Тип урока: изучение нового материала. Дидактическая цель: Погрузить учащихся в атмосферу изучения и познавания смешанных чисел. Цели по содержанию:
повторить правильные и неправильные дроби; ввести определение смешанных чисел, вывести правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, научить и закрепить перевод неправильной дроби в смешанные числа; углубить представления о дробных числах.
развивать вычислительные навыки, умения находить способы применения понятий и изученных правил, делать выводы, развивать мышление;
: развивать умение работать в команде через моменты взаимоконтроля, взаимопроверки;
: Предметные: знать, что такое правильные и неправильные дроби; знать определение смешанных чисел. Уметь анализировать вид дроби, строить логическую цепочку действий со смешанными дробями. Повторить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число Познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний, самостоятельно находить правильные, неправильные дроби. Регулятивные: уметь выполнять самостоятельно, без учителя, перевод смешанного числа в неправильную дробь и наоборот, составить самостоятельно алгоритм работы,оценить правильность выполненной работы. Коммуникативные: уметь точно излагать свои мысли в устной и письменной речи. отстаивать свои мысли. Уметь оказать взаимопомощь.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация; Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.,2014 г.; карточки для устной работы, для подведения итогов.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Слайд 1,2 Видеокамера. Проектирование домашней работы в тетради ученика | Приветствие. В тетрадях записать дату урока. Проверка домашнего задания через видеокамеру, анализ работы, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | Слайд 3 Слайд 4 Работа с устными карточками Слайд5 Слайд 6 | Мы сегодня находимся в стране дробей. Какие бывают дроби? (Слайд 3). А теперь прочитаем стихотворение. – Каждый может за версту Видеть дробную …(черту), Над чертой – …(числитель), знайте Под чертою – …(знаменатель). Дробь такую непременно Надо звать …(обыкновенной.) (Слайд 3). – Какая дробь называется правильной? – Какая дробь называется неправильной? – Может ли правильная дробь быть больше 1? – Всегда ли неправильная дробь больше, чем 1? Устный счет: Примеры дробей (Слайд 5). Разбейте на 2 группы I - натуральные числа; II - дробные числа Ответ Задание: (Слайд 6) Чем натуральные числа отличаются от дробных? Ответы: Слайд 7 | Работают устно, используя слайды. В тетрадях примеры правильной, неправильной дроби. В тетрадях разбивают числа по группам. В тетрадях записывают числа, разбив их на две группы. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку по Слайду (Слайд №5)
Целые числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц Черта означает знак деления. | Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформление своих мыслей в устной форме. Личностные: ориентирование на успех в учебной деятельности |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | | Формирует проблемную ситуацию 1) К какой группе вы отнесли число 5? 2)Что заметили интересного? 3)А мы знаем как такие числа называются? 4)Какая же цель нашего урока? Предлагаю вам разгадать ребус, чтобы узнать тему нашего урока. На дом было дано несколько ребусов. Приложение 5. Ребус – тема урока - Слайд 8 Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа» | Отвечают на вопросы, формируют цель урока «Узнать как называются такие числа; как читаются, записываются числа; какие действия можно осуществлять с ними» Разгадывают ребус и дают название числам и тему урока. Работа с ребусом (Слайд №8) | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Работа по развитию мышления. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформление мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: высказывание своих предположений. |
Первичное усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа | Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | Определение смешанных чисел - Какие числа называют смешанными? Запись смешанных дробей 1)(дробная черта по середине целой части) 1 – целая часть - дробная часть Пример: (принято записывать короче) 2) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он его запишет. Перевод из неправильной дроби в смешанное число А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока? А как вы думаете, что с ними можно сделать? Чему мы должны научиться? Представим неправильную дробь в виде смешанного числа Что предлагаете? Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? На стр. 168 показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и выделите целую часть из . Задача № 1:Два апельсина нужно разделить поровну между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок? Как сделать так чтобы каждый получил свою долю? Задача № 2: Слайд 9,10 Семь одинаковых апельсинов нужно поровну разделить между пятью детьми. Сколько должен получить один ребенок? Сколько целых апельсинов получит каждый ребёнок? Задача № 3:Придумайте свою задачу и предложите её решить соседу. Вывод правила выделения целой части из неправильной дроби. Слайд 11. | Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части
1)Записывают в тетрадях.
2) Работают в парах.
Да
Выделяют целую часть.
Учатся записывать неправильную дробь в виде смешанного числа.
Записывают дробь в виде частного и находят ответ.
К тексту учебника.
Показывают способ деления.
Нужно количество апельсинов разделить на количество детей.
Каждый получит по 1 целому апельсину и апельсина.
Работают в парах. | Познавательные: умение добывать новые знания (нахождение ответов на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме, слушание и понимание речи других. Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану; проговаривание последовательности действий на уроке. |
Физкультминутка | | | Слайд 12. Физкультминутка. | Выполняют упражнения ученики под руководством одноклассника. | |
Первичное закрепление | | Слайд 13 -14 Слайд 15 | Слайд 13.Предлагает выполнить совместно задания с УМК №1086(1-4 числа). Слайд 14. С комментированием выполнить задания. № 1086(5-7 дроби), № 1089. Слайд 15- 17. Вывод правила перевода смешанного числв в виде неправильной дроби. Примеры. №1092(а) | Выполняют задания с учебника возле доски поочередно или по желанию, при необходимости обращаются к учителя по возникшим затруднениям | Коммуникативные: Оформление своих мыслей в устной форме, умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Приложение 2 Приложение 3 | Самостоятельная работа А сейчас выполните небольшую самостоятельную работу. Проверка ответов Слайд 18 | Выполняют задания. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку по Слайду (Слайд №15) ответы в таблицу заносят. | Коммуникативные: обменивание знаниями для принятия эффективных совместных решений Личностные: умение делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | | Что изучали сегодня на уроке? Кто желает сформулировать определение смешанных чисел. Как называются такие числа: Выставляет оценки за урок. | Отвечают на вопросы. Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части. Заполняют оценочные листы, подсчитывают баллы, сдают листочки с итогами. | |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | П. 28 № 1111, №1113, 1008 (2) (Слайд 19) Поясняет выполнение номеров. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Приложение 1 |
Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……….настроение? | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. | |