Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Математические представления"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Математические представления» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.2.3286-15, утверждённым постановлением Главного государственного врача РФ 10 июля 2015г. №26;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель программы: Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий
Краткая характеристика предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Срок реализации программы - 1 год.
Принципы организации учебного процесса:
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- Принцип сотрудничества с семьей;
- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала. Например, в более увеличенном объеме по сравнению с программами для детей с соответствующими нарушениями может быть представлена тематика занятий по изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и др.
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.
- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении.
- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др.
- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
У детей с ТМНР очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счету. У них не формируется подлинное понятие о числе и составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом. Переход к абстрактному счету недоступен. Уроки ориентируются на получение БУДов, которые являются действенными, практически ценными, обеспечивающими подготовку к трудовой деятельности.
Обучение организуется на практической наглядной основе. Необходима система наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в класс, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Связь с другими учебными дисциплинами, особенно с ручным трудом.
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Метод мониторингов;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Направления коррекционной работы:
В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является формировать и поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.
Предмет «математические представления» находит свое логическое продолжение в содержании предмета: «СБО», а также в реализации задач коррекционно-развивающей области: «сенсорное развитие», предметно-практические действия».
МЕСТО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «математические представления» относится к предметной области «Математика», обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 97 часов, 3часа в неделю, 34 учебные недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Представления о форме»
«Представления о величине»
«Пространственные представления»
«Временные представления»
«Количественные представления»
Наименование разделов, тем программ
Кол-во часов по разделу
«Формирование представлений о форме»
«Круг»
«Квадрат»
4
«Маленькие и большие квадраты»
4
«Предметы похожие на круг, квадрат»
4
«Раскрашивание круга, квадрата»
4
«Обведение круга, квадрата по контуру»
4
«Штриховка круга, квадрата»
5
Всего 25часов
«Формирование представлений о величине»
«Большой-маленький
«Длинный- короткий»
3
«Большие и маленькие игрушки»
«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».
3
«Я большая,а ты маленький»
«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».
3
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»
«Подбери ленты для кукол»
3
«Постройка башни»
«Длинный мост, короткий мостик»
«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».
3
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»
3
Закрепление тем:
«Короткий длинный»
«вверху- середина-внизу»
«поровну-больше»
2
Всего 32 часа
Формирование временных представлений «День-вечер-ночь»
2
«Части суток»
«День-вечер-ночь»
2
«Режим дня»
2
«Ночной режим»
2
Закрепление по теме:
«Покажи,что ты делал днем,вечером»
«Покажи,что ты делал ночью»
1
Всего 9 часов
«Формирование количественных представлений»
«Знакомство с понятием «один» и «много»
«Знакомство с цифрой 1»
1
«Один-много»
«Цифра 1»
1
«Много»
«Выполнение различных действий: один — много хлопков».
1
«Мои игрушки»
1
«В гостях у лесовичка в лесу»
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»
1
1
Всего 6часов
Всего за год 97 часов
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Личностные результаты:
Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.), осознание своей принадлежности к определенному полу;
Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
Проявляет интерес окружающим предметам;
Проявляет терпение, доводить начатое дело до конца;
Проявляет интерес, усидчивость;
Проявляет интерес к занятию;
Испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
Проявляет желания работать совместно с учителем, принимает помощь от учителя;
Проявляет бережное отношение к наглядным пособиям;
Осознает бережное отношение к раздаточному материалу (не брать в рот, не грызть, не рвать, не ломать);
Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
Проявляет интерес к математике посредством игры;
Общается со сверстниками;
Проявляет дружеские взаимоотношения;
Умеет устанавливать и поддерживать контакты;
Проявляет доброе, уважительное отношение друг к другу;
Принимает участие в коллективных делах и играх;
Выражает интерес и желание к познанию окружающего мира;
Имеет представления о правилах режима дня;
Соблюдает правила режима в ночное время (ночью дети должны спать, а игрушки отдохнуть у себя на полочке);
Сформирован навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии;
Выражает желания работать в паре;
Проявляет доверительный контакт между детьми;
Умеет сосредоточиваться на слуховой информации;
Проявляет желание помочь герою сказки;
Выражает любознательность;
Проявляет коммуникативные навыки.
Предметные результаты:
Умеет работать с крупными пазлами, вставляет в отверстие формы из круга, квадрата;
Умеет дифференцировать, раскладывать маленькие квадраты в маленькую коробку, большие квадраты в большую коробку;
Умеет соотносить и дифференцировать квадрат методом наложения;
Называет большой квадрат, маленький квадрат;
Умеет правильно держать карандаш, раскрашивает не выходя за контур;
Рассматривает объемную фигуру — кубом;
Обводить форму квадрата по контуру;
Выполняет штриховку геометрических фигур в разных направлениях, разноцветными карандашами;
Составляет композиции из разноцветных кружков, квадратов;
Умеет выделять большие и маленькие круги с помощью метода наложения;
Умеет выделять и группировать предметы по величине: длинный –короткий;
Умеет показать жестом большие и маленькие предметы, длинный – короткий;
Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом;
Умеет видеть разницу в росте, сопровождает свою речь с жестами;
Умеет соотносить одежду с ростом;
Одевает на куклу кофту, штаны;
Умеет выбирать из общих кубиков большие кубики, оречевляя речью-большие, жестом-разводит в разные стороны руки, ставить кубик на кубик, сравнивает большую с маленькой башней;
Сформированы понятия «вверху», «внизу»;
Сравнивает предметы по признакам сходство –различие (маленький, большой);
Знает геометрической фигуры круг (круг,квадрат);
Умеет раскладывать маленькие игрушки на верхнюю полку, большие игрушки на нижнюю полку;
Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.);
Складывает вещи по полкам;
Показывает верх-низ;
Ориентируется на листе бумаги;
Выполняет последовательно организованные движения;
Умеет находить по требованию учителя тот или иной предмет (с подсказкой учителя, где он находится);
Сформированы знания о частях суток, их отличительных особенностях (на основе деятельности детей, взрослых, объективных условий природы);
Умеет имитировать действия;
Определяет части суток по признакам: деятельность человека;
Выполняет действия по опорным картинкам (читает книгу, пинает мяч, рисует, прыгает, бегает);
Умеет выбирать соответствующую картинку, где нарисована ночь;
Находить картинки по частям суток (Маша гуляла на улице. Каталась на карусели. Обедала.)
Отвечает на вопросы: Когда это было? (днем). Показывает картинку, где Маша гуляет и т.д.)
Играет с бусами разной величины;
Умеет соотносить количество (один стул-сядет один мальчик. Много стульев-сядут много мальчиков);
Соотносить отдельные единицы множества с пальцами, прикасается к предмету пальцем —пересчитав его количество.(Один зайчик, один мишка, одна белочка и т. д.);
Соотносить отдельные единицы множества с пальцами, прикасается к предмету пальцем — много;
Умеет показывать жестом (разводит руки широко в стороны –много листьев);
Сформированы понятия «правая» и «левая» рука.
Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом;
Участвует в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик;
Умеет раскладывать по коробкам шишки с шишками, листья с листьями (классификация предметов);
Умеет раскладывать предметы от себя далеко, близко;
Воспроизводит комбинации из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора;
Сформирован навык ориентировки в пространстве (далеко - близко);
Умеет использовать пространственные понятия в отношении собственного тела;
Умеет ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи. Дид.игра «Накроем стол»;
Выполняет последовательно организованные движения;
Умеет определять расположение других детей (далеко и близко по отношению от себя);
Подбирает картинки на определенные пространственные представления, поровну-больше;
Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.
БУД:
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
Подражает действиям, выполняемые педагогом;
Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
Выполняет действие способом рука-в-руке;
Выполняет последовательно организованные движения;
Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин;
Переключает взгляд с одного предмета на другой;
Понимает жестовую инструкцию;
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
Понимает инструкцию по пиктограммам.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечания
I четверть 22 ч
1-3
«Формирование представлений о форме»
«Круг»
«Квадрат»
3
01.09
06.09
07.09
Картинки действий, пиктограммы.
Шаблоны геометрических фигур, трафареты.
4-5
«Маленькие и большие квадраты»
2
08.09
13.09
6-8
«Предметы похожие на круг, квадрат»
3
14.09
15.09
20.09
9-11
«Раскрашивание круга, квадрата»
3
21.09
22.09
27.09
Предметные и сюжетные картинки
12-15
«Обведение квадрата по контуру»
4
28.09
29.09
04.10
05.10
Шаблоны геометрических фигур, трафареты.
16-18
«Штриховка квадрата»
3
06.10
11.10
12.10
19-21
«Формирование представлений о величине»
«Большой-маленький»
«Длинный – короткий»
3
13.10
18.10
19.10
Различные по форме, величине, цвету наборы материала.
22
«Большие и маленькие игрушки»
«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения».
1
20.10
II четверть24 ч
23-24
«Я большая, а ты маленький»
2
01.11
02.11
Наборы предметов для занятий
25-27
«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».
3
03.11
08.11
09.11
28-29
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»
2
10.11
15.11
30-32
«Постройка башни» «Длинный мост, короткий мостик»
3
16.11
17.11
22.11
33-34
«Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности»
2
23.11
24.11
35-37
«Формирование пространственных представлений»
«Вверху-середина-внизу»
3
29.11
30.11
01.12
Обучающие компьютерные игры, способствующие формированию у детей доступных математических представлений
38-39
«Разложи игрушки по полкам»
2
06.12
07.12
40-41
«Разложи одежду по полкам»
2
08.12
13.12
42-44
«Ориентация на листе бумаги»
«Вверх-середина»
«Середина –низ» «Ориентация в классе»
3
14.12
15.12
20.12
45-46
«Ориентация в классе»
2
21.12
22.12
III четверть 31 ч
47-48
«Середина класса»
2
10.01
11.01
49-52
Формирование временных представлений «День-вечер-ночь»
4
12.01
17.01
18.01
19.01
Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий.
53-56
«Части суток»
«День-вечер-ночь»
4
24.01
25.01
26.01
31.01
57-60
«Режим дня»
4
01.02
02.02
07.02
08.02
61-63
«Ночной режим»
3
09.02
14.02
15.02
64-67
Закрепление по теме:
«Покажи,что ты делал днем,вечером»
«Покажи,что ты делал ночью»
4
16.02
21.02
22.02
28.02
68-71
«Формирование количественных представлений»
«Знакомство с понятием «один» и «много»
«Знакомство с цифрой 1»
4
01.03
02.03
07.03
09.03
Цветные карандаши;
листы бумаги, верёвочка, шнурки, образцы цыфр.
72-75
«Один-много»
«Цифра 1»
4
14.03
15.03
16.03
21.03
76-77
Нахождение цифры 1
2
22.03
23.03
IV четверть 20ч
78-80
«Мои игрушки»
3
04.04
05.04
06.04
Различные по форме, величине, цвету наборы материала.
81-83
«В гостях у лесовичка в лесу»
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»
3
11.04
12.04
13.04
84-86
«Поровну-больше»
3
18.04
19.04
20.04
Игрушки разных размеров.
87-89
«Разложи игрушки»
3
25.04
26.04
27.04
90-92
«Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.»
3
04.05
11.05
16.05
Карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений).
93-95
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».
3
17.05
18.05
23.05
96
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве»
1
24.05
97
Игры на развитие пространственных понятий
1
25.05
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях. - Алышева Т.В. – М., «Просвещение», 2012
Дополнительная литература:
Рабочая тетрадь дошкольника «Логика противоположности». - Л. Маврина, Е. Семакина. – М., ООО «Стрекоза», 2011г.
Раз - ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Часть 1- Л. Г. Петерсон, Н.П.Холина.- М., «Ювента», 2006г.
Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – И. В. Чумакова. – М., «Владос», 2001г.
Формирование математических представлений . – Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – Саратов, «Вако», 2005 г.
Средства обучения:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы вкладыши;
- мозаики;
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.