Тема: «Равенство», «неравенство» | Тип: Изучение нового материала |
Задачи: Моделировать ситуации, иллюстрирующие сравнение чисел. Использовать математическую терминологию. Способствовать развитию мотивации учебной деятельности при выполнении заданий творческого и поискового характера. Обучение самостоятельной работе как форме деятельности |
Планируемые результаты: |
Предметные: Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: (больше), Сравнение двух чисел, запись результата сравнения | Метапредметные: Понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя. Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения. Искать разные способы решения задач. Слушать собеседника и вести диалог. Взаимодействовать с учителем, работать по заданному алгоритму. | Личностные: Проявлять интерес к математике. Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. |
Ресурсы урока: Учебник «Математика», ч.1, стр. 46-47, рабочая тетрадь, ч.1 стр. 18, разрезной материал (Приложение). |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика |
Мотивация познавательной деятельности |
| |
Актуализация необходимых знаний |
Предлагает в парах выполнить задание с монетками и пирамидками (на полях учебника, стр. 46-47). Предлагает назвать все числа, которые меньше 5, но больше 2. | Отвечают на вопросы учителя, слушают собеседника, ведут диалог. Воспроизводят последовательность натуральных чисел от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, решают логические задачи, выполняют практические действия с карточками математического лото, сравнивают числа. |
Организация познавательной деятельности |
Предлагает самостоятельно найти стр. 46-47, поставить учебную задачу. Предлагает сравнить количество предметов, вспомнив известные способы сравнения. Создает проблемную ситуацию, предлагает результат сравнения записать математическим языком. Организует выполнение заданий на стр. 46-47 учебника. Предлагает соотнести количество геометрических фигур с числом, сравнить количество фигур, прочитать запись. Предлагает составить рассказ по сюжетному рисунку (учебник, стр. 46), соотнести сюжетный рисунок и математическое выражение. Задает уточняющие вопросы. Обращает внимание на глагол, с помощью которого описывают процесс: Сколько было птиц? Сколько стало? Создает проблемную ситуацию, предлагает восстановить запись (стр. 46). Обращает внимание на математический знак + (-). Обращает внимание на связь между знаками действия и результатом действия (было 3, стало 4, 43; 4 – это 3 и 1, 3+1, следовательно 43). Можно задать вопрос: На сколько 4 больше, чем 3? Организует работу в рабочей тетради (стр. 18). Просит написать нужную цифру на циферблате часов. Организует работу в парах, направленную на изучение состава числа 5 (стр. 47). Предлагает самостоятельно соотнести множество предметов с цифрой. Желательно организовать предметные действия учеников (работу с разрезным материалом, счетными палочками). Создает проблемную ситуацию: сравнение длин отрезков на основании измерения разными мерками (стр. 47). | Сравнивают количество геометрических фигур с опорой на иллюстрацию (фигура под фигурой), делают вывод, читают запись. Анализируют ситуацию, разъясняют соответствующую математическую запись. Составляют рассказ по сюжетной картинке, обращают внимание на то, что было сначала, что стало потом. Соотносят сюжетный рисунок и математическое выражение. Читают математическое выражение. Сравнивают числа. Анализируют математическую запись, составляют сюжетный рассказ, восстанавливают запись: знак +, следовательно, было меньше, чем стало, знак -, следовательно, стало меньше, чем было. Читают математическое выражение. Восстанавливают натуральный ряд чисел, применяют знания и способы действий в измененных условиях. Пишут знаки сравнения, самостоятельно выполняют задания о мячике, делают вывод, записывают с помощью цифр и знаков. Проверяют свою работу, корректируют, оценивают. Демонстрируют правильный способ прочтения записи. Измеряют длину отрезков разными мерками, сравнивают число мерок, делают вывод о необходимости пользоваться для сравнения длин одинаковыми мерками. Проговаривают правила работы в парах. Анализируют запись, определяют закономерность. Обводят числа по контуру. Контролируют свою деятельность, проверяют, корректируют. Называют натуральный ряд чисел. Под руководством учителя оценивают собеседника. |
Подведение итогов |
Предлагает обратиться к плану, составленному в начале урока, проанализировать успешность выполнения, оценить работу на уроке | Соотносят выполненные задания с планом. Анализируют выполнение. Оценивают свою работу на уроке, начиная со слов: «Сегодня на уроке я узнал…», «Сегодня на уроке я научился…», «Сегодня на уроке я удивился тому, что…» |
Дополнительный материал: С.И. Волкова «Математика. Устные упражнения. Пособие для учителя», упражнения к уроку №21. |
Диагностика достижения планируемых результатов: самостоятельно выполнить задание «Проверь себя и оцени свои успехи», (учебник, стр. 47). |
Дополнительное творческое задание: провести игру «Магазин», предложить «купить» предметы, заплатив по-разному (поля учебника, стр. 47). |