kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Разнообразие форм организации учебной деятельности младших школьников как условие развития творческих способностей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

пособие для молодых специалистов оно поможет выявить глобальные проблемы в развитии творчества

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Разнообразие форм организации учебной деятельности младших школьников как условие развития творческих способностей».»


«Формирование и развитие творческой личности в условиях саморазвития будет эффективным лишь в том случае, если школа будет решать ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели».


КАМАЛОВА Н.Н.

КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24» АКИМАТА

Г. УСТЬ - КАМЕНОГОРСКА


«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ САМОРАЗВИТИЯ»


В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидов.

Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач современной школы. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это направляющее начало, которое проявляется во всех сферах человеческой жизни, стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденции к выражению и проявлению всех способностей организма и «Я».

Исследования зарубежных психологов и педагогов Д. Гилфорда, Э.П. Торренса, Р. Стернберга, а так же российских: Даниловой В.Л., Гальперина В.Я., Калмыковой З.И., Крутецского в области творческого мышления теоретически обосновано, однако работа над улучшением этого свойства продолжает развиваться. [2, 256]

Большое внимание уделяется выявлению механизма творческой деятельности и природы мышления.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия влияющие на формирование творческого мышления:

- индивидуализация процесса обучения;

- создание повышенной мотивации учения;

- эмоционального фона;

- формирование познавательных потребностей;

- проблематизация обучения.

Актуальность данной проблемы в том, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Данная проблема стала моей поисковой темой ОЭР:

«Разнообразие форм организации учебной деятельности младших школьников как условие развития творческих способностей».

Объектом исследования является проблема развития творческого мышления на уроках математики, логики, развития речи и др.

Предметом исследования является разнообразие методик и форм по развитию творческого мышления в процессе обучения.

Цель: создание условий для развития творческой личности и выявление эффективности применяемых методик.

Задачи:

- создавать у школьников устойчивую мотивацию к учению;

- активизировать мыслительную и познавательную деятельность;

- развивать творческие способности младших школьников посредством

применения творческих заданий;

- в процессе лексических упражнений добиваться обогащения активного

словаря учащихся;

- содействовать формированию всесторонне развитой творческой личности.

Гипотеза: предполагаю, что развитие творческого мышления и мыслительных операций будет в том случае, если:

- учитель будет систематически применять разнообразные приемы и методы обучения, направленные на развитие творческого мышления учащихся;

- предоставлять свободу деятельности, в чередовании дел, в выборе способов, способствующих пошаговому развитию объема творческого и логического мышления;

- применяемые учителем средства обучения повлияют на мотивацию и развитие ключевых компетенций.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность».

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Элис Пол Торренс (американский психолог) выделяет 4 основных параметра, характеризующих креативность:

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий.

Таким образом, творческое мышление связанно с процессом или открытием нового субъективного знания с генерацией собственных оригинальных идей.

Эти компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. [4,25]

Выделяют как минимум три стадии развития детского творческого мышления:

- наглядно-действенное;

- причинное;

- эвристическое.

Важную роль к подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу.

Работу над развитием творческого мышления младших школьников я начала с экспериментального исследования. С помощью тестов Э.П. Торренса исследовала творческое мышление учащихся, для этого в первом классе провели диагностику совместно с психологической службой школы на выявление уровня творческого мышления учащихся, их гибкости, беглости и оригинальности.

Таблица №1. Процентное распределение учащихся по уровню творческого мышления (1 класс)


Высокий уровень

16%

12 баллов

Выше среднего

20%

10 – 11 баллов

Средний

44%

7 – 9 баллов

Низкий

20%

6 – 4 балла


Вывод: после результатов исследования надо было найти такую организацию учебного процесса, чтобы каждый ученик со своим уровнем развития мог проявить свое творчество, самостоятельно решить те или иные учебные проблемы.

Для обеспечения развития творческого мышления учащихся необходима оптимальная последовательность ситуаций, их определенная система. [ 6,87]

Поэтому при организации работы на уроках математики и логики предлагались задания с разным уровнем трудности.

Уровни проблемности решения задачи, по сути дела представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания, учитель помогает каждому ученику решить проблему, корректируя ход решения проблемы каждым учеником.

Сущность уровня проблемности заключается в следующем. Проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки; на высоком уровне содержит одну подсказку; на среднем уровне - две подсказки. Проблемная задача, сформированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предполагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу.

Например: проблемная ситуация на уроке « Выявление порядка действия в выражении» проводилась по следующей схеме:

- общая проблема;

- формулировка правила без подсказки;

- формулировка правила с одной подсказкой;

- формулировка правила по заданному алгоритму.

Это дает возможность учителю контролировать работу каждого ученика на всех этапах вывода правила. Если учащиеся выводили и фиксировали правила на самом высоком или последующих уровнях последовательности кроме низкого, они в дальнейшем должны были продолжать работу над правилом: проверять формулировку в соответствии с показами, и если нужно, уточнять и совершенствовать ее. В случае, когда отдельные ученики не справляются ни на одном уровне, учитель имеет возможность определить характер затруднений, их причины, и своевременно помочь; вместе с тем он имеет возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать творческое мышление. [ 7, 11]

Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна:

- все дети, используя помощь учителя, должны думать и писать, совершенствуя формулировку;

- учитель имеет возможность проанализировать попытки, ход открытия правила каждым учеником, т.е. выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности;

- каждый ученик убеждается в том, что если будет внимателен, подумает, применит имеющиеся знания, то обязательно справится с заданием;

- подсказки учителя направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением;

- воспитываются ценные качества личности (способность к напряженному умственному труду, самостоятельность, пытливость, трудолюбие);

- формируется математическая зоркость, устойчивые математические навыки, развивается творческое мышление. [9, 7]

При такой организации проблемного урока нет деления на «сильных», «средних», «слабых» - задания всем одинаковые; конечный результат – вывод правила – это и есть показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности. [ 1, 56]

Кроме того определен комплекс методических условий, основу которых составляют следующие факторы:

- первым шагом к успешному развитию творческой личности является раннее физическое развитие малыша. Затем чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами;

-вторым, важным условием, является создание обстановки, опережающей развитие детей, введение дополнительных уроков (логика, развитие речи). Этот курс способствует выявлению одаренных детей, с которыми работаю в школе олимпийского резерва.

Дети посещают ДШИ, 10 учеников – отделение хореографии, 3 – занимаются изобразительной деятельностью, 2 – музыкой, 3 – поют в хоре. Волшебная сила искусства способствует творческому саморазвитию личности.

Отсюда следует, при переходе в 5 класс, детям легче будет определить, в каком классе будут лучше реализовываться их способности: эстетическом, математическом, языковом.

-третье, чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил;

- четвертое - заключается в предоставлении свободы деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов.

Дж. Родари сказал: «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Поэтому в планирование курса «Развитие речи» включены темы «Сочиняем загадки и сказки».

1,2 классы – устная работа над загадкой и сказкой. 3,4 классы – написание творческих работ.

Придумываем загадки описывая их, на что похож предмет.

Цель: научить пользоваться алгоритмом для сочинения загадок. (На что похоже? / Чем отличается?)

Сочинение загадки, описывая признаки предмета. (Какой? / Что такое же?)

Загадки и нелепицы, описывая действия предметов. (Что делает? / Какой объект делает так же?)

На уроках математики и логики предлагаем задания по развитию логического мышления. Ребята с удовольствием их решают, они занимательны, нестандартны, вызывают интерес.[3, 5]

Наибольший эффект будет достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:

- решение задач разными способами;

- правильно организованный анализ задачи;

- моделирование ситуаций с помощью чертежа или рисунка;

-самостоятельное составление задач с опорными словами;

- решение задач с недостающими данными;

- изменение вопроса задачи;

-объяснение готового решения задачи;

- использование приема сравнения;

- изменение условия, решение обратных задач. [10, 7 ]

Через год совместно с психологической службой школы провели повторную диагностику для выявления уровня творческого мышления, где были выявлены результаты, представленные в сравнительной таблице: Таблица 2. Процентное распределение учащихся по уровню творческого мышления.


Высокий

Выше сред.

Средний

Низкий

1 класс

16

20

44

20

2 класс

25

30

35

10

Вывод: диагностика, направленная на изучение творческого мышления показала пошаговый рост мыслительных операции с сохранением индивидуализации и психологического здоровья учащихся.

Кроме того, в ходе исследования был определен комплекс педагогических условий и методов работы над данной темой.

Исходя из рассмотренного, можно заключить, что образовательный процесс в школе строится с учётом сочетания базовых и вариативных часов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций учащихся на основе взаимодействия учитель – ученик и его мотивационную сферу. Чтобы наши дети успешно учились в начальной школе, с ними нужно регулярно заниматься, развивать у них творческое и логическое мышление.

Я считаю, что гипотеза нашла своё научно – практическое подтверждение через предлагаемую организацию учебного труда в начальной школе, направленную на развитие творческого мышления.


ЛИТЕРАТУРА.

1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – СПб., 2002.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.:

Педагогика, 1982. - с.251-300.

3. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших

творческих способностей. - М.: ИМПЭТО, 1995.- 96 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.

очерк: Кн. для учителя.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.-93с.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.





























7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Камалова Надежда Николаевна

Дата: 20.05.2022

Номер свидетельства: 607502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "463561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522068122"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства