Данный урок направлен на развитие познавательной активности учащихся, т.к. в ходе урока учащиеся закрепляют такие понятия как равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольник, с помощью практической работы, делают соответствующие выводы. Данные понятия являются обязательными для изучения в школьном курсе математики.
Этот урок развивает интерес и положительную мотивацию к процессу изучения предмета математики, ребенок выступает в роли исследователя, первооткрывателя. Урок на уровне знаний пятиклассника позволяет раскрыть перед ребенком математические понятия в более простой и доступной форме.
Данный урок развивает творчество детей, т.к. ставит ученика в такую ситуацию, когда он вынужден создавать, что-то новое, своё.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: урок закрепления (систематизации) знаний.
Методы урока: словесные, наглядные, практические, проблемный.
Формы деятельности: индивидуальная, коллективная.
Аннотация урока: Данный урок направлен на развитие познавательной активности учащихся, т.к. в ходе урока учащиеся закрепляют такие понятия как равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольник, с помощью практической работы, делают соответствующие выводы. Данные понятия являются обязательными для изучения в школьном курсе математики.
Этот урок развивает интерес и положительную мотивацию к процессу изучения предмета математики, ребенок выступает в роли исследователя, первооткрывателя. Урок на уровне знаний пятиклассника позволяет раскрыть перед ребенком математические понятия в более простой и доступной форме.
Данный урок развивает творчество детей, т.к. ставит ученика в такую ситуацию, когда он вынужден создавать, что-то новое, своё.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
- Какой сейчас урок? (урок геометрии)
- Чем мы занимаемся на уроках геометрии? (чертим, измеряем, строим)
2. Актуализация знаний учащихся
- Геометрические знания были необходимы людям во все времена для того, чтобы измерять землю, строить дома, путешествовать на кораблях. Эти знания и сейчас нужны рабочим, строителям, инженерам, лётчикам.
- Вот и мы с вами сегодня тоже будем говорить об одной геометрической фигуре, рассмотрим ее виды. А вот о какой фигуре пойдёт речь, мы узнаем, если отгадаем ребус. (слайд 1)
- Верно, это треугольник.
3. Систематизация имеющихся знаний
3.1 Устный опрос
- Что такое треугольник? (Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков) (слайд 2)
- Сколько сторон у треугольника?
- Сколько углов у треугольника?
- Какие треугольники вы знаете? (разносторонний, равнобедренный, равносторонний)
3.2 Работа по карточкам
- Давайте вспомним определения этих треугольников.
- Перед вами лежат карточки.
- Положите их так, что бы высказывание стало верным.
Треугольник называется равносторонним, если…
… у него все стороны равны.
Треугольник называется разносторонним, потому что…
… у него все стороны разные.
Если у треугольника 2 стороны равны, то…
… он называется равнобедренным.
(слайд 3)
- Какой треугольник называется разносторонний?
- Посмотрите, как пишется этот термин.
- Какой треугольник называется равносторонний?
- Посмотрите, как пишется этот термин.
- Какой треугольник называется равнобедренный?
- Посмотрите, как пишется этот термин.
3.3 Лестница успеха
- Положите перед собой лестницу успеха.
- Оцените свои имеющиеся знания о треугольниках, выбрав соответствующую ступеньку.
4. Сообщение темы урока
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Правильно, сегодня на уроке мы будем различать треугольники по длинам сторон. Узнаем много нового и интересного.
- Какую цель мы можем поставить? (пополнить, расширить знания по теме «Треугольники»)
- Какова практическая значимость изучаемой темы? (с треугольниками мы встречаемся повсюду)
Треугольник – “жесткая” фигура. Если заданы три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике.
Делая садовую калитку обязательно прибивают планку (доску), иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придаёт калитке прочность, иначе её перекосит.
Стропила зданий (несущая система скатной крыши) имеют вид треугольников. Это придаёт устойчивость.
При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники.
5. Работа над темой
Работа по карточкам.
- У вас на партах лежат карточки.
- Что надо выполнить? (измерить стороны треугольников и определить вид)
В
АВ = 4 см 5 мм
ВС = 3 см
АС = 5 см 5 мм
А С
Треугольник АВС - ________________________
- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Все стороны разные, одинаковых сторон нет.)
- Как называется этот треугольник? (если в треугольнике все стороны разные, то он называется разносторонним)
Т
АТ = 4 см 5 мм
ТМ = 4 см 5 мм
АМ =7 см 2 мм
А М
Треугольник АТМ - ________________________
- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Две стороны одинаковые, а третья сторона другой длины.)
- Как называется этот треугольник? (Если две стороны треугольника равны, то треугольник называется равнобедренным)
К
СК = 5 см 8 мм
КЕ = 5 см 8 мм
СЕ = 5 см 8 мм
С Е
Треугольник СКЕ - ________________________
- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника? (Все три стороны равны.)
- Как называется этот треугольник? (Если три стороны равнобедренного треугольника равны, то треугольник называется равносторонним)
5.2 Графический диктант
- Проведем графический диктант.
Найдите стартовую точку. Считаем: 5 клеток вниз, 5 клеток вправо. Соединяем по линейке со стартовой точкой.
- Какой треугольник называется разносторонним? (все стороны разной длины)
Моделирование
- Выполним моделирование треугольников из полос бумаги.
- Возьмите полоски розового цвета. Постройте треугольник. Как называется такой треугольник? (равносторонний)
- Возьмите полоски зеленого цвета. Постройте треугольник. Как называется такой треугольник? (разносторонний)
- Постройте из полосок равнобедренный треугольник. Что для этого надо сделать? (взять 2 полоски розового цвета и одну зеленого)
6. Физминутка
- А сейчас мы отдохнем. Все встали. Выпрямили спину, руки вдоль туловища.
1 - руки на пояс
2 - руки на плечи
3 - руки вверх
4 – хлопок
5 - руки на плечи
6 - руки на пояс
7 - руки вниз
8 – хлопок
- Зажмурьте глаза. Откройте. Не поворачивая головы найдите равносторонний треугольник.
- Какого он цвета? (желтый цвет улучшает память)
- Найдите равнобедренный треугольник.
- Какого он цвета? (синий цвет позволяет принять правильное решение)
- Найдите разносторонний треугольник.
- Какого он цвета? (зеленый цвет успокаивает, настраивает на рабочий лад)
- Тихонько сели на свои места.
7. Закрепление материала
7.1 Сказка о треугольниках
– Ну а теперь я проверю, настолько хорошо вы усвоили признаки видов треугольников. Послушаем сказку.
- Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот старый треугольник сказал: “Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем”. Все согласились. Рано утром с восходом солнца отправились все треугольники в далекое путешествие.
– На пути путешественников повстречала река, которая сказала: “переплывут меня только те, у кого хотя бы две стороны равны”. Часть треугольников остались на берегу.
– Какие виды треугольников остались на берегу? (разносторонние)
– Какие благополучно переплыли и отправились дальше? (равнобедренный, равносторонний)
– Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
- Кто остался у обрыва? (равнобедренный)
– Кто стал королем? (равносторонний)
- Какой треугольник называется равносторонним? (у которого все стороны равны)
7.2 Межпредметные связи
- Скажите, а где в жизни еще можно увидеть треугольники?
Наверное, на уроках швейного дела вы слышали о такой технике как лоскутное шитье. Из экономии, чтобы никакая тряпица не пропала даром, наши прабабушки придумали мастерить одеяла. И появлялось в скромном крестьянском доме яркое радужное покрывало, которое и украшало, и согревало.
Сегодня лоскутная техника — широко известный вид декоративных работ.
Техника проста — составить узор из треугольников, соединенных вместе. Из треугольника можно составлять любые композиции: укладывать в полосу, в квадрат, в большой треугольник, в елочку.
На уроках столярного дела вы так же будете заниматься геометрической резьбой.
Издавна из дерева возводили дома, делали утварь, посуду, прялки, игрушки. Чтобы придать неповторимость своим изделиям мастера украшали их резьбой.
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день. Выдвигаются различные гипотезы для объяснения загадочных исчезновений в этой зоне: от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами или жителями Атлантиды.
7.3 Работа в парах – «Собери домик»
- Сейчас и мы с вами побудем дизайнерами.
- Составим домик в качестве эскиза работ.
8. Домашнее задание
- Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. Из различных видов треугольников вам необходимо составить картинку: это может быть животное или геометрический рисунок.
9. Итог урока.
- Подведем итог урока.
- С какой геометрической фигурой мы работали? (треугольник)
- Что такое треугольник? (Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков)
- Какие виды треугольников знаете? (разносторонний, равнобедренный, равносторонний)
- Что понравилось больше всего?
- Чего хотелось еще узнать?
- Возьмите лестницу успеха.
- Отметьте уровень своих знаний, выбрав соответствующую ступеньку.
- Ваша оценка совпала с первоначальной?
- Кто стал хоть на ступеньку выше?
- Оцените свое настроение на уроке с помощью смайликов, прикрепив их на доске.