Задачи: Познакомить учащихся с прибором для измерения углов- транспортиром; Научить пользоваться им и измерять углы; Развивать познавательный интерес, умение сравнивать , обобщать; Развивать внимание, воображение учащихся. Методы:
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Определить цель занятия | (слайд № 2) | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей: «В геометрии у каждой фигуры есть своя красота. Мы начали изучать геометрическую фигуру – угол. На первый взгляд это простая незамысловатая фигура, но в умелых руках архитектора она превращается в шедевры полета человеческой мысли. Посмотрите на красоту этих зданий: какая мощь, красота грациозность!» | Включаются в деловой ритм урока | Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу. Развитие эрудиции, знакомство с профессией архитектора, дизайнера, строителя. Развитие внимания, эстетического вкуса. |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | (слайд № 3,4) Раздаточный материал (карточка с двумя отрезками, линейка, модели двух углов) | 1) Какую фигуру называют углом? 2) Назовите углы на рисунке Назовите стороны и вершину угла. 3) Какие из углов острые, тупые, прямые, развернутые? 4) Каким способом можно сравнить углы? 5) Какие углы называются равными? Мотивация На рисунках изображены два неравных угла и два неравных отрезка. – Выполните два задания: 1) Определите, какой из двух данных отрезков больше и на сколько? 2) Определите, какой из данных углов больше и на сколько? – Сможете ли вы выполнить оба задания полностью? – Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание? | Дети отвечают на вопросы. Дети предлагают свои версии. Дети предлагают свои версии. | Развитие эрудиции, воображения, опора на жизненный опыт Рецепация Развитие самостоятельности, самоконтроля, стрессоустойчивости. Коммуникативные : умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, оформлять свои мысли в устной форме. |
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | | Цель урока Сегодня мы узнаем, в каких единицах измеряются углы, какой инструмент используют для измерения углов. Научимся пользоваться этим инструментом. | Запись темы урока в тетрадь | Регулятивные: видение, постановка, принятие познавательной цели. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: величины углов | ЭП «Величины углов» демонстрация «Величины углов» Слайд 5(виды транспортиров) ЭП «Как измерить величину угла» Демонстрация «Транспортир» ЭП «Как измерить величину угла» Демонстрация «Как измерить величину угла» | Углы, так же как отрезки можно измерять не только наложением, но и с помощью измерений. Самой распространенной единицей измерения углов является угол величиной в один градус. Для измерения углов применяют транспортир. Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить. Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево. Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности. Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его.
Что еще измеряют в градусах? Прочтите «математический блокнот» о происхождении слова «градус» на стр. 84 учебника
Познакомимся с алгоритмом измерения углов с помощью транспортира. Прочтите алгоритм измерения углов с помощью транспортира на стр. 85 учебника У вас на партах лежат транспортиры и модели углов. Измерьте градусную меру этих углов. Не забудьте контролировать правильность работы с транспортиром с помощью стр. 85 учебника. Как записать результаты измерений? Смотрим рубрику «записываем решение» стр. 84 учебника. А теперь мы можем ответить на вопрос: «На сколько один угол больше другого». Сделаем запись. Сравним градусные меры углов и сделаем вывод.
Какова градусная мера развернутого угла, прямого угла? Как вы думаете, какие значения может принимать градусная мера острого угла, тупого угла? Проверим правильность ответов с помощью рубрики «Внимание» стр.84 учебника | Слушают объяснение Слушают объяснение Ребята рассматривают транспортиры. Работа с учебником Смотрят демонстрацию Работа с учебником Измеряют углы. Ученики предлагают свои версии записи измерений. Записывают результаты измерения в тетрадь. Ученики, сравнив градусные меры углов, делают вывод, что больший угол имеет большую градусную меру. Дети отвечают на вопросы | Познавательные : работа с определением и понятиями Развитие эрудиции, познавательного интереса. Ориентирование в электронном учебнике Понимание информации, представленной в виде текста. Формирование метапредметных связей, опора на жизненный опыт учащихся Анализ речевых конструкций Понимание информации, представленной в виде текста. Работа с алгоритмом Читательские : понимание, осмысливание изучаемого материала Коммуникативные: Оформление своих мыслей с использованием символикой. |
| Физминутка. | | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Отвечаем на вопросы: при согласии – движение головой вверх – вниз; при несогласии – повороты головы влево – вправо. Градусная мера развернутого угла 1800? Градусная мера прямого угла меньше острого? Острый угол меньше тупого? Прямой угол 900? Меньший угол имеет меньшую градусную меру? Мы сегодня научились измерять углы? | Ученики выполняют упражнения. | Познавательные: умение использовать полученные знания |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Величины углов». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | | Открываем Учебники на странице 86, выполняем № 278. а) Необходимо определить какими (острыми, прямыми, тупыми или развернутыми) являются углы, величины которых даны. б) необходимо выбрать изданных углов сначала острые, потом тупые углы А теперь поработаем в Тетрадях-тренажерах стр.46 № 113,114 Выполните измерения, запишите результат измерений, сверьте свои результаты с результатами своего соседа по парте. (Учитель проходит по классу и проверяет правильность прикладывания транспортира, при необходимости корректирует действия учащихся) | Ребята устно определяют, к какому виду относится каждый угол, подробно поясняя свой ответ. Ребята выполняют работу в своих тетрадях-тренажерах, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку. | Рецепация Коммуникативные: Оформление своих мыслей в устной форме, умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи Коммуникативные: Обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Транспортир и измерение углов». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Слайд 6 | Найдите ошибки при измерении углов. Рис.А) Рис Б) Рис. В) Рис. Г) Работаем в Тетрадях-тренажерах стр.46 № 115. | -Центр транспортира не совмещен с вершиной угла; -Ни одна из сторон не проходит через начало отсчета; -Правильно. MKF=400 -Правильно. PSN=1400 | Личностные: Умение делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения. Умение работать по алгоритму. |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | у каждого ученика карточка с изображением зданий и транспортир Слайд7-8 | На столе у каждого из вас лежат карточки с рисунками. За 5 минут измерьте и подпишите величину угла на каждом рисунке. Я верю, что вы успешно справитесь с работой. Практическая работа (5 мин) Задание 1. Измерьте величину обозначенных углов. (По истечении положенного времени проводим взаимопроверку самостоятельной работы с помощью слайда) Кто справился с работой без ошибочно, может поставить себе «5», кто же сделал одну-две ошибки, получает «4». | Выполняют измерения, делают записи. Взаимопроверка. Сравнивают результаты. Оценивают успешность своей работы. | Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Подведение итогов урока, рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Дополнительная информация. Слайд | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Где в практической жизни используются углы. (Области использования углов. Художники, дизайнеры, мастера и архитекторы издавна используют углы для создания иллюзий, акцентов и других эффектов. Чередование острых и тупых углов или геометрические узоры из острых углов часто используются в архитектуре, мозаике и витражах, например в строении готических соборов и в мусульманской мозаике) - С помощью какого инструмента измеряют углы? - В каких единицах измеряют углы? - Что такое 10? - Расскажите, как измерить величину угла транспортиром? - Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы. | Отвечают на вопросы. Могут подсматривать в рубрику «Читаем и делаем» Учебника стр.85 | Регулятивные: Структурирование знаний. Развитие внимания, эстетического вкуса. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Слайд | Ваше домашнее задание :по Учебнику п. 18,№280, 282 Нарисовать рисунок, в котором используются различные виды углов (см. приложение Д/з) Проектная работа на 4 дня: Найти сведения о происхождения арабских цифр, как они связаны с темой нашего урока, изобразить эти цифры. | | |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | | Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то покажите с помощью рук развернутый угол. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то покажите - прямой угол. Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то покажите острый угол. Спасибо за урок. | | Регулятивные: Оценка качества и уровня знаний. |