока: повторительно - обобщительный Форма проведения: туристический поход – путешествие по Стране квадратных уравнений. Эпиграф к уроку: "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным". Паскаль Цели урока: 1.Дидактические Повторить, обобщить знания по теме «Квадратные уравнения»; учить сравнивать, делать выводы; показать практическое приложение темы. 2.Развивающие Развивать логическое мышление и мировоззрение учащихся. 3.Воспитательные: Воспитание у школьников устойчивого интереса к математике. Ход урока. Организационный момент. Мой юный друг! Сегодня ты пришел вот в этот класс, Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть, Умом своим на все взглянуть. Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы, может быть, Но будешь ты рабочим, а может и ученым, И будешь, я надеюсь, математику любить. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня каждый из вас имеет возможность получить оценку за урок по результатам работы на различных его этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свой успех в баллах. И еще один не обсуждаемый закон: для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи. Мы с вами отправляемся в путешествие по одной математической стране. А как она называется, вы сможете узнать, если выполните следующее задание. Карта результативности. Ф.И. | Разминка | Тест | Вопросы теории | Решение уравнений | Сам. работа | ИТОГО | Количество баллов | | | | | | | Решить анаграммы (в словах изменен порядок букв). Какие слова зашифрованы? таиимдкирнн (дискриминант) ренунеави (уравнение) эцнткфиеофи (коэффициент) биерагпол (гипербола) ерпенаемня (переменная) – Исключите лишнее слово по смыслу (гипербола). – Что объединяет остальные слова? (квадратные уравнения) Историческая справка. Сообщения учащихся. Молодцы. Кстати, а вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения? Очень давно. Их решали в Вавилоне около 2000 лет до нашей эры. Итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид. А с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных уравнений? С дискриминантом .А вот понятие D придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже “математическим Адамом” за множество придуманных терминов. А зачем он нам нужен? Он определяет число корней квадратного уравнения. Да, сегодня мы с вами отправимся в туристический поход по Стране квадратных уравнений. Вспомним и обобщим все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, готовясь к этому «походу». Итак, откройте тетради и запишите тему урока «Решение квадратных уравнений». Устная работа. Для того, чтобы поход был успешным, необходимо теоретически исследовать территорию путешествия. 1. Вопросы классу: – Дайте определение квадратного уравнения. – Какое уравнение является неполным? – Как решаются неполные квадратные уравнения? – Какими способами можно решить полное квадратное уравнение? – Запишите формулы, с помощью которых решают полные квадратные уравнения. – Решить уравнения (устно): 2х2 – 18 = 0 3х2 – 12х = 0 2,7х2 = 0 х2 + 16 = 0 6х2 – 18 = 0 х2 – 5х = 0 4х2 + 36 = 0 12 + 4х2 =0 – Какое из уравнений этой группы будет лишним? Почему?
х2 – 5х + 1 = 0 9х2 – 6х + 10 = 0 х2 + 2х – 2 = 0 х2 – 3х – 1 = 0 – Какое квадратное уравнение называют приведенным? – каким способом можно решить приведенное квадратное уравнение? Поход начался. I. Итак, вы готовы к путешествию. Отправляемся в путь! Мы подошли к границе Страны квадратных уравнений. Для того, чтобы нам разрешили ее пересечь, необходимо выполнить следующие задания. а) Докажите, что для любого значения d уравнение (d – 3)х2 +× (d + 2)х + 1 = 0 имеет два корня. (Один ученик работает у доски с комментированием, остальные – работают в тетради). в) Определите, при каких значениях m и n уравнение (х – m)(х – n) = m2 имеет корни. (задания б) и в) два ученика выполняют самостоятельно у доски, остальные – в тетради). Дополнительные вопросы ученикам, отвечающим у доски: – Сколько корней имеет уравнения: х2 – 1 = 0 (у – 2)2 + 4 = 0 (m – 1)2 = 0 (Пока учащиеся выполняют это задание, несколько учеников получают индивидуальные карточки-задания, затем сдают на проверку). Карточка 1. Определите знаки корней уравнения (если они существуют), не решая уравнения: а) х2 + 10х + 17 = 0 б) у2 – 13х – 11 = 0 в) 5х2 – 17х + 93 = 0 Карточка 2 – смотри документ. Карточка 3. При каком значении а уравнение х2 – ах + 9 = 0 имеет два равных корня? Карточка 4. Решить уравнения: а) (х – 2)(х + 2) = 7х – 14; б) 5(х + 2)2 = – 6х – 44 Карточка 5. Решите относительно х уравнение: сх2 – 6сх + 3х = 15 – 5с. II. Продвигаясь вглубь по стране, мы подходим к поляне, которая носит название вам известной теоремы. (стихотворение заранее готовится одним из учеников). По праву достойна в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета. Что лучше, скажи, постоянство такого: Умножишь ты корни – и дробь уж готова: В числителе с в знаменателе а. А сумма корней тоже дроби равна: Хоть с минусом дробь, что за беда В числителе b, в знаменателе а. Вопросы к классу: – Сформулируйте теорему Виета для приведенного квадратного уравнения. – Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета. Самостоятельная работа. 1 вариант. х2 – 14х + 33 = 0 35 – у2 = 0 60а + а2 = 0 2 вариант. х2 – 12х – 45 = 0 4,5у – у2 = 0 а2 – 12 = 0 (Учащиеся обмениваются тетрадями – взаимопроверка). Задержимся на поляне теоремы Виета и выполним несколько заданий. а) При каких значениях d корни уравнения (d – 3)х2 + (d + 2)х + 1 =0 будут взаимно противоположными числами? б) Составить приведенное квадратное уравнении, корнями которого являются числа х1 = 7, х2 = 2. в) найти с в уравнении х2 + 12х + с = 0, если известно, что разность квадратов корней равна 288. (Задания б) и в) два ученика выполняют самостоятельно у доски). Дополнительные вопросы: Найти подбором корни уравнений. а) х2 – 6х + 8 = 0 б) х2 – 2х – 15 = 0 в) х2 – 15х + 36 = 0 г) х2 – 9х + 20 = 0 д) х2 + 11х – 12 = 0 е) х2 + х – 56 = 0 III. Покинув поляну теоремы Виета и двигаясь дальше, мы подходим к распутью трех дорог. А здесь стоит тысячелетний камень с надписью: «Налево пойдешь – домой попадешь, Направо пойдешь – работу найдешь, Прямо пойдешь – в прошлое забредешь». Предлагаю разделиться. На поиски работы отправится.... Он испытает себя в роли архитектора (сильный ученик получает карточку с заданием). Задание: Создан проект теплицы. На ее покрытие имеется 89 м2 полиэтиленовой пленки. Заданы размеры теплицы: высота – 2 м, длина – 5 м, наклон крыши - 45°. Найдите такую ширину теплицы, чтобы оптимально использовать пленку. По левой дороге пойдет .... Внимание на экран (просматривается видеозапись инсценированной задачи). Задача: Дочь-восьмиклассница возвращается домой: – Мамочка, мы всем классом к 8 марта решили обменяться фотоснимками. – Это хорошо. Память будет. Но это ж сколько фото надо? – А мы сосчитали – 650. Нас в классе .... – Подожди не говори. Я сама сосчитаю. – Так сколько учеников в классе? А все остальные пойдут прямо. Решим одну из задач знаменитого индийского математика ХII века Бхаскары. Обезьянок резвых стая, Власть поевши, развлекалась. Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась. А 16 по лианам Стали прыгать, повисая. Сколько было обезьянок, Ты скажи мне в этой стае? Итог урока. На этом, к сожалению, наше путешествие подходит к концу. Поделитесь своими впечатлениями. Вопросы классу. – Что нового узнали? – В какой момент путешествия было наиболее трудно? Почему? – Что больше всего понравилось и запомнилось? Почему? - Все ли мы рассмотрели что хотели? - Пригодятся вам эти знания? Домашнее задание п. 54. № 483, 484 Благодарю всех членов туристической группы за интересное путешествие. Надеюсь, что в дальнейшем вы также успешно будете путешествовать по другим странам, и не только математическим. Спасибо за урок. |