Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "«Нумерация чисел в пределах 1000. "»
МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Автор: Ильина Наталья Валентиновна
МОУ «СОШ № 32», г. Копейск
Класс: 3 • УМК: Школа России • Учебный предмет: Математика • Авторы учебника: учебник 3 класса (часть 2) М. И. Моро. • Тема: «Нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление». Тип урока: урок формирования изученных знаний.
Вид урока: комбинированный, урок – путешествие.
Краткое описание:
Цель урока: закрепление и обобщение имеющихся знаний учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал, контроль усвоения знаний, умений и навыков.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, умение работать в группах, дружбу и взаимопомощь; способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.
Здоровье-сберегающие: соблюдение СанПИНов, создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.
Информационные: диалоговый (интерактивный) характер обучения. Сочетание индивидуальной и групповой работы.
Планируемые результаты – предметные и метапредметные, на формирование которых направлена работа на данном уроке:
Личностные универсальные учебные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задачи; ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
- Что такое море? ( большой водоём, большие пространства суши, заполненные водой) Слайд 1
- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в морское путешествие. Путешествие далёкое и интересное. Наш путь будет лежать через моря и океаны, мимо таинственных островов, где нас будут ждать необыкновенные приключения. В пути нам пригодятся ваши знания, умения и навыки, полученные на уроках математики.
И прежде чем отправиться в путешествие, необходимо настроиться, хорошо подготовиться.
2.Самоопределение к деятельности
На доске карточки с цифрами: 5, 7, 1
- Составьте трёхзначные числа с этими цифрами: 571,517,751,715,157,175
- Назовите самое маленькое и самое большое трёхзначные числа (157, 751)
- Сформулируйте тему урока («Нумерация чисел до 1000.Устные вычисления»)
- Что вы можете рассказать о числе 157?
( трёхзначное, соседи 156 - 158; состоит из 1 с., 5 д., 7 ед; состоит из 7 ед.1 разряда, 5 ед. 2 разряда, 1 ед. третьего разряда)
- Расположите их в порядке возрастания: 157,175,517,571,715,751
3. Устный счёт(слайд2 ,каравелла в порту)
В порту уже снаряжена каравелла (так в Испании называли корабли с парусами). На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб( слайд 3)пересёк океан и открыл неведомую тогда землю – Америку. Прежде чем отправиться в путешествие, нужно выяснить название нашего корабля. Помните, как говорил капитан Врунгель из мультфильма? «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!»
Переверните карточки с трёхзначными числами и вы прочитаете название нашей каравеллы
157,175,517,571,715,751
Д р у ж б а
Нам нужно посчитать, сколько взять с собой припасов. Ведь путь у нас долгий и нелёгкий.
1) Нам надо с собой 200 кг муки. Это 100 кг пшеничной муки, остальное- ржаная мука. Сколько кг ржаной муки? (100кг)
2) 80 кг гречки, а риса – на 25 кг меньше. Сколько риса возьмём с собой?(55кг)
3) 150 банок рыбных консервов, а мясных – в 2 раза больше. Сколько мясных консервов? (300б)
4) 10 бочек воды, по 50 л в каждой Сколько л пресной воды возьмём с собой? (500л)
5) Нам еще нужно взять овощи. 400 кг картошки, а капусты в 2 раза меньше. Сколько кг капусты? (200кг)
- Провизией мы запаслись и можем смело отправляться в путешествие.
4. Работа по теме урока(слайд 4,бортового журнала)
- Во время путешествия все записи делайте в свои бортовые журналы (это рабочие тетради).Записи должны вестись очень аккуратно.
- Итак, сделайте первую запись: (17 марта, классная работа).
А)Индивидуальная работа с последующей проверкой(слайд 5 якоря.)
Пора отправляться в путь, но чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующее задание:представить числа в виде суммы разрядных слагаемых
Записи делаем в бортовом журнале( слайд 6 )
236= 555=
405= 387=
980= 804=
Проверяем по цепочке.( слайд 7)
5 Минутка тишины(звон морского колокола)
Итак, мы отправляемся в плавание.
Сядем так, чтобы спина была ровной, руки и ноги не скрещивались. Закроем глаза и представим, как от солнышка отделяется маленький солнечный лучик, такой же маленький, как вы. Он спустился с небес и пощекотал ваши щёчки, прыгнул в вашу голову, осветил её, спустился вниз и осветил всё ваше тело. Дует легкий ветерок. Слышится шум моря. ( шум моря)
Б) Решение примеров(дифференцированная самостоятельная работа)
(слайд 8 каравелла в море)
- Ваш корабль в открытом море. А здесь подстерегают вас опасности.
- Первое ваше препятствие- это акула.(слайд 9)
( Рассказывает Яковлева) Существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки.( слайд 10) Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них не нападать. ( слайд 11)
Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров.( слайд 12)Продолжительность жизни более 30 лет. Питается рыбой, морскими птицами и ластоногими, морскими львами, черепахами, маленькими китами, тюленями. Эти акулы нападают на людей!
- Скорее всего, она на вашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание.
(на партах лежат разноцветные карточки с примерами)
В красном конверте- трудное
В жёлтом конверте – немного легче. В зелёном конверте - совсем лёгкое задание.
В) Работа в парах. Решение примеров в несколько действий(Толковый словарь)
Путешествие продолжается! Перед вами айсберг.( слайд 13)
- Что такое айсберг?
- Посмотри, что записано в Толковом словаре.
Это отколовшиеся от ледника массивы.Могут быть на плаву или “сидеть” на мели. Высота над поверхностью воды доходит до 70 метров.(слайд 14)
У. Чтобы избежать столкновения, необходимо найти ошибки, допущенные при решении примеров
- Поднимите руку, кто решил все примеры правильно? С одной ошибкой? С двумя ошибками?
- Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.
6 Физкультминутка
- Перед вами необитаемый остров.( слайд 17)
Возможно, что на нём когда-то жил Робинзон Крузо. Передохните немного.
Рыбки плавали, резвились
В морской чистенькой воде:
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.
Г) Решение задачи. Коллективная работа( слайд 18)
Геометрический материал: давайте найдём площадь и периметр нашего острова(устная работа)
Длина – 50 м, ширина – 20 м
Найти Р и S
Посмотрите , что принесла нам рыбка на хвосте? (слайд 19жемчуг)
( Рассказывает Федотова)Жемчужины привлекли внимание человечества очень давно. Имеются сведения, что египетская царица Клеопатра носила украшения из жемчуга.
Жемчуг – это единственный драгоценный минерал, не требующий обработки.
Существует всего две формы моллюсков, способных создать драгоценный жемчуг — жемчужная устрица, живущая в морской воде,( слайд 20)и пресноводная мидия,( слайд 21) встречающаяся в реках и озёрах. Слово «жемчуг» пришло в Россию из Китая. В старину на Руси, чтобы очистить жемчуг, его давали склевать курице. Потом курицу резали, и жемчуг вынимали из желудка.На данный момент человеку известно около ста двадцати цветов жемчуга. Среди них присутствуют такие прекрасные оттенки, как розовый, золотой, серый, черный, белый, голубой, красный, серебристый, кремовый, темно-коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый и многие другие.( слайд 22)
- Перед вами большая проблема - решить задачу.( текст на слайде 23)
На дне морском 1ловец за жемчугом нашёл 100 жемчужин, а 2- на 30 жемчужин больше…
- Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась несколькими действиями
- Найдите ошибки в краткой записи
1л. – 100ж. 1л. – 100ж.
2л. - ? на 30б. 2л. - в 30 б.
- Решаем задачу с вопросами
1) Сколько жемчужин нашёл 2 ловец?
100 + 30 = 130(ж.)
2) Сколько жемчужин нашли оба ловца?
100 + 130 =230(ж.)
Ответ: всего нашли 230 жемчужин.
7 Подведение итогов. « Сообщение от капитана Врангеля».( слайд 24)
- Посмотрите.Справа по борту вашего корабля плавает неопознанный предмет. Это морская почта – письмо в бутылке.
- В бутылке для нас сообщение от капитана Врунгеля. Чтобы прочитать сообщение, надо расшифровать послание (числа прикрепляются на доске)
Покажите число, следующее за числом 109? (110)
Покажите число, стоящее перед числом 200? (199)
Покажите число, в котором 3с, 6д.? (360)
Покажите число, в котором 5ед.3раз, 4ед.1раз.? (504)
- Расставьте числа в порядке убывания и прочитайте послание: 504 360 199 110
Воз вращайтесь
-В конце нашего путешествия составим паспорта чисел на доске