Побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю. Воспитывать стремление активно участвовать в поиске. Воспитывать умение планировать учебное сотрудничество учителя и учащихся.
Методы:
1. Частично-поисковый.
2. Анализ и синтез.
3. Объяснительно-иллюстративный.
4. Само и взаимоконтроль.
Оборудование:
Математика: учебник для 6 класса / Н.Я. Виленкин и др. – 18-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2006.
Дидактические материалы по математике: 6 класс: практикум/ А.С. Чесноков, К.И. Нешков. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Тесты по математике: Тетрадь для учащихся 6 класса. – Саратов: Лицей, 2004.
Набор карточек для самостоятельной работы.
1.Организационный момент
Приветствие.
Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках.
- выполняли действия с целыми числами;
- изучали правило раскрытия скобок;
Где мы применяли данное правило.
- при преобразовании выражений;
- при решении уравнений.
. Итак, тема нашего урока «Раскрытие скобок при решении уравнений».
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Пещера знаний «Пораскинь мозгами»
а) проверка домашнего задания
- сравнение и обсуждение результатов друг друга, затем обсуждение мест затруднения, затем проверка по эталону.
б) работа в парах.
Соедините линиями условие предмета с соответствующим ему правильным ответом.
a + (b – c) A) a – b – c
a – (b +c) Б) – а + b - c
a – (b – c) В) a – b + c
– (a – b) – c Г) – a – b – c
– a + ( - b – c) Д) a+ b – c
Учащиеся самостоятельно работают в парах, затем вспоминаем, на каких правилах основано решение этого задания. Открываем образец на доске. Это будет эталон работы №1.
в) актуализация способов действия в речи. (Работаем по формулам фронтально).
a + (b +c) = a +b +c - (a+b)= - (+a +b)= - a – b
Дети формулируют правило. Затем дети формулируют мнемоническое правило.
Если перед скобкой минус,
Он ведет себя как вирус.
Скобки сразу все съедает,
Всем, кто в скобках, знак меняет.
Ну а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит!
(правило готовят дети, заранее дать задание).
г) применим все полученные знания в работе.
Раскрыть скобки
4+ (5 – х)
- 3 + (х +6)
7 – (5 – х)
- 4 – (х+8)
5 – (9 – х)
- 6 +(8+х)
Если при раскрытии скобок возникнут трудности, обратить внимание на эталон №1 на доске.
К эталону мы будем обращаться в течение всей работы на уроке.
д) вашему вниманию предлагается два уравнения с решениями, одно решал Незнайка, другое Знайка. Давайте, посмотрим на решение уравнений и выясним кто из них учится в 5 классе, а кто в шестом. И почему?
Знайка Незнайка
6,4 – (4,3 – х)= 2,5 6,4 – (4,3 – х)= 2,5
6,4 – 4,3 + х = 2,5 4,3 – х = 6,4 – 2,5
2,1 + х = 2,5 4,3 – х = 3,9
Х= 2,5 – 2,1 х = 4,3 – 3,9
Х = 0,4 х = 0,4
Ответ: 0,4 Ответ: 0,4
В ходе обсуждений данных уравнений дети фиксируют новый способ действия. Решение уравнений с раскрытием скобок.
Затем, обращаем внимание на эталон №2. ( Открывается эталон).
Итак, вы успешно справились с заданиями пещеры знаний, продолжим наш путь. Нас ждет замок сотрудничества, где мы будем работать в группах.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу №1 на применение способов действия
Решать самостоятельно, затем результаты обсудить в группах (по 4 человека), затем проверить по слайду. Работа предлагается по рядам.
Прежде, чем проверить по слайдам, выслушать мнения ребят, по поводу решенных заданий. (По одному заданию с ряда).
Проверка полученных результатов по эталону. (Проговаривание во внешней речи).
Обсуждаем полученные решения, затем проверяем результаты по эталону.
1 вар
Упростите:
1) m + (1,3 – m);
2) (4,8 – a) – (x – a);
3) Составьте сумму выражений (x + 4,8) и (- 3,2 – x) и упростите ее;
4) Решите уравнение: 7,2 – (6,2 – x)= 2,2.
2 вар
Упростите:
1) 2,6 - (5,7 – x);
2) (m + 5,4) + (- 7,9 - m);
3) Составьте разность выражений (24 - y) и (- 12 – y) и упростите ее;
4) Решите уравнение: (x +3) – 17 = - 20.
3 вар
Упростите:
1) – x + (x – 6,3);
2) (4,5 + b) - (b + x);
3) Составьте разность выражений (4,8 +y) и (- 6,3 +y) и упростите ее;
4) Решите уравнение: - 5 + (a – 25)= -4.
Обобщение
- проговорить места, где возникли затруднения;
Рефлексия деятельности на уроке
а) обсуждение и запись домашнего задания
1 уровень ДМ стр. 23 № 272 (1 строчка), 275 (а)
2 уровень ДМ стр.23 № 274, 275 для тех, кто хочет, чтоб изучение математики было более успешным, и кто справился сегодня с самостоятельной работой без ошибок.