Повторение до 5 мин. | 1.Что мы изучили на предыдущем уроке? 2. Что такое план местности? стр.18 №1-2 3. Что такое географическая карта? Как делятся карты по охвату территории?стр.19 №10 - какие карты есть в вашем атласе? - по каким признакам карты делят на группы? Рассказ по таблице. 1 .Мотивация. Задание в Ттр.стр.31 №9 | Отвечают на вопросы учителя. Задают свои вопросы | Выполненные задания |
Сообщение темы и целей Актуализация 3 мин. | Сегодня существуют различные виды изображения земной поверхности. Все они маленькие модели окружающего мира. Для изображения поверхности Земли картографам предстояло решить математическую задачу. Как вы думаете какую? – начертите в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину. - Почему не можете начертить план? (Он большой, а тетрадь маленькая) - Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить план или увеличить тетрадь) - Посмотрите на карты (Учитель показывает карты разных масштабов). Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах? (Они уменьшены. На одних картах – сильнее, на других меньше) - Но как выразить уменьшение? Вот об этом и пойдет речь на уроке. Предположите название темы. Тема урока сегодня: Масштаб Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться? Сравним свои предположения с учебником. Используйте учебник стр.34 обоснуйте свое мнение. | Ответы на вопросы учителя Сравнение своих предположений и задач учебника стр.32 | Записаная тема в тетради, сформулированы задачи урока. Размышления и предположения |
Открытие нового знания. Поиск решения. 15 мин Самостоятельное применение новых знаний 10 мин. | Попробуйте сформулировать определение масштаба. Сравним свои предположения с текстом учебника. (определение учащиеся записывают в тетрадь) Как записать масштаб? Сравним с записями в атласе на стр.3 Затем учитель предлагает заполнить схему «Виды масштабов» (используя текст учебника) По окончании самостоятельной работы учеников один из учеников сам объясняет виды масштаба. Учитель дополняет: Масштаб (нем mab-мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности. Подведем итоги работы . Какие вопросы возникли у вас? Задайте их друг другу. Беседа по вопросам учителя. Работают в группах рассказывают друг другу. По окончании- фронтальный опрос. Например поясните записи на доске: 1:50 – (1 см на карте соответствует 50 см на местности; 1:100 –( 1 см на карте соответствует 100 см на местности; 1:1000 –( 1 см на карте соответствует 1000 см на местности; 1:100000000 – (1 см на карте соответствует 100000000 см на местности; Удобна такая запись? Нет - А что делать? (В правой части перевести сантиметры в метры и , если требуется в километры. т.е. в 1см 10 км) если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1:1000000 см. Что нужно сделать? (В правой части перевести сантиметры в метры и , если требуется в километры. т.е. в 1см 10 км Работа в Ттр. Стр32-33 №4-7 Третий вид масштаба – линейный. Он показан в виде вспомогательной мерной линейки ,наносимой на картах для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный и именной, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки. Как вы думаете ка с ним можно работать? Сами выводят правило, затем сравниваем правило с эталоном. Показ части видеоурока Будет ли зависеть подробность изображения от масштаба? Верны ли ваши предположения проверим в учебнике. Закрепление Выполнить задания (тетрадь – тренажер стр.19 №11 стр.33 №7, ) Игра «Путешествие в страну Масштабию» (при наличии времени) | Работа в парах Индивидуальная работа с текстом учебника. Фронтальная работа Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение, - это численный масштаб. Кроме численного есть именованный масштаб. Он показывает, какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте или плане. Например, в1 см – 1м Третий вид масштаба – линейный. Работа с атласом и учебником. Фронтальная работа Рассуждения учащихся. Читают текст стр.35 Выполняют задания | Запись в тетради определения Схема в тетради Ответы на вопросы. Выполненное задание Решенные задачи |