Разработка урока математики
Учитель: Капинос Л.В.
Тема урока: Масштаб
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению понятия «масштаб» его практическому применению; совершенствовать вычислительные навыки
- развивающие: способствовать развитию умения наблюдать, анализировать и делать выводы, расширять математический кругозор; умение работать с картами
- воспитательные: способствовать формированию таких качеств, как трудолюбие, внимательность, активность
Оборудование: АРМ, географические карты, измерительные линейки, презентации по теме
ХОД УРОКА
Организационный момент:
А) приветствие;
Б) проверка готовности учащихся к уроку;
В) отметить отсутствующих
Учитель: «Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Только для нашего путешествия нужен особый багаж – знаний и умений. Проверим, всё ли у нас есть для дальнего путешествия».
Актуализация знаний
А) Повторим характеристики движения: скорость, время, расстояние ; формулы движения, единицы измерения скорости, времени, расстояния; перевод из одних единиц измерения в другие.
S = v· t; v = t =
Решить устно:
* Пусть t = 6 ч., v = 10 км/ч., найти S ;
* Пусть S = 26 км, v =13 км/ч., найти t ;
* Пусть S = 100 км, t = 5 ч., найти v
Б) Чтобы в дороге не заблудиться, нужно хорошо считать.
Устный счёт (задания записаны на разворотах доски; отвечая, объяснять):
25 · 10; 250 000 : 10;
25 · 100; 250 000 : 100;
25 · 1000; 250 000 : 1000;
25 · 10 000; 250 000 : 10 000.
25 · 100 000;
В) Продолжить цепочку, записанную заранее на доске (на втором развороте доски)
1 мм; 1 см; …
Перевести из одной меры измерения в другую:
1 см = … мм; 1 км = … м;
1 дм = … см; 1 км = … дм;
1 дм = …мм; 1 км = … см;
1 м = … дм; 1 км = … мм
1 м = … см;
1 м = … мм;
Изучение нового материала
А) презентация №1.
Что общего на предложенных изображениях?
Что нужно, чтобы перенести изображение на местности на карты?
Нужно знать число, которое показывает во сколько раз отличаются размеры на карте от размеров в действительности. Это число называется масштабом.
Ученики записывают число, «Классная работа» и тему урока.
Б) презентация №2.
Ученики переписывают с экрана определения масштаба; как записывается масштаб, как читается.
В) ученики берут атлас 6 класса и смотрят на изображение одного и того же участка местности при разных масштабах (стр. 4)
Делают выводы о том, как меняется размер изображения в зависимости от масштаба.
Первичное закрепление изученного материала.
Повторить как определяется расстояние между точками.
Решаются задачи на определения расстояния между городами при помощи атласа (стр. 14).
№ 1.
За сколько часов мы сможем доехать от Москвы до Нижнего Новгорода, если скорость поезда 75 км/ч.? (3 см; М: 1:250 00000; S = 750 км, t = 750: 75 = 10(ч.)
№ 2.
С какой скоростью нужно ехать от Берлина до Праги, чтобы потратить на путь 5 ч.? (1 см; S = 250 км, v = 250: 5 = 50 (км/ч.)
№ 3.
За какое время можно долететь от Москвы до Варшавы со скоростью 625 км/ч.?
(5 см; S = 1250 км, v = (625 км/ч.)
Презентация № 3. Решить задания № 1, 2, 3, 9.
Рефлексия.
Работа в тройках.
Решить
№1. Маршрут : Красноярск - Якутск (9 см – 2250 км)
v = 450 км/ч., t - ? (Ответ: 5ч.)
№2. Маршрут: Братск - Мирный (4 см – 1000 км)
v = 250 км/ч., t - ? (Ответ: 4ч.)
Подведение итогов урока; выставление оценок.
Домашние задание.
Напечатанные карточки с заданиями.
№1. Маршрут: София - Бухарест (1 см – 250 км)
t = 2ч., v- ? (Ответ: 125 км/ч.)
№2. Маршрут: Париж - Вена (4 см – 1000 км)
v = 100 км/ч., t - ? (Ответ: 10 ч.)
№3. Маршрут: Брюссель - Варшава (5 см – 1250 км)
v = 250 км/ч., t - ? (Ответ: 5 ч.)
№4. Маршрут: Минск - Киев (2 см – 500 км)
t = 5ч., v- ? (Ответ: 100 км/ч.)
№5. Придумать и решить 2 задачи самостоятельно.