Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Деление дробей" 5 класс»
Тема урока «Деление обыкновенных дробей»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Ввести понятие деления дроби на дробь и закрепить первично полученные знания.
Задачи:
Образовательные: повторить арифметические действия с дробями, компоненты действий, изучить новое арифметическое действие с дробями, закрепить полученные знания.
Развивающие: формировать элементы критического мышления, умения анализировать, делать выводы.
Воспитательные: развивать культуру выражения мыслей в устной и письменной речи, воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебе.
регулятивные: осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
коммуникативные: владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.
Предметные:
формулировать и записывать с помощью букв правила деления дроби на натуральное число, деления дробей;
вычислять частное дроби и натурального числа, частное дробей.
Оборудование урока:
а) материал для рефлексии, рабочая карта ученика, карточки для проведения самостоятельной работы, учебник;
б) интерактивное оборудование: проектор, ноутбук;
Ход урока:
Оргмомент.
Учитель: - Здравствуйте! Я, рада вас видеть сегодня на уроке, рада вашим улыбкам, вашему надеюсь, хорошему весеннему настроению, думаю, что время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. (Слайд 1)
- На ваших столах находятся солнышко и тучка, поднимите, пожалуйста, один из предметов или оба, если ваши чувства смешаны или вы пока не поняли свое настроение. Спасибо!
- Также перед вами находятся рабочие карты учеников, впишите в них свои фамилии.
- Я предлагаю вам решить анаграмму. (Слайд 2) Переставьте в слове РЬБОД буквы так, чтобы получился математический символ. Ученики предлагают ответ: Дробь (Слайд 3)
- Как вы думаете, почему я предложила вам расшифровать именно это слово?
Ученики: - Т.к. мы изучаем дроби и учимся выполнять действия с дробями.
- Значит, сегодня мы продолжим работать с обыкновенными дробями.
2. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Верно, дробь это то понятие, с которым мы с вами уже хорошо знакомы. Давайте подумаем, какие действия мы уже можем выполнять с дробями. Ученики называют действия с дробями.
Учитель предлагает учащимся задание. (Слайд 4)
Задание. Решить уравнение и сделать проверку:
Ученики: - Мы не можем выполнить проверку в уравнении, потому что не умеем делить дроби.
Учитель выясняет, почему учащиеся не могут выполнить проверку во втором уравнении.
- Значит, что необходимо нам сегодня научиться делать, чтобы мы могли выполнить это задание полностью?
Ученики: - Нам нужно научиться делить дроби.
И значит, какова цель нашего урока?
Ученики: - Научиться делить дроби.
- Вот сегодня мы с вами и поговорим о том, как разделить одну дробь на другую.
Итак, тема нашего урока «Деление дробей» (Слайд 5)
(Ученики записывают тему в тетрадь).
3.Первичное усвоение новых знаний.
- Давайте рассмотрим вот такой пример. (Слайд 6)
Квадрат разделим на 2 доли, каждая его доля это половина или . (Слайд 7) Теперь еще раз разделим каждую часть на 2, т.е. каждая его часть это (Слайд 8). Давайте более внимательно рассмотрим наши примеры. Итак, мы с вами делили на 2, нам с вами удобнее будет видеть и в делителе дробь (мы же с вами помним, что любое число можно представить в виде обыкновенной дроби). Внимательно посмотрите на числитель и знаменатель делимого и делителя.
- Ребята, каким образом имея в знаменателе делимого 2, а знаменателе делителя 1, а в числителе делимого 1, в числителе делителя 2 мы получили частное в котором, в числителе 1, а в знаменателе 4. Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы мы получили вот такой результат. (Дети: дробь, на которую делим, заменить ей обратной и заменить действие деления на действие умножения) Молодцы! Все верно. Вот это и есть правило деления одной обыкновенной дроби на другую.
Итак, еще раз!!
Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно делимое умножить на дробь, обратную делителю. Запишем это правило в общем виде: (Слайд 9)
(Ученики записывают формулу в тетрадь)
- Ребята при делении дробей по-прежнему выполняются известные свойства, связанные с нулем и единицей
Любое число : на 1 = тоже самое число;
0 : любое число = 0;
Делить на 0 НЕЛЬЗЯ !
При делении 1 на дробь в частном случае получаем дробь, обратную делителю.
Учитель предлагает учащимся выполнить проверку уравнения, которое ранее решали :
Задание. Решить уравнение и сделать проверку: (Слайд 10)
- А как же разделить делить дробь на натуральное число? (Слайд 11)
Ученики: Любое натуральное число можно представить в виде дроби со знаменателем 1.
Учитель: Сформулируйте правило деления дроби на натуральное число.
Ученики: Чтобы разделить дробь на натуральное число, нужно это натуральное число представить в виде дроби со знаменателем 1 и применить правило деления дробей.
Учитель: Запишем в общем виде: (Слайд 12)
Ученики записывают формулу в тетрадь.
4.Первичное закрепление новых знаний.
Учитель приглашает одного учащегося к доске и предлагает ему задание на деление дробей (№ 925 а), второй ученик выполняет № 925 д).(самостоятельно на доске)
Один из учащихся работает у доски, остальные записывают решение в тетрадь.
а) ; проверка
д) ; проверка
- А теперь вы будете работать в парах, по вариантам: 1 и 3 – 1 вариант, 2 и 4 – 2 вариант.
Записаны на (Слайде 13) номера заданий для каждого варианта, а затем и ответы.
В1: № 925(б, г); 926(а, д, и)
В2: № 925(в, г); 926(б, е, к)
Учитель контролирует работу в парах, консультирует пары при необходимости. После того как пары закончат работу, предлагает проверить работы пары, которая выполняла задания другого варианта. Ученики: Выполняют проверку работ другого варианта со слайда и ставят оценки: «5», если пять пунктов выполнены без ошибок, «4», если четыре пункта выполнены без ошибок, «3», если три пункта выполнены без ошибок. Оценки занесите в рабочую карту ученика.
Ответы на проверочную работу: (Слайд 14)
Ученики заносят оценки за проверочную работу а рабочие карты .
Физкультминутка: (Слайд 15)
Одолела нас дремота
Шевельнуться неохота
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладони три хлопка
Головою три кивка.
Обучающая самостоятельная работа.
А теперь давайте проверим, как вы научились выполнять деление дробей. В тетради пишем: самостоятельная работа.
Задания – на (Слайде 16).
1)
2) 5 :
3)
4)
5)
Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу друг друга (на Слайде появляется решение). Рядом с каждым верным ответом ставьте «+», затем сосчитайте, сколько всего получилось плюсов. За пять плюсов – «5», за четыре – «4», за три – «3». Оценки занесите в рабочую карту ученика.
Ответы на проверочную работу: (Слайд 17)
Ученики заносят оценки за самостоятельную работу в рабочие карты учеников.
Устная работа по учебнику: №928
Ученики заносят оценки за устную работу в рабочие карты учеников.
Если у кого-то есть дополнительные оценки, ученики заносят их в рабочие карты.
Рефлексия. (Слайд 18)
- Итак, что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Если вы все поняли на уроке, поднимите солнышко, если вы многое поняли, но над чем-то нужно еще поработать – солнышко и тучку, если ничего не поняли на сегодняшнем уроке – тучку.
- Достигли ли мы поставленной цели урока?
Постановка домашнего задания, инструктаж по его выполнению.