Предмет: математика Класс: 5 Учитель: Ованесян Инна Эдуардовна Тема урока: "Треугольники. Виды треугольников" Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников. Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, коммуникативность, прививать аккуратность и трудолюбие. Оборудование: проектор, компьютер, карточки с дифференцированными заданиями, листы бумаги, модели фигур. Тип урока: урок формирования знаний. (Данную тему целесообразно изучать после изучения темы « Углы. Виды углов», на доске требуется поместить большой объем материала. Большое количество заданий и чертежей подготовлено заранее. На уроке используется презентация.) Методы урока: словесные, наглядные, практические. Формы: индивидуальная, парная, коллективная. План урока: 1. Организационный момент. (1-2 мин) 2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний. (5-6 мин) 3. Изучение нового материала (15-20 мин) 4.Физкультминутка (1-2 мин) 5. Закрепление изученного материала (6-7 мин) 6. Психологический тест — на обогащение знаний.(3 мин) 7. Подведение итогов урока. (2 мин) 8. Творческое домашнее задание. (1-2 мин) 9. Рефлексия.(2 мин) Ход урока: 1.Организационный момент (1-2 мин) ( класс оформлен плакатами: “Не знающий геометрию, да не войдет в Академию”(Платон), “ Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.” (В. Произволов) “...Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике, свести параллели к схождению и раздвинуть перпендикуляры к прямой на расхождение.” (В.Ф. Каган) ) 1. Настроить учащихся на рабочий лад. 2. Представить ученикам в краткой форме цели урока и план урока Сегодня мы поговорим о фигуре, которая вот уже два с половиной тысячелетия является как бы символом геометрии; но не только символом, но и – атомом геометрии. 2.Актуализация опорных знаний (5-6 мин) Применяемые методы и приемы: устный ответ, , работа 2 учеников по карточкам у доски. Форма проведения этапа: фронтальная и индивидуальная 1. Задания на повторение. Вызываются 2 ученика к доске. Они работают по карточкам. Остальные учащиеся работают по слайду, с помощью которого осуществляется повторение основных геометрических фигур и понятий, которые уже изучили. Учащимся необходимо будет назвать фигуры, которые они видят на слайде, а также вспоминают определения. 2. По слайду осуществляется повторение на виды углов. Учащимся необходимо указать правильное соответствие. Данное задание ученики выполняют по очереди цепочкой (фронтальная форма), причем вслух произносят обозначение угла и обосновывают свой ответ. По окончании данного этапа учащиеся, работающие по карточкам, озвучивают свои решения. 3.Изучение нового материала (15 мин)Применяемые методы и приемы: проблемный,объяснительно-иллюстративный метод, беседа. Форма проведения этапа: фронтальная Изучение новой темы «Треугольники. Виды треугольников» осуществляется при помощи презентации, которая проецируется на экран. Презентация построена на основе проблемных вопросов в следующей последовательности: на слайде находятся картинки, которые рассматриваются учащимися. В это время учитель начинает свой рассказ. 1. Проблемная беседа. В Атлантическом океане есть место. Загадочное, интересное. О нем много написано, сняты фильмы. Это место, расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день. Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам, наверное, известное. Какой геометрической фигуре мы сегодня посвятим наш урок? - Треугольнику. Итак, сегодня мы познакомимся с фигурой, которая в геометрии называется треугольником. Давайте попробуем дать определение. Вопрос: а можно ли построить треугольник, если точки расположить на одной прямой? Пробуем. Делаем вывод. После анализа и рассуждений делаем вывод, что треугольник – это фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков, попарно соединяющих данные точки. Приведите примеры предметов треугольной формы, которые вам встречаются в жизни (слайд ) Вместо слова “треугольник” употребляют знак Δ. Запишем Δ АВС. Ребята, эти три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами. Запишем. Отрезки – это стороны треугольника. Сколько их? (Работа в парах) Записываем АВ, АС и ВС. Какие элементы есть еще у треугольника? (Выясняем, записываем). Итак, у треугольника есть три угла. Три стороны, три угла, три вершины – всё это элементы треугольника. Практическое задание: 1. На столе лежит лист бумаги из тетради. Попробуйте из листа бумаги прямоугольной формы получить треугольник. Одинаковые ли треугольники у вас получились? 2. Посмотрите на экран. - Какую фигуру видите? - Есть ли у этого треугольника прямой угол? Назовите его. Вывод. Треугольник, у которого есть прямой угол называется прямоугольным. 3. Посмотрите на следующий треугольник: Что можно сказать об этом треугольнике? Угол меньше прямого, значит это остроугольный треугольник (на экране – после щелчка мыши) 4. Угол больше прямого угла, называется тупоугольным (на экране – после щелчка мыши) Возьмем модель четырёхугольника. Не меняя длины сторон, можем ли мы изменить форму?/Да. Попробуйте/. 5. А если взять треугольник? (Работа в группах. Ребята выясняют, можно ли изменить форму треугольника. Работа с моделями) - Вывод (после обсуждения): Если заданы три стороны треугольника, то форму его форму уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике. Приведите примеры.( Примеры: · Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость. · При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники. · Ножки стула крепятся планками, чтобы стул был устойчивым. ) Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее Учитель: Как вы думаете, чему равна сумма углов любого треугольника? (Заслушать ответы). Давайте это выясним, верны ли ваши предположения. Предлагаю провести измерения углов с помощью транспортира. Какие результаты получились? Заслушать. Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная. (Выясняем, что так может получиться потому, что приложили транспортир неточно, небрежно выполнили подсчет и т.д.) Я предлагаю найти сумму углов треугольника другим способом: У меня на столе треугольник, вырезанный из бумаги. Углы треугольника обозначены цифрами 1,2,3. Отрежу ножницами все углы. Будем собирать их в одной общей точке. /Cтороны обводим, прикладываем линейку к сторонам крайних углов/. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол, величина которого равна 180°. Так чему же равна сумма углов треугольника? Делаем вывод. 4. Физкультминутка (1-2 мин) Продолжаем урок. Учитель: Сумму длин всех сторон треугольника называют его периметром. Чтобы найти периметр нужно сложить длины всех сторон. А как же найти площадь треугольника? Давайте рассуждать. Вспомните наше практическое задание, где мы из листа прямоугольной формы получили треугольник. Мы умеем находить площадь прямоугольника S = a×b. А как, зная это, найти площадь треугольника? По рисунку видно, что площадь треугольника равна половине площади прямоугольника, а, следовательно, S=ab/2 . Не забываем, что у нас треугольник - прямоугольный. Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения длин его катетов. 5. Закрепление изученного материала (5-7 мин) 1)На слайде представлены чертежи фигур на плоскости. Учитель предлагает сосчитать треугольники в представленных фигурах. 2)Учитель:Предлагает решить задачу: Пусть нам дан треугольник ΔАВС со сторонами АВ=6 см, ВС =7 см., АС=9 см. Запишите ответ и попробуйте сделать вывод. Сумма длин двух сторон: АВ+ВС= , АВ+АС= , ВС+АС= . Длина третьей стороны: АС= , ВС= , АВ= . Делаем вывод: В треугольнике длина каждой стороны меньше суммы длин двух других сторон. 6.Обогащение знаний – психологический тест (3 мин) Из пяти фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг (модели фигур имеются у каждого ученика) выберите одну, которая вам больше понравилась.( Каждая фигура характеризует характер.) 7.Подведение итогов урока. (2 мин) Учитель: Вы хорошо поработали на уроке. Оцените свою работу. Помните слова французского инженера-физика Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Думаю, что знания, которое вы получили сегодня, помогут вам на уроках геометрии в старших классах. Предлагаю вам дома выполнить следующую творческую работу. 8.Творческое домашнее задание (1-2 мин) 1. Составьте рисунки из геометрических фигур (преимущественно из треугольников), узоры из треугольников. 2. Найдите или сочините стих (кому сложно - рассказ) по теме « Треугольники». 9.Рефлексия. (2 мин) В конце урока проводится беседа, в которой обсуждаем: - Что нового узнали на уроке? - Что вызвало трудности и над чем нужно поработать? - Что понравилось на уроке? Всем спасибо за работу. |