Конспект занятия по математике в средней группе «Счет предметов в пределах 5»
Программное содержание:
- продолжать учить считать в пределах 5;
- продолжать формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов, употреблять выражения: столько же, поровну;
- продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине)
- продолжать упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур с соотнесением их с предметами окружающей действительности (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)
Оборудование: игрушка Чебурашка, карточки, палочки разной длины, раздаточный материал (по 5 грибочков, 5 бабочек), раскраски, плакат «Геометрические фигуры», указка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
В: Раз, два
Д: Выше голова.
В: Три, четыре
Д: Руки шире.
В: Пять, шесть
Д: Тихо сесть
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
В: - Ребята, у нас в гостях сегодня Чебурашка. Вы его знаете? (Ответы детей)
В: - Правильно. Считать не умеет. И цифры не знает. Давайте мы ему поможем? Побудет Чебурашка на нашем занятии и, может быть, чему-нибудь научится.
1) Повторение цифр от 1 до 5.
В: - Давайте вспомним с вами цифры. Может и Чебурашка их запомнит. Посмотрите на экран. (Сначала дети называют цифры по порядку от 1 до 5, потом по очереди по одной цифре).
В: - Поднимите руки, кто смотрел мультфильм про Чебурашку. А на чём едет? (Ответы детей)
В: - Правильно, на поезде. Посмотрите, пожалуйста, на вагоны поезда и скажите, из каких геометрических фигур состоят? (Ответы детей)
В: - Что может быть круглым? (Колеса)
2) Повторение названия геометрических фигур.
В: - Сколько углов у треугольника? А сторон? (Ответы детей)
В: - Сколько углов у прямоугольника? А сторон? (Ответы детей)
В: - У какой фигуры тоже 4 угла и 4 стороны? (Ответы детей)
В: - Молодцы. Думаю, Чебурашка их запомнил.
В: - Мы с вами долго смотрели на экран. Глазки наши устали. Давайте сделаем для них зарядку:
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. «Руки за спину, головки назад».
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх — где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова считаем. Немного еще.
В: - Молодцы. А сейчас вы тихонечко сядете за столы. Ручки уберём, ничего трогать не будем.
3) Порядковый счёт предметов.
В: - У меня на доске геометрические фигуры. Скажите, что стоит первым? (Ответы детей)
В: - Каким по счёту стоит квадрат? А овал? (Ответы детей)
4) Расположение предметов в пространстве.
В: - Что стоит слева от квадрата? (Ответы детей)
В: - Что стоит справа от квадрата? (Ответы детей)
5) Сравнение групп предметов.
В: - Ребята, на доске грибочки. Какого они цвета? Как узнать каких грибов больше? (посчитать или поставить парами) (Поставили грибы парами).
В: - Каких же больше? На сколько? (Ответы детей)
В: - Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (убрать или добавить)
В: - Какие грибы расположены выше? Какие ниже? (Ответы детей)
Работа с раздаточным материалом.
В: - Положите перед собой 3 цветочка. Столько же бабочек. Сколько получилось бабочек?
В: - Сделайте, чтобы бабочек стало меньше. Что мы сделали? (убрали бабочку). Положите её на место. А как мы ещё можем сделать бабочек меньше? (добавим цветочек)
В: - Молодцы! А теперь убираем всё на тарелочку и выходим на ковёр.
6) Повторение названий частей суток.
В: - Скажите, какой сейчас день недели? (Ответы детей)
В: - А какое сейчас время суток? (Ответы детей)
В: - А когда у вас обед? (Ответы детей)
В: - А когда мамы за вами приходят? (Ответы детей)
В: - Спите вы когда? (Ответы детей)
В: - Сейчас утро, встало солнце. Давайте мы его поприветствуем:
ФИЗМИНУТКА.
Солнце спит, небо спит, - (кладет голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встаёт руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанит пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садится и кладёт голову на руки).
В: - Молодцы! А теперь встаньте все в кружок, мы поиграем с вами в игру. У меня в руках палочки. Какого цвета? (Ответы детей) Арина раздаёт красные, Данила - голубые.
В: - Покажите мне широкую палочку. Узкую. Какая из них длиннее? Какая короче? Как узнаем? (Ответы детей)
В: -Если я ударю в барабан 2 раза, вы поднимите широкую палочку, если 3-узкую.
В: - Молодцы! Ребята, вы представляете. Чебурашка очень хитрый. Хотя сам ничего не знает, попросил крокодила Гену приготовить вам задание.
В: - Садимся за столики. Под тарелочками у вас листочки. Это задание от крокодила Гены. Сейчас оранжевым карандашом вы раскрасите треугольники, а зелёным - квадраты.
В: -Сколько получилось кружочков? А квадратиков? Чего больше? (поровну)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
В:- Ребята, вы сейчас раскрашивали. Ваши пальчики устали. Давайте проведём для них зарядку «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
В: - Ребята, а что может быть круглым? (Ответы детей)
В: - А квадратным? (Ответы детей)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
В: - Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Что узнал Чебурашка на нашем занятии?
В: - Чебурашке понравилось, как вы раскрашиваете. Поэтому он принёс вам раскраски. И хочет, чтобы вы раскрасили после занятий его портрет.
А ТЕПЕРЬ НАСОС ВКЛЮЧАЕМ,
ВОДУ ИЗ РЕКИ КАЧАЕМ.
ВЛЕВО – РАЗ, ВПРАВО – ДВА,
ПОТЕКЛА РУЧЬЕМ ВОДА.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ –
ХОРОШО МЫ ПОТРУДИЛИСЬ