Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по геометрии для 10 класса по теме "Параллелепипед".»
Урок 19. Тема: «Параллелепипед».
Цели урока: ввести понятие параллелепипеда; рассмотреть его свойства 1° и 2°; решить задачи на применение свойств параллелепипеда.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока. II. Актуализация знаний. 1) Двое учеников на доске записывают решение домашнего задания: № 67 - первый, № 70 - второй.
Задача 67
Дано: DABC - тетраэдр, ∠ADB = 54°, ∠BDC = 72°, ∠CDA = 90°, DA = 20 см, ВD = 18 см, DC = 21 см (рис. 1).
Найдите: а) АВ; ВС; б) SADB, SABC, SADC.
Решение:
а) 1. Из ΔADB (∠ADB = 54°) по теореме косинусов; АВ2 = AD2 + DB2 - 2 · AD · BD · cos 54° ≈ 298; АВ ≈ 17 см.
2. Из ΔBCD (∠BCD = 72°); ВC2 = BD2 + CD2 - 2 · BD · CD · cos 72° ≈ 529; ВС ≈ 23 см.
3. Из ΔCDA (∠ADC = 90°) по теореме Пифагора; АС2 = AD2 + DC2 = 202 + 212 = 841; AС = 29 см; SΔ = 1/2а · b · sin α.
б) (Ответ: a) ≈ 17 см, ≈ 23 см, 29 см; б) ≈ 146 см2, ≈ 180 см2, 210 см2.)
Задача 70
Дано: ABCD - тетраэдр, AM = MB, AN = ND, AK = KC (рис. 2).
Доказать: (MNK) || (BCD).
Решение:
1. MK || ВС (по свойству средней линии Δ).
2. MN || BD (по свойству средней линии Δ).
(по признаку параллельности двух плоскостей).
2) Ученик решает задачу № 71 (а), объясняя вслух.
Дано: DABC - тетраэдр, М ∈ DB, N ∈ DC (рис. 3).
Построить: точку Е.
Условие: MN ∩ (ABC) = Е.
Решение:
1. MN ∩ (DCB);
2. (DCB) ∩ (АВС) = ВС;
3. Продолжим ВС и MN, ВС ∩ MN = E1; Е - искомая точка.
3) Остальные устно решают задачи по готовым чертежам.
4. Что называется параллелограммом? Свойства параллелограмма? Признаки параллелограмма?
Дано: ∠1 = ∠2 = ∠3 (рис. 5).
Доказать, что четырехугольник ABCD - параллелограмм.
Проверяется домашнее задание. III. Изучение нового материала. 1) Понятие параллелепипеда.
Рассмотрим два равных параллелограмма ABCD и A1B1C1D1, расположенных в параллельных плоскостях так, что отрезки АА1, ВВ1, CC1 и DD1 параллельны. Четырехугольники АВВ1А1, ВСС1В1, CDD1C1, DAA1D1 также являются параллелограммами, так как каждый из них имеет попарно параллельные противоположные стороны (например, в ABB1A1 стороны АА1 и ВВ1 параллельны по условию, а АВ и А1В1 - по свойству линий пересечения двух параллельных плоскостей третьей).
Поверхность, составленная из двух равных параллелограммов ABCD и A1B1C1D1, лежащих в параллельных плоскостях и четырех параллелограммов, называется параллелепипедом и обозначается так: ABCDA1B1C1D1 (рис. 6).
2) Элементы параллелепипеда.
Параллелограммы, из которых составлен параллелепипед, называются гранями, их стороны -ребрами, а вершины - вершинами параллелепипеда.
Сколько граней имеет параллелепипед? ребер? вершин?
Две грани параллелепипеда, имеющие общее ребро, называются смежными, а не имеющие общих ребер - противоположными.
Две вершины, не принадлежащие одной грани, называются противоположными.
Отрезок, соединяющий противоположные вершины, называется диагональю параллелепипеда. Сколько диагоналей имеет параллелепипед?
Выделяют две противоположные грани и называют их основаниями, а остальные грани - боковыми.
Ребра параллелепипеда, не принадлежащие основаниям, называются боковыми ребрами.
Изображение (рис. 7).
3) Свойства параллелепипеда.
1° Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны.
Дано: ABCDA1B1C1D1- параллелепипед (рис. 8).
Доказать: a)ABB1A1 || DCC1D1; б) АВВ1А1 = DCC1D1.
Доказательство:
а) Так как ABCD и ADD1А1 - параллелограммы, то АВ || DC, АА1 || DD1. Тогда АВ ∩ AA1 одной плоскости параллельны двум пересекающимся прямым DC ∩ DD1 другой плоскости. Значит, АВВ1А1 || DCC1D1 (по признаку параллельности плоскости).
б) Так как все грани параллелепипеда - параллелограммы, то АВ = DC, АА1 = DD1. По той же причине стороны (А1АВВ1) и (D1DCC1) соответственно сонаправлены, значит, ∠А1АВ = ∠D1DC. Таким образом АВВ1А1 = DCC1D1.
2° Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам.
Дано: ABCDA1B1C1D1 - параллелепипед (рис. 9).
Доказать: AC1 ∩ BD1 = О, АО = ОС1, OD1 = BO.
Доказательство:
Рассмотрим AD1C1B, значит, AB = D1C1 ⇒ AD1C1B - параллелограмм, а диагонали
Аналогично рассматриваются следующие случаи для A1D1CB и A1B1CD. Вывод (устно).
IV. Закрепление изученного материала.
1) (Устно) Укажите: а) вершины, не лежащие в плоскости ABC; б) грани, пересекающиеся в точке В; в) ребра, параллельные ребру CD; параллельные плоскости BCF.
2) (Устно) В параллелепипеде ABCDEFGH диагонали ВН и СЕ пересекаются в точке О, ВО = 3 см, СО = 5 см (рис. 10).